Финансоый контроль

Автор: s*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение финансового контроля и его особенностей в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить содержание и задачи финансового контроля;
- рассмотреть организацию финансового контроля;
- изучить развитие и совершенствование финансового контроля в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ 10
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

      УНИВЕРСИТЕТ» 
 

      Кафедра финансов и финансового менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      На  тему: Финансовый контроль 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент

ВШУБ,4 курс, ФФ-1                                                                      В.А.Хрустицкий 
 

Руководитель                                                                                       В.В.Позняков

доцент     
 
 
 
 

Минск-2008 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

ВВЕДЕНИЕ           3 

1.НЕОБХОДИМОСТЬ,  СОДЕРЖАНИЕ 

И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ      5 

2.ОРГАНИЗАЦИЯ  ФИНАНСОВОГО 

КОНТРОЛЯ  – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ             10 

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ  НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ          25 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  40 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ            43 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

 

    Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана  внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.

    В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия  и заканчивая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение, в какой форме  выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

    Система образования и использования  фондов денежных ресурсов, участвующих  в обеспечении процесса воспроизводства  и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма.

    Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

    Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Один из наиболее важных рычагов  управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном  этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в нашей республике, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

    Устойчивое  финансовое положение предприятий  является необходимой предпосылкой эффективной их деятельности в условиях формирования рыночных отношений. Для этого следует обеспечить рациональное использование всех видов ресурсов. Важную роль в решении этой задачи играет аудиторский контроль.

    Необходимость аудита на современном этапе развития экономики определяется причинами объективного порядка - максимальной свободой предпринимательской деятельности предприятий, формированием социально ориентированной рыночной экономики, наличием полной имущественной ответственности за результаты хозяйствования, созданием конкурентоспособных предприятий, возможностью просчетов и ошибок в управленческой деятельности, расширением прав и самостоятельности органов управления предприятием.

    Развитие  рыночных отношений в Республике Беларусь способствовало возникновению субъектов хозяйствования различных форм собственности. В связи с этим возросла потребность в достоверной и, по возможности, объективно полной информации об экономических показателях их работы. Дать объективную оценку финансового положения, достоверности представляемой отчетности, соблюдения законодательства, в первую очередь налогового, может аудит путем проведения независимой финансовой и бухгалтерской проверки субъектов хозяйствования.

    Целью настоящей работы является изучение финансового контроля и его особенностей в Республике Беларусь.

    Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:

    - изучить содержание и задачи  финансового контроля;

    - рассмотреть организацию финансового  контроля;

    - изучить развитие и совершенствование финансового контроля в Республике Беларусь на современном этапе. 

1.НЕОБХОДИМОСТЬ,  СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ 

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 

            Финансовый контроль - составная  часть, или специальная отрасль,  осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов.

            Финансовый контроль - это контроль  за законностью действий в  области образования и использования  денежных средств государства  и субъектов местного самоуправления  в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

           Объект финансового контроля  не ограничивается проверкой  только денежных средств. В  конечном итоге он означает  контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других  ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

            Конкретные формы и методы  финансового контроля позволяют  обеспечить интересы и права   как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

            Государственный финансовый контроль  предназначен для реализации  финансовой политики государства,  создания условий для финансовой  стабилизации. Это, прежде всего  разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности. [8, 36]

            Финансовый контроль за деятельностью  предприятий включает также контроль  со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

            Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому  помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.

            Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

    а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и  гражданами;

    б) проверке правильности использования государственными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других     средств);

    в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов      и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

    г) выявлении внутренних резервов производства;

    д) устранении и предупреждении нарушений  финансовой дисциплины.

        В случае их выявления в  установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

           Назначение финансового контроля  заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

    Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

    Объектом  финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

    Непосредственным  предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

    Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).

    Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

    Финансовый  контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

    Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

    Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

Информация о работе Финансоый контроль