Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 Перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТаА.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

Анализ данных таблицы 1 показывает, что при прогнозировании темпы  роста объемов ВВП, экспорта и  импорта, цены на нефть, а также уровень  инфляции занижались. При этом в 2006 году значительно увеличены погрешности  макроэкономического прогнозирования. Так, уточненный прогнозируемый объем  ВВП в 2006 году был на 10,4 пункта ниже фактического, а стоимость нефти  – на 15,9 пункта (таблица 2). 

 

Таблица 2 -Отклонение уточненного прогноза от фактического значения в процентах

Показатели

2005

2006

Среднее отклонение

ВВП

-13,3

-10,4

-11,9

Темпы прироста реального  ВВП

-17,5

-21,7

-19,6

Экспорт товаров

-17,6

-23,2

-20,4

Импорт товаров

-13,8

-11,4

-12,6

Индекс потребительских  цен

-8,0

-11,6

-9,8

Курс тенге к доллару  США

-2,2

0,7

+0,8

Цена на нефть (BRENT)

-22,8

-15,9

-19,4

Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год

Как видно из таблицы 2, отклонения по отдельным основным показателям  в 2006 году по сравнению с 2005 годом  увеличились. Уточненный прогнозируемый темп прироста ВВП в 2006 году на 21,7 пункта был ниже фактического роста, а уровень  инфляции – на 11,6 пункта. Все это  в определенной степени повлияло на качество бюджетной политики, в  частности на исполнение доходов  и расходов республиканского бюджета. Прогнозы доходов республиканского бюджета за 2005-2006 годы были в основном занижены, что привело к уточнению  и корректировке республиканского бюджета в ходе его исполнения. По оценке Счетного комитета, погрешности  макроэкономического прогнозирования  обуславливали неполное и неэффективное  использование средств республиканского бюджета.

Основные параметры доходов  и расходов республиканского бюджета  за 2006 год приведены в таблице 3.

Как видно из таблицы 3, в  процессе исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом  Республики Казахстан уточнены и  Правительством Республики Казахстан  неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении  бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления  – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В  последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены  на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления  – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета  превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.

Таблица 3 -Агрегированные показатели исполнения республиканского бюджета за 2006 год, млрд. тенге

 

Утве

ржд. бюджет

Уточнен. бюджет

Скоррект. бюджет

Кассовое испол.

% исполнения к

утвер.

уточ.

скор.

Доходы

отклонение*:

в млрд. тенге

в %

Налоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Неналоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Затраты

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Бюджетные кредиты

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Приобретение финактивов

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Дефицит бюджета

Остаток бюджетных средств  на конец года

1468,2

379,0

26,0

1302,9

364,9

28,0

37,7

11,5

30,5

1476,2

210,1

14,2

38,2

-1,3

-3,4

91,2

12,3

13,5

-113,7

1510,3

336,9

22,3

1266,7

401,1

31,7

39,3

9,9

25,2

1518,8

167,5

11,0

37,9

-1,0

-2,6

103,5

-126,2

1682,9

164,3

10,0

1439,3

228,5

15,9

39,3

9,9

25,2

1703,9

-17,6

-1,0

37,9

-1,0

-2,6

103,5

-126,2

1847,2

1667,8

49,2

1686,3

36,9

103,5

54,7

151,0

125,8

128,0

130,5

114,2

96,6

113,5

122,3

131,7

125,2

111,0

97,4

100,0

109,8

115,9

125,2

98,9

97,4

100,0

Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]

Затраты республиканского бюджета  за 2006 год в процессе уточнения  были увеличены на 42,6 млрд. тенге  и составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством в  течение отчетного года были внесены  изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены  на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю.

Дефицит республиканского бюджета  в процессе уточнения был увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2 млрд. тенге. Фактически республиканский  бюджет исполнен с профицитом на сумму 54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования дефицита бюджета были привлечены внешние  и внутренние займы. При этом сумма  внутренних заемных средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге  были направлены на погашение основного  долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными. В результате на 1 января 2007 года свободный  остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге  и по сравнению с 2006 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это  привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики  республики, которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.

Погрешности макроэкономического  прогнозирования оказали значительное влияние на налоговые поступления  в республиканский бюджет, в доходной части которого их доля в 2006 году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на увеличение налоговых  сборов, явился рост цен на нефть. В  отчетном году цены на нефть по сравнению  с 2005 годом увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы углеводороды и металлы  обеспечили более 3/4 стоимости товарного  экспорта республики, а доля налоговых  поступлений в республиканский  бюджет от нефтяного сектора составила  более 30 процентов [8].

Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета  за 1996 - 2006 годы [9]

Доходы государственного бюджета в 2006 году по сравнению с 1997 годом увеличились в 8,3 раза или  на 2 058,6 млрд.тенге. Так, в 1997 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 16,7% или 279,4 млрд.тенге. В 2005 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 27,6% или 2 098,5 млрд.тенге (Рисунок 1).

Доходы государственного бюджета в 2006 году к ВВП составили 22,9% или 2 338,0 млрд.тенге, снижение по сравнению с 2005 годом объясняется тем, что для исключения зависимости исполнения бюджета от нефтяных поступлений с 1 июля 2006 года Казахстан перешел на новую концепцию формирования и использования Национального фонда РК. В связи с чем, в настоящее время доходы бюджета не зависят от колебаний цен на нефть, то есть фактора ранее решающего при формировании бюджета страны. Прямые налоги, от предприятий нефтяного сектора минуя бюджет, перечисляются в Национальный фонд РК. Динамика доходов государственного бюджета РК наглядно отражена в приложении 1.

Доходы государственного бюджета на 2007 год установлены  в сумме 2 648,9 млрд.тенге. По состоянию на 01.09.2007 года доходы государственного бюджета при плане 1 671,2 млрд.тенге составили 1 796,6 млрд.тенге, или исполнены на 107,5%.

В приложении 2 отражена динамика исполнения государственного бюджета  по структуре бюджета за 2005-2007 годы, из которого видно, что расходы государственного бюджета на 2007 год предусмотрены  в сумме 2974,4 млрд. тенге, что по сравнению  с 2005 годом выросли в 1,4 раза, с 2006 годом на 1,3 раза, в том числе, соответственно республиканский бюджет в 1,4 и 1,3 раза, местный бюджет - 1,8 и 1,4 раза.

Расходы республиканского бюджета  без учета погашения займов на 2007 год предусмотрены в сумме 2369,4 млрд.тенге, по состоянию на 1 октября  т.г. составили в сумме 1769,0 млрд.тенге, или 97,1% к плану финансирования на отчетный период в сумме 1821,2 млрд.тенге.

Рисунок 2 – Исполнение государственного бюджета за 1 квартал 2007 года [10]

Темп роста по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года составил 116,6 %. Расходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2007 года составили 13,8 % к ВВП

Рисунок 3 – Исполнение доходов государственного бюджета  за 1 квартал 2007 г. и сравнение с  аналогичным периодом 2006 года [10]

 

В 2007 году Поступления в  государственный бюджет составили 613,1 млрд. тенге, или 72,4 % к плану, расходы произведены на сумму 692,7 млрд. тенге, или 85,5 % к плану. При запланированном дефиците – 56,3 млрд. тенге, фактически дефицит сложился 84,7 млрд. тенге (рисунок 4). 

 

Рисунок 4 – Исполнение расходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение  с аналогичным периодом

2006 года (млрд. тг.)[10]

Из указанной суммы  поступлений исполнение доходов  составило 590,1 млрд.тенге, или 80,2 % к  плану. Данные по государственному, республиканскому и местным бюджетам представлены на рисунке 3.

На диаграмме рисунка 3 видно, что темпы роста государственного в том числе местных бюджетов по сравнению с 1 кварталом 2006 года соответственно составили 106,0 %, 131,6%, а по республиканскому бюджету произошло снижение, поскольку  в 1 квартале прошлого года перечисления поступлений от нефтяного сектора  в Нацфонд осуществлялись через  бюджет.

В приложении 3 приведены  данные по основным источникам налоговых  поступлений. Традиционно самыми крупными являются КПН и таможенные платежи  и налоги.

Об улучшении таможенного  администрирования свидетельствует  тот факт, что при росте импорта  в тенговом выражении на 47,1 % по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года, сумма начисления платежей по импорту с учетом льгот и отсрочек и снижения ставки НДС с 15% на14 % возросла на 51,3%.

Расходы государственного бюджета  за 1 квартал 2007 года составили 692,7 млрд. тенге, или 85,5%, в том числе по республиканскому бюджету – 617,1 млрд. тенге, или 90,6% к  плану, местному бюджету – 263,1 млрд. тенге, 81,8% к плану (рисунок 4)

Информация о работе Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан»