Финансоый контроль

Автор: s*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение финансового контроля и его особенностей в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить содержание и задачи финансового контроля;
- рассмотреть организацию финансового контроля;
- изучить развитие и совершенствование финансового контроля в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ 10
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

    В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений. [13, 27]

    Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и  учреждений (бухгалтерии,  финансовые  отделы и т. д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

    Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

    По  формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных   соглашений,  учредительских  документов и т. д.

    Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

    Предварительный финансовый контроль осуществляется после  завершения отчетного периода и  финансового года в целом. Проверяется  целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

2.ОРГАНИЗАЦИЯ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ  –

  ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ 

    Функции учета налогоплательщиков, взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в Республике Беларусь выполняет Министерство по налогам и сборам (МНС). В настоящее время структура его четко определена, что позволяет ему функционировать в качестве самостоятельного жизнеспособного института финансовой системы. В состав МНС входят центральный аппарат, выполняющий роль методологического, организационного и координирующего центра, а также 171 инспекция в областях, городах и районах республики,; которые являются юридическими лицами и призваны защищать интересы государства, права и законные интересы субъектов налогообложения (юридических лиц, в том числе иностранных, независимо от подчиненности и форм собственности, их филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, предпринимателей и граждан Республики Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан).

    Контрольное управление МНС разрабатывает методологию осуществления налоговых проверок и ревизий, координирует их, анализирует информацию о результатах налогового контроля и на этой основе осуществляет совершенствование его форм и методов. Отделы контрольного управления охватывают все виды деятельности, как наиболее распространенные; производство и торговлю, так и прочие: деятельность банков, страховых организаций, а также предприятий с иностранными инвестициями.     

    Местные органы власти не влияют на кадровую политику налоговых органов, а также не могут изменять или отменять решения налоговых органов, давать им оперативные руководящие указания.

    До 1998 г. в состав МНС (ГНК) входило также  Главное управление налоговых расследований, подразделения которого осуществляли расследование преступлений в сфере  налогового законодательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 71 от 11.02.1098 г. на его базе образован Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь (ГКФР), которому подчинены областные, по Минску, городские и межрайонные подразделения финансовых расследований. Как уже указывалось, в настоящее время эта служба входит в состав Комитета государственного контроля Республики Беларусь в качестве самостоятельного структурного подразделения – Главное управление финансовых расследований. [4, 54]

    Главное управление финансовых расследований  является правоохранительным органом, к основным задачам которого относятся предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере применения законодательства о предпринимательстве и налогах, производство дознания и предварительного следствия по делам о данных правонарушениях, обеспечение защиты сотрудников государственных налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей и др.

    Основными задачами МНС РБ являются:

    • контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;

    • обеспечение учета налогоплательщиков;

    • обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;

    • разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы МНС;

    • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

    • предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции  и привлечение к ответственности  лиц, виновных в правонарушениях законодательства о налогах и предпринимательстве;

    • подготовка налоговых соглашений с  другими государствами, осуществление  связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

    • издание методических указаний и  разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов.

    По  рассмотренным материалам о нарушении  законодательства о налогах и предпринимательстве инспекции МНС РБ выносят следующие постановления, предписания, распоряжения:

    • о наложении административного  взыскания;

    • о прекращении административного дела с освобождением нарушителя от административной ответственности в предусмотренных законодательством случаях;

    • об изъятии документов, свидетельствующих  о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и иных объектов налогообложения;

    •о  наложении ареста на имущество нарушителей  законодательства о налогах и предпринимательстве или об изъятии такого имущества;

    • о принудительном взыскании задолженности  по платежам в бюджет, финансовых санкций  и пени.

    Налоговые органы исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами: таможенными, финансовыми, а также с органами Комитета государственного контроля, прокуратурой. Кроме того, налоговые органы тесно взаимодействуют с банками, а также могут привлекать специалистов других органов, обладающих специальными знаниями и навыками, для оказания помощи в проведении контрольных мероприятий (определение качества сырья, готовой продукции; проведение контрольных замеров и т.д.).

    Налоговые органы всех уровней тесно взаимодействуют. Они могут проводить совместные проверки. Кроме того, с целью получения более полной информации о конкретных налогоплательщиках, их сфере деятельности, деловых партнерах и т.д. они могут запрашивать необходимую информацию у своих коллег и получать интересующие их сведения, имеющиеся в распоряжении того или иного налогового органа.

    При необходимости возбуждения уголовного дела, когда государству нанесен  существенный ущерб, материалы налоговых  проверок в установленном порядке передаются налоговыми органами в органы прокуратуры, которые их принимают в делопроизводство, рассматривают, выносят соответствующее решение.

    Налоговые органы, осуществляя контроль за полнотой и своевременностью уплаты плательщиками  НДС и акцизов, взаимодействуют с таможенными органами, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за уплатой налога на добавленную стоимость и акцизов по ввозимым товарам. Так, таможенные органы ежемесячно, в установленные сроки, представляют в инспекции МНС по месту регистрации таможенного органа отчет о начисленных суммах налога на добавленную стоимость и акцизов, а также информацию об уплаченных суммах налогов. Данная информация используется налоговыми органами при осуществлении последующего налогового контроля, проведении проверок налогоплательщиков. Кроме того, для осуществления возложенных на них обязанностей налоговые и таможенные органы могут проводить совместные действия, обмениваться имеющейся в их распоряжении информацией о налогоплательщиках (например, о ввозе, вывозе продукции, товаров).

    Налоговые органы работают во взаимодействии с  финансовыми органами. Так, специалисты Министерства финансов проводят комплексный анализ применения действующего налогового законодательства и занимаются подготовкой предложений по совершенствованию налоговой политики, налогов, в том числе общих принципов построения системы налогов, используемых в налоговом законодательстве понятий и категорий. При разработке проектов актов законодательства по налоговым вопросам учитываются предложения МНС по совершенствованию налоговой системы.

    При планировании доходной части как  республиканского, так и местных  бюджетов специалисты финансовых органов  учитывают сведения, полученные от соответствующих налоговых органов, о поступлении государственных доходов. Кроме того, финансовые органы могут запрашивать у налоговых органов любую другую информацию, необходимую для бюджетного планирования и совершенствования регулирования бюджетного процесса. Министерство финансов определяет нормативы отчислений от общереспубликанских доходов и налогов в местные бюджеты.

    В соответствии с возложенными на них  обязанностями Министерство финансов координирует работу с налоговыми и  таможенными органами в области  экономической деятельности.

    Министерство  финансов вместе с МНС участвует  в разработке международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

    Налоговые органы имеют тесные рабочие контакты с банками. Так, банки открывают счета юридическим лицам только при предъявлении документов, подтверждающих постановку их на учет в налоговом органе, а физическим лицам - при представлении информации об их учетных номерах налогоплательщиков. Как при открытии, так и при закрытии счета банк обязан сообщить об этом налоговому органу по месту учета налогоплательщика (клиента банка). [5, 22]

    В соответствии с действующим законодательством  банки также обязаны:

    • представлять по запросам налоговых  органов имеющуюся у них информацию о финансовых и иных операциях, движении денежных средств на счетах клиента - проверяемого налоговыми органами налогоплательщика;

    • производить списание сумм со счета  клиента-плательщика по инкассовым поручениям налоговых органов. При  этом исполнение инкассовых поручений налоговых органов в погашении любых налогов и других обязательных платежей относится к числу операций, осуществляемых банками по счетам клиентов в первоочередном порядке;

    • исполнять предписания налоговых  органов о полном или частичном  приостановлении операций налогоплательщика (клиента банка) по расчетным и другим счетам.

    Информационное  взаимодействие с налоговыми органами банки осуществляют на основе использования учетных номеров налогоплательщиков.

    Налоговые органы сотрудничают с Комитетом  государственного контроля (КГК):

Информация о работе Финансоый контроль