Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:29, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.
Введение
1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 Перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Анализ данных таблицы 1 показывает,
что при прогнозировании темпы
роста объемов ВВП, экспорта и
импорта, цены на нефть, а также уровень
инфляции занижались. При этом в 2006
году значительно увеличены
Таблица 2 -Отклонение уточненного прогноза от фактического значения в процентах
Показатели |
2005 |
2006 |
Среднее отклонение |
ВВП |
-13,3 |
-10,4 |
-11,9 |
Темпы прироста реального ВВП |
-17,5 |
-21,7 |
-19,6 |
Экспорт товаров |
-17,6 |
-23,2 |
-20,4 |
Импорт товаров |
-13,8 |
-11,4 |
-12,6 |
Индекс потребительских цен |
-8,0 |
-11,6 |
-9,8 |
Курс тенге к доллару США |
-2,2 |
0,7 |
+0,8 |
Цена на нефть (BRENT) |
-22,8 |
-15,9 |
-19,4 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год |
Как видно из таблицы 2, отклонения
по отдельным основным показателям
в 2006 году по сравнению с 2005 годом
увеличились. Уточненный прогнозируемый
темп прироста ВВП в 2006 году на 21,7 пункта
был ниже фактического роста, а уровень
инфляции – на 11,6 пункта. Все это
в определенной степени повлияло
на качество бюджетной политики, в
частности на исполнение доходов
и расходов республиканского бюджета.
Прогнозы доходов республиканского
бюджета за 2005-2006 годы были в основном
занижены, что привело к уточнению
и корректировке
Основные параметры доходов и расходов республиканского бюджета за 2006 год приведены в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, в процессе исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
Таблица 3 -Агрегированные показатели исполнения республиканского бюджета за 2006 год, млрд. тенге
Утве ржд. бюджет |
Уточнен. бюджет |
Скоррект. бюджет |
Кассовое испол. |
% исполнения к | |||
утвер. |
уточ. |
скор. | |||||
Доходы отклонение*: в млрд. тенге в % Налоговые поступления отклонение: в млрд. тенге в % Неналоговые поступления отклонение: в млрд. тенге в % Затраты отклонение: в млрд. тенге в % Бюджетные кредиты отклонение: в млрд. тенге в % Приобретение финактивов отклонение: в млрд. тенге в % Дефицит бюджета Остаток бюджетных средств на конец года |
1468,2 379,0 26,0 1302,9 364,9 28,0 37,7 11,5 30,5 1476,2 210,1 14,2 38,2 -1,3 -3,4 91,2 12,3 13,5 -113,7 |
1510,3 336,9 22,3 1266,7 401,1 31,7 39,3 9,9 25,2 1518,8 167,5 11,0 37,9 -1,0 -2,6 103,5 -126,2 |
1682,9 164,3 10,0 1439,3 228,5 15,9 39,3 9,9 25,2 1703,9 -17,6 -1,0 37,9 -1,0 -2,6 103,5 -126,2 |
1847,2 1667,8 49,2 1686,3 36,9 103,5 54,7 151,0 |
125,8 128,0 130,5 114,2 96,6 113,5 |
122,3 131,7 125,2 111,0 97,4 100,0 |
109,8 115,9 125,2 98,9 97,4 100,0 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8] |
Затраты республиканского бюджета
за 2006 год в процессе уточнения
были увеличены на 42,6 млрд. тенге
и составили 1518,8 млрд. тенге, против
1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение
финансовых активов – на 12,3 млрд.
тенге и составили 103,5 млрд. тенге.
В свою очередь, Правительством в
течение отчетного года были внесены
изменения к уточненному
Дефицит республиканского бюджета
в процессе уточнения был увеличен
на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2 млрд.
тенге. Фактически республиканский
бюджет исполнен с профицитом на сумму
54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования
дефицита бюджета были привлечены внешние
и внутренние займы. При этом сумма
внутренних заемных средств составила
167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге
были направлены на погашение основного
долга по государственным ценным
бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными.
В результате на 1 января 2007 года свободный
остаток средств
Погрешности макроэкономического
прогнозирования оказали
Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета за 1996 - 2006 годы [9]
Доходы государственного бюджета в 2006 году по сравнению с 1997 годом увеличились в 8,3 раза или на 2 058,6 млрд.тенге. Так, в 1997 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 16,7% или 279,4 млрд.тенге. В 2005 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 27,6% или 2 098,5 млрд.тенге (Рисунок 1).
Доходы государственного бюджета в 2006 году к ВВП составили 22,9% или 2 338,0 млрд.тенге, снижение по сравнению с 2005 годом объясняется тем, что для исключения зависимости исполнения бюджета от нефтяных поступлений с 1 июля 2006 года Казахстан перешел на новую концепцию формирования и использования Национального фонда РК. В связи с чем, в настоящее время доходы бюджета не зависят от колебаний цен на нефть, то есть фактора ранее решающего при формировании бюджета страны. Прямые налоги, от предприятий нефтяного сектора минуя бюджет, перечисляются в Национальный фонд РК. Динамика доходов государственного бюджета РК наглядно отражена в приложении 1.
Доходы государственного бюджета на 2007 год установлены в сумме 2 648,9 млрд.тенге. По состоянию на 01.09.2007 года доходы государственного бюджета при плане 1 671,2 млрд.тенге составили 1 796,6 млрд.тенге, или исполнены на 107,5%.
В приложении 2 отражена динамика исполнения государственного бюджета по структуре бюджета за 2005-2007 годы, из которого видно, что расходы государственного бюджета на 2007 год предусмотрены в сумме 2974,4 млрд. тенге, что по сравнению с 2005 годом выросли в 1,4 раза, с 2006 годом на 1,3 раза, в том числе, соответственно республиканский бюджет в 1,4 и 1,3 раза, местный бюджет - 1,8 и 1,4 раза.
Расходы республиканского бюджета без учета погашения займов на 2007 год предусмотрены в сумме 2369,4 млрд.тенге, по состоянию на 1 октября т.г. составили в сумме 1769,0 млрд.тенге, или 97,1% к плану финансирования на отчетный период в сумме 1821,2 млрд.тенге.
Рисунок 2 – Исполнение государственного бюджета за 1 квартал 2007 года [10]
Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 116,6 %. Расходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2007 года составили 13,8 % к ВВП
Рисунок 3 – Исполнение доходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение с аналогичным периодом 2006 года [10]
В 2007 году Поступления в государственный бюджет составили 613,1 млрд. тенге, или 72,4 % к плану, расходы произведены на сумму 692,7 млрд. тенге, или 85,5 % к плану. При запланированном дефиците – 56,3 млрд. тенге, фактически дефицит сложился 84,7 млрд. тенге (рисунок 4).
Рисунок 4 – Исполнение расходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение с аналогичным периодом
2006 года (млрд. тг.)[10]
Из указанной суммы поступлений исполнение доходов составило 590,1 млрд.тенге, или 80,2 % к плану. Данные по государственному, республиканскому и местным бюджетам представлены на рисунке 3.
На диаграмме рисунка 3
видно, что темпы роста
В приложении 3 приведены данные по основным источникам налоговых поступлений. Традиционно самыми крупными являются КПН и таможенные платежи и налоги.
Об улучшении таможенного
администрирования
Расходы государственного бюджета за 1 квартал 2007 года составили 692,7 млрд. тенге, или 85,5%, в том числе по республиканскому бюджету – 617,1 млрд. тенге, или 90,6% к плану, местному бюджету – 263,1 млрд. тенге, 81,8% к плану (рисунок 4)
Информация о работе Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан»