Автор: s*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение финансового контроля и его особенностей в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить содержание и задачи финансового контроля;
- рассмотреть организацию финансового контроля;
- изучить развитие и совершенствование финансового контроля в Республике Беларусь на современном этапе.
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ 10
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений. [13, 27]
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т. д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.
По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д.
Текущий
финансовый контроль проводится в процессе
исполнения финансовых планов, в ходе
осуществления хозяйственно-
Предварительный финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ –
ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ
Функции учета налогоплательщиков, взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в Республике Беларусь выполняет Министерство по налогам и сборам (МНС). В настоящее время структура его четко определена, что позволяет ему функционировать в качестве самостоятельного жизнеспособного института финансовой системы. В состав МНС входят центральный аппарат, выполняющий роль методологического, организационного и координирующего центра, а также 171 инспекция в областях, городах и районах республики,; которые являются юридическими лицами и призваны защищать интересы государства, права и законные интересы субъектов налогообложения (юридических лиц, в том числе иностранных, независимо от подчиненности и форм собственности, их филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, предпринимателей и граждан Республики Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан).
Контрольное управление МНС разрабатывает методологию осуществления налоговых проверок и ревизий, координирует их, анализирует информацию о результатах налогового контроля и на этой основе осуществляет совершенствование его форм и методов. Отделы контрольного управления охватывают все виды деятельности, как наиболее распространенные; производство и торговлю, так и прочие: деятельность банков, страховых организаций, а также предприятий с иностранными инвестициями.
Местные органы власти не влияют на кадровую политику налоговых органов, а также не могут изменять или отменять решения налоговых органов, давать им оперативные руководящие указания.
До 1998 г. в состав МНС (ГНК) входило также Главное управление налоговых расследований, подразделения которого осуществляли расследование преступлений в сфере налогового законодательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 71 от 11.02.1098 г. на его базе образован Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь (ГКФР), которому подчинены областные, по Минску, городские и межрайонные подразделения финансовых расследований. Как уже указывалось, в настоящее время эта служба входит в состав Комитета государственного контроля Республики Беларусь в качестве самостоятельного структурного подразделения – Главное управление финансовых расследований. [4, 54]
Главное управление финансовых расследований является правоохранительным органом, к основным задачам которого относятся предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере применения законодательства о предпринимательстве и налогах, производство дознания и предварительного следствия по делам о данных правонарушениях, обеспечение защиты сотрудников государственных налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей и др.
Основными задачами МНС РБ являются:
•
контроль за соблюдением законодательства
о налогах и
•
обеспечение учета
•
обеспечение правильного
• разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы МНС;
•
осуществление валютного
•
предупреждение, пресечение правонарушений
в сфере своей компетенции
и привлечение к
• подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;
• издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов.
По рассмотренным материалам о нарушении законодательства о налогах и предпринимательстве инспекции МНС РБ выносят следующие постановления, предписания, распоряжения:
• о наложении административного взыскания;
• о прекращении административного дела с освобождением нарушителя от административной ответственности в предусмотренных законодательством случаях;
• об изъятии документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и иных объектов налогообложения;
•о наложении ареста на имущество нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве или об изъятии такого имущества;
• о принудительном взыскании задолженности по платежам в бюджет, финансовых санкций и пени.
Налоговые органы исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами: таможенными, финансовыми, а также с органами Комитета государственного контроля, прокуратурой. Кроме того, налоговые органы тесно взаимодействуют с банками, а также могут привлекать специалистов других органов, обладающих специальными знаниями и навыками, для оказания помощи в проведении контрольных мероприятий (определение качества сырья, готовой продукции; проведение контрольных замеров и т.д.).
Налоговые органы всех уровней тесно взаимодействуют. Они могут проводить совместные проверки. Кроме того, с целью получения более полной информации о конкретных налогоплательщиках, их сфере деятельности, деловых партнерах и т.д. они могут запрашивать необходимую информацию у своих коллег и получать интересующие их сведения, имеющиеся в распоряжении того или иного налогового органа.
При
необходимости возбуждения
Налоговые органы, осуществляя контроль за полнотой и своевременностью уплаты плательщиками НДС и акцизов, взаимодействуют с таможенными органами, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за уплатой налога на добавленную стоимость и акцизов по ввозимым товарам. Так, таможенные органы ежемесячно, в установленные сроки, представляют в инспекции МНС по месту регистрации таможенного органа отчет о начисленных суммах налога на добавленную стоимость и акцизов, а также информацию об уплаченных суммах налогов. Данная информация используется налоговыми органами при осуществлении последующего налогового контроля, проведении проверок налогоплательщиков. Кроме того, для осуществления возложенных на них обязанностей налоговые и таможенные органы могут проводить совместные действия, обмениваться имеющейся в их распоряжении информацией о налогоплательщиках (например, о ввозе, вывозе продукции, товаров).
Налоговые органы работают во взаимодействии с финансовыми органами. Так, специалисты Министерства финансов проводят комплексный анализ применения действующего налогового законодательства и занимаются подготовкой предложений по совершенствованию налоговой политики, налогов, в том числе общих принципов построения системы налогов, используемых в налоговом законодательстве понятий и категорий. При разработке проектов актов законодательства по налоговым вопросам учитываются предложения МНС по совершенствованию налоговой системы.
При планировании доходной части как республиканского, так и местных бюджетов специалисты финансовых органов учитывают сведения, полученные от соответствующих налоговых органов, о поступлении государственных доходов. Кроме того, финансовые органы могут запрашивать у налоговых органов любую другую информацию, необходимую для бюджетного планирования и совершенствования регулирования бюджетного процесса. Министерство финансов определяет нормативы отчислений от общереспубликанских доходов и налогов в местные бюджеты.
В соответствии с возложенными на них обязанностями Министерство финансов координирует работу с налоговыми и таможенными органами в области экономической деятельности.
Министерство финансов вместе с МНС участвует в разработке международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Налоговые органы имеют тесные рабочие контакты с банками. Так, банки открывают счета юридическим лицам только при предъявлении документов, подтверждающих постановку их на учет в налоговом органе, а физическим лицам - при представлении информации об их учетных номерах налогоплательщиков. Как при открытии, так и при закрытии счета банк обязан сообщить об этом налоговому органу по месту учета налогоплательщика (клиента банка). [5, 22]
В
соответствии с действующим
•
представлять по запросам налоговых
органов имеющуюся у них
• производить списание сумм со счета клиента-плательщика по инкассовым поручениям налоговых органов. При этом исполнение инкассовых поручений налоговых органов в погашении любых налогов и других обязательных платежей относится к числу операций, осуществляемых банками по счетам клиентов в первоочередном порядке;
•
исполнять предписания
Информационное взаимодействие с налоговыми органами банки осуществляют на основе использования учетных номеров налогоплательщиков.
Налоговые органы сотрудничают с Комитетом государственного контроля (КГК):