Финансоый контроль

Автор: s*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение финансового контроля и его особенностей в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить содержание и задачи финансового контроля;
- рассмотреть организацию финансового контроля;
- изучить развитие и совершенствование финансового контроля в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ 10
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

    • при разработке и согласовании законодательных актов по вопросам налогообложения;

    • при проведении совместных контрольных  мероприятий. При этом КГК может  не только привлекать специалистов налоговых  органов для совместных проверок налоговых вопросов, но и поручать им, в случае необходимости, проведение самостоятельных налоговых проверок;

    • при ежемесячном представлении  МНС в КГК сведений о недоимке и выполнении плана госдоходов в разрезе доходных источников.

    Эта информация используется специалистами  КГК для анализа исполнения доходной части бюджета, а также анализа динамики недоимки, оценки состояния финансовой дисциплины в республике.

    Кроме того, специалисты КГК при получении  жалоб от юридических лиц на противоправные действия налоговых органов могут проводить проверки (перепроверки), по результатам которых, в случае необходимости, принимаются соответствующие меры ответственности к должностным лицам налоговых органов.

    Комитет государственного контроля осуществляет контроль за организацией деятельности МНС по соблюдению юридическими и физическими лицами налогового законодательства в республике.

    Координация деятельности всех органов, осуществляющих налоговый контроль, позволит более  рационально использовать имеющихся  специалистов для осуществления  эффективного налогового контроля.

    Финансовый  контроль как специализированный вид  управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает  разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или  основанными на достижениях смежных областей.

            Системность контроля достигается  комбинированным использованием  его различных видов: логического  и математического, документального  и фактического.

            Деление контроля на документальный  и фактический носит в известной  мере условный характер, поскольку в основе этого разграничения лежат различные источники данных. Так, источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

            Фактический контроль базируется  на изучении фактического состояния  проверяемых объектов по данным  их осмотра в натуре (пересчета,  взвешивания, лабораторного анализа и т.д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций.

            К основным способам документального  контроля можно отнести:

    -  формальную и арифметическую  проверку документов;

    -  юридическую оценку хозяйственных  операций, отраженных в документах;

    -  логический контроль объективной  возможности документально

    - оформленных хозяйственных операций;

    - сплошное и выборочное наблюдение;

    - встречную проверку документов;

    - способ обратного счета, основанный  на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени контроля имеются в наличии;

    - оценку законности и обоснованности  хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

    - балансовые увязки движения товарно-материальных  ценностей с их отражением  в финансово-бухгалтерской документации.

    Приемы  фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

    -   инвентаризация;

    -  экспертная оценка квалифицированными  специалистами действительного  объема и количества выполненных  работ, обоснованности нормативов  материальных затрат и выхода  готовой продукции;

    - визуальное наблюдение при непосредственном  обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима.

            Среди форм финансового контроля  выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

            Предварительный финансовый контроль  проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и.т.п.

            Текущий финансовый контроль - это  контроль в процессе совершения  денежных операций (в ходе выполнения  финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно - хозяйственных расходов, капитального строительства и.т.д.)

            Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после  совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

            Финансовый контроль проводится  разнообразными методами, под которыми  понимают приемы и способы  его осуществления. Применение  конкретного  метода зависит  от ряда факторов: правового положения  и особенностей форм деятельности  органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения,  надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др.

            Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее  глубокое и полное обследование  финансово-хозяйственной деятельности  предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности. [2, 28]

            По объекту проверки различают  ревизии документальные, фактические,  полные (сплошные), выборочные. По организационному  признаку они могут быть плановыми  (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).

            Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

    Классификация ревизий:

    1. По ведомственной принадлежности  ревизуемых органов.

    - ведомственные

    - внутриведомственные

    - внутрихозяйственные

    2. По полноте охвата.

    - полные

    - частичные

    - комплексные

    - тематические

    3. По глубине проведения.

    - сквозные

    - локальные

    4. По степени охвата данных.

    - сплошные

    - выборочные

    - комбинированные

    5. По характеру материала.

    - документальные

    - фактические

    6. По отношению к плану.

    - плановые

    - внеплановые

    7. По очерёдности исследования одних и тех же документов.

    - первичные 

    - дополнительные

    - повторные 

    Немаловажное  место среди методов финансового  контроля занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой  совокупность специальных приемов  контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов.

            Выделяют три основных этапа  счетной проверки:

    - проверка согласованности показателей  различных форм отчетности;

    - сличение отдельных отчетных  показателей с записями в регистрах  бухгалтерского учета;

    - проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.

    Результаты  счетно-аналитических проверок оформляются  соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать, прежде всего, на неэффективное, нерациональное использование  государственного имущества. 

    Проверки субъектов предпринимательской деятельности, проводимые, налоговыми органами подразделяются на камеральные, выездные и рейдовые.

    Камеральная налоговая проверка проводится налоговым  органом по месту своего нахождения на основе данных налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, представленных налогоплательщиком, а также объяснений, представленных налогоплательщиком или его представителями, и имеющихся у налогового органа документов и сведений.

    Выездная  налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогоплательщика путем  изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете  налогоплательщиком операций, оказывающих  прямое или косвенное влияние на размеры объектов налогообложения, с последующим сравнением выведенных в ходе проверки фактических размеров объектов налогообложения с отраженными плательщиком в расчетах по налогам (бухгалтерским отчетам, балансам, декларациям). Представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке (за исключением встречных выездных налоговых проверок в пределах одного населенного пункта). Выездная налоговая проверка (кроме встречной проверки, либо выездной налоговой проверки, проводимой по назначению вышестоящего налогового органа или по постановлению правоохранительного органа) проводится только должностными лицами инспекции МНС, на учете, в которой состоит налогоплательщик.

    Рейдовая  проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности налогоплательщиков и физических лиц, связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг), с хранением товарно-материальных ценностей, в других местах, связанных с извлечением доходов, в целях контроля за соблюдением ими законодательства о предпринимательстве и налогах, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

    В районе, назначенном для рейдовой проверки (рынок, улица, часть населенного пункта и т.д.), должностные лица налоговых органов вправе, при  соблюдении требований, предъявляемых к проведению рейдовых проверок, проверять деятельность плательщиков независимо от места постановки их на налоговый учет.

Информация о работе Финансоый контроль