Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 Перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТаА.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

С вступлением в силу Налогового кодекса значительно сократился удельный вес взысканных сумм от дополнительно  начисленных налогов и платежей: с 54,0% в 2001 году до 13,0% в 2006 году.

В республике увеличивается  сумма переплаты налогов и  других обязательных платежей в бюджет, которая по состоянию на 1 января 2007 года составила 693,5 млрд. тенге и  по сравнению с началом отчетного  года возросла на 150,4 млрд. тенге, или  на 27,7 процента. В результате происходит определенное отвлечение оборотных  средств хозяйствующих субъектов  и увеличение налоговой нагрузки налогоплательщиков, а также увеличение сумм возврата поступлений из республиканского бюджета. Так, в 2006 году АО «Казцинк»  из республиканского бюджета произведен возврат НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, в размере 5,2 млрд. тенге, АО «Миттал Стил Темиртау»  – 11,5 млрд. тенге. При этом последним  уплачено других налогов и платежей в бюджет 1,5 млрд. тенге.

В структуре излишне уплаченных сумм по налогам в государственный  бюджет по состоянию на 1 января 2007 года наибольший удельный вес приходится на налог на добавленную стоимость  и корпоративный подоходный налог.

Счетным комитетом установлено  отсутствие сводных планов проверок хозяйствующих субъектов за 2004-2006 годы в центральном аппарате Налогового комитета, а также нормативных  правовых актов, регламентирующих взаимодействие подразделений мониторинга и  аудита.

Вышеуказанные факты свидетельствуют  о том, что механизм налогового администрирования  усложнен и недостаточно эффективен, в нормах и положениях налогового законодательства имеются разночтения, допускающие двоякое толкование, а уполномоченным органом не принимаются  системные меры по повышению качества налоговых проверок и упрощению  механизма налогового администрирования.

Рисунок 5 - Динамика поступлений КПН в 2006 году с учётом поступлений в Национальный фонд

Республики Казахстан, млрд.тенге [8]

Корпоративного подоходного  налога (далее - КПН) в 2006 году поступило 776,6 млрд. тенге, или 118,6% к уточненному  показателю. При этом от организаций  сырьевого сектора КПН поступило 172,9 млрд. тенге, или 22,3% от общей суммы  данного вида налога. По состоянию  на 1 января 2007 года, сумма КПН от организаций сырьевого сектора, поступившая в Национальный фонд, составила 376,4 млрд. тенге.        Общая сумма переплат по КПН в 2006 году составила 68,3 млрд. тенге и по сравнению с 2005 годом увеличилась на 24,1 млрд. тенге (или на 54,6%), что связано с ростом переплаты по КПН с юридических лиц - резидентов и нерезидентов, удерживаемому у источника выплаты, в размере 11,7 млрд. тенге.

Анализ квартальных поступлений  КПН за 2006 год свидетельствует  о сохранении неравномерности поступлений  данного вида налога, что, при сложившемся  преобладании доли КПН в общем  объеме поступлений республиканского бюджета, повышает риски неполного  и неэффективного освоения бюджетных  средств.

Из рисунка 5 следует, что  поступления авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу в IV квартале отчетного года по сравнению  с I кварталом значительно увеличились (в 2,3 раза) и составили 463,4 млрд. тенге, или 36,2% от годового поступления. Неравномерность  поступлений КПН в течение  отчетного года связана с несовершенством  действующего порядка уплаты авансовых  платежей.

Анализ поступлений корпоративного подоходного налога в разрезе  специфик показывает, что основная доля в структуре налога приходилась  на КПН с юридических лиц-резидентов (53,2%). Вместе с тем, в отчетном году значительно увеличилось поступление  КПН с лиц-нерезидентов, удерживаемого  у источника выплаты, и составило 70,9 млрд. тенге.

Поступления по налогу на добавленную  стоимость (далее – НДС) в республиканский  бюджет составили 489,6 млрд. тенге и  по сравнению с 2005 годом увеличились  на 42,4 процента.

В 2006 году по сравнению с  прошлым годом сумма возмещения НДС из республиканского бюджета  возросла на 19,0% и составила 195,1 млрд. тенге, что в основном было вызвано  ростом объемов экспорта сырья и  товаров, облагаемых НДС по нулевой  ставке. При этом возращены на расчетные  счета налогоплательщиков 132,0 млрд. тенге, или 67,7% от общей суммы возмещения.

Возмещение НДС из республиканского бюджета в основном получали крупные  компании, экспортирующие нефть, газ, металлопрокат, пшеницу и другое сырье. В частности, четырем крупным налогоплательщикам - АО «Казцинк», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Миттал Стил Темиртау», ТОО «Тенгизшевроил»  возмещено из бюджета 55,8 млрд. тенге.

Таблица 5 - Структура  поступлений за использование природных  и других ресурсов в республиканский  бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге

Наименование

2005

Уд.вес, %

2006

Уд.вес, %

Темпы роста

2006г.

к 2005г., %

Поступления за использование  природных и других ресурсов

304,2

100,0

267,4

100,0

87,9

Налог на сверхприбыль

44,3

14,5

114,6

42,9

259,0

Бонусы

32,5

10,7

13,5

5,0

41,5

Роялти

108,4

35,7

22,8

8,5

21,0

Роялти от организаций  сырьевого сектора

83,5

27,5

89,2

33,4

106,7

Доля РК по разделу продукции  по заключенным контрактам от организаций  сырьевого сектора

26,8

8,8

16,8

6,3

62,7

Другие налоги и платежи

8,6

2,8

10,5

3,9

122,1

Примечание - Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]

Переплата по НДС на 1 января 2007 года составила 57,7% от общей суммы  переплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, или 400,6 млрд. тенге, в том числе 278,5 млрд. тенге –  превышение суммы НДС, относимого в  зачет, над суммой начисленного НДС.

При этом обоснованность суммы  НДС, относимой в зачет, проверяется  с использованием автоматизированных информационных систем, на создание и  техническое сопровождение которых  из республиканского бюджета затрачено 14,0 млрд. тенге. Однако, вследствие того, что данные системы не исключают  в автоматическом режиме условно  исключенных из Государственного реестра  налогоплательщиков, допускается отнесение  в зачет сумм НДС.

При уточненном годовом плане  поступлений за использование природных  и других ресурсов в размере 140,3 млрд. тенге фактическое поступление  составило 267,4 млрд. тенге, или 190,5%, в  том числе от организаций сырьевого  сектора – 386,0%, от других плательщиков – 143,0 процента. Перевыполнение плана  в основном сложилось по налогу на сверхприбыль – на 28,7 млрд. тенге (1,3 раза), бонусам – 9,7 млрд. тенге (3,6 раза), роялти – 5,8 млрд. тенге (1,3 раза) (табл. 5).

В 2006 году по сравнению с 2005 годом на 12,1% снизились поступления  за использование природных и  других ресурсов главным образом  за счет роялти (на 79,0%), бонусов (на 58,5%) и доли Республики Казахстан по разделу  по заключенным контрактам от организаций  сырьевого сектора (на 37,3%).

В структуре поступлений  за использование природных и  других ресурсов основным налогом является налог на сверхприбыль, доля которого в 2006 году составила 42,9 процента. В республике сохраняется стабильное увеличение поступлений налога на сверхприбыль, что обусловлено ростом цен на нефть. Так, поступления налога на сверхприбыль в 2006 году по сравнению с 2005 годом  увеличились в 2,6 раза [13].

Вышеуказанные факты свидетельствуют  о наличии определенных недостатков  в процедурах планирования налоговых  поступлений, выбора объектов налоговых  проверок, налогового и таможенного  администрирования, предоставления льгот  и отсрочек, что отрицательно сказывается на мобилизации дополнительных резервов увеличения доходов республиканского бюджета.

По состоянию на 1 декабря 2007 года доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) выполнены  на 99,5% при плане 1 582,2 млрд.тенге фактическое поступление составило 1 574,5 млрд.тенге, или не исполнен на 7,7 млрд.тенге.

План республиканского бюджета  на 1 декабря 2007 года по налоговым поступлениям не исполнен на 20,2 млрд.тенге, в том  числе по корпоративному подоходному  налогу – 15,5 млрд. тенге, по поступлениям за использование природных и  других ресурсов – 8,7 млрд.тенге, по налогам  на международную торговлю и внешние  операции на 5,7 млрд.тенге. Неналоговые  поступления перевыполнены на 13,1 млрд.тенге.

Законом «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» предусмотрена совокупность налоговых послаблений, направленная как на общее снижение уровня налоговой  нагрузки (индивидуальный подоходный и социальный налоги, НДС, налоги в  специальных налоговых режимах), на реализацию потенциала отдельных  секторов экономики, так и на решение  некоторых административных вопросов, препятствующих свободному развитию частного предпринимательства на реализацию потенциала отдельных секторов экономики, так и на решение некоторых  административных вопросов, препятствующих свободному развитию частного предпринимательства:

-  снижение ставки налога на добавленную стоимость;

-  введение фиксированной ставки индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов для всех физических лиц;

-  снижение социального налога в среднем на 30 процентов;

-  снижение ставок налога в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса на основе патента и на основе упрощенной декларации;

-  введение особого порядка уплаты налога на добавленную стоимость предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье;

Информация о работе Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан»