Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:29, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.
Введение
1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 Перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Таким образом, приведённые
данные свидетельствуют о значительном
росте как государственных
Увеличение доходов
Осуществлен переход к принципам среднесрочного бюджетного планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных программ обеспечивают прозрачность расходования бюджетных денег и эффективность проведения по ним бюджетного контроля. Республиканская бюджетная комиссия функционирует на постоянной основе, что позволяет на более качественном уровне рассматривать предложения по формированию и уточнению республиканского бюджета.
Совершенствование системы
межбюджетных отношений было направлено
на достижение баланса интересов
центра и регионов, повышение заинтересованности
нижестоящих уровней
Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между областными и районными бюджетами.
Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит переход на качественно новый уровень управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений.
Целью бюджетной политики
является поддержание расходов на уровне,
при котором будет
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
Введение в 2002 году Налогового кодекса явилось важным этапом развития казахстанского налогового законодательства, который укрепил концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.
Также введен в действие Таможенный
кодекс Республики Казахстан, объединяющий
и систематизирующий правовые нормы,
регулирующие общественные отношения
в области таможенного дела, максимально
использующий международные нормы,
позволяющие упростить и
Наряду с позитивными
результатами действия Налогового кодекса
остается проблема совершенствования
налоговой системы в целях
обеспечения условий для
Положения действующего налогового законодательства не в полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов физических лиц, созданию оптимальных условий для вложения инвестиций в воспроизводство и обновление основных средств.
Отсутствуют действенные
механизмы стимулирования инновационной
деятельности, что в определенной
степени влияет на развитие наукоемких
и высокотехнологичных
Целью проводимой в республике налоговой политики является дальнейшее поощрение инвестиций в экономику, стимулирование инновационной активности, увеличение располагаемого дохода населения для роста платежеспособного спроса. [12,40]
Пути решения налоговой
политики: установление регрессивной
шкалы ставок по социальному налогу
и более либеральной шкалы
ставок по индивидуальному подоходному
налогу; снижение ставки налога на добавленную
стоимость; создание экономических
условий для стимулирования научной
и инновационной деятельности, в
том числе развития производств
с высокой долей добавленной
стоимости; совершенствование
Предусмотренные меры по совершенствованию
налоговой системы позволят реально
снизить уровень
В 2003 году была разработана методика проведения оценки эффективности бюджетных программ. Далее будет продолжена работа по приведению в соответствие норм законодательных и нормативных актов нормам Бюджетного кодекса и осуществлена разработка нормативных актов, направленных на реализацию Бюджетного кодекса. Продолжится внедрение нормативного метода планирования расходов бюджета, дальнейшее внедрение методов бюджетного программирования.
Начиная с 2003 года предусмотрено ежегодное формирование по скользящему принципу среднесрочной фискальной политики Республики Казахстан, что поможет созданию основы при разработке бюджетов центральными и местными органами государственного управления, достижению прозрачности, ясности при планировании бюджетных расходов. Внедрение в практику разработки среднесрочной фискальной политики позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах.
Продолжено усовершенствование механизмов бюджетного кредитования, способствующее эффективному использованию кредитных средств, повышению требований к обеспечению исполнения обязательств по возврату кредитов, своевременному погашению бюджетных кредитов, сокращению просроченной задолженности заемщиков перед бюджетом [11].
Налоговая политика в Казахстане направлена на повышение рентабельности вложения средств в экономику республики путем облегчения налогового бремени.
Согласно данным Счётного комитета уточненный и скорректированный показатели по налоговым поступлениям республиканского бюджета за 2006 год перевыполнены на 31,7% и 15,9% соответственно и составил 1 667,8 млрд. тенге. [8]
Перевыполнение плана
налоговых поступлений
Структурный анализ показывает,
что основными источниками
В 2006 году налоговые поступления в республиканский бюджет возросли по сравнению с 2005 годом на 105,9 млрд. тенге, или на 6,8 процента. Среди налоговых поступлений наиболее высокие темпы роста приходились на таможенные платежи (85,3%) и акцизы (56,4%).
Таблица 4 - Структура налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге
Наименование |
2005 |
Уд.вес, % |
2006 |
Уд.вес, % |
Темпы роста 2006г. к 2005г., % |
Налоговые поступления |
1 561,9 |
100,0 |
1 667,8 |
100,0 |
106,8 |
Корпоративный подоходный налог |
834,3 |
53,4 |
776,6 |
46,6 |
93,1 |
Налог на добавленную стоимость |
343,9 |
22,0 |
489,6 |
29,4 |
142,4 |
Акцизы |
10,1 |
0,6 |
15,8 |
0,9 |
156,4 |
Поступления за использование природных и других ресурсов |
304,2 |
19,5 |
267,4 |
16,0 |
87,9 |
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности |
0,6 |
0,1 |
0,8 |
0,1 |
133,3 |
Таможенные платежи |
53,1 |
3,4 |
98,4 |
5,9 |
185,3 |
Другие налоги и платежи |
15,7 |
1,0 |
19,2 |
1,1 |
122,3 |
Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8] |
В 2006 году не обеспечено выполнение плановых показателей по специфике «Прочие налоги» на сумму 18,7 млн. тенге: в республиканский бюджет поступило 20,0 млн. тенге, или 51,7% от планового показателя.
Анализ уплаченных сумм налогов
и других обязательных платежей в
бюджет за 2006 год по налогоплательщикам,
подлежащим республиканскому мониторингу,
показывает, что коэффициент налоговой
нагрузки в среднем для предприятий,
добывающих сырую нефть и природный
газ, по оперативным данным, составил
31,3%, а для хозяйствующих субъектов,
осуществляющих торговлю нефтепродуктами,
- 6,5 процента. По оперативным данным
Налогового комитета, в ТОО «Север-ойл»
коэффициент налоговой нагрузки
составил 0,3%, а в ТОО «Гелиос»
– 1,7 процента. Налоговая нагрузка банков
второго уровня составила в среднем
6,6%, а страховых и аудиторских
компаний – 26,4 процента. При этом Налоговым
комитетом и его
В 2006 году по итогам 45 071 проверки дополнительно начислено 114,9 млрд. тенге, взыскано 14,9 млрд. тенге, или 13 процентов. Проведено 3 925 безрезультативных проверок, из которых наибольшее количество приходится на город Алматы – 624, Карагандинскую область – 566, Костанайскую область – 542.
Центральным аппаратом Налогового
комитета в 2006 году проведено пять проверок
из восьми, предусмотренных планом.
Дополнительно начислено
Показатели взыскания
в бюджет дополнительно начисленных
налогов и платежей по отдельным
хозяйствующим субъектам еще
ниже. В частности, по результатам
налоговой проверки в ЗАО НК «Казахстан
Темир Жолы» в 2004 году дополнительно
начислено налогов и платежей
на сумму 30,7 млрд. тенге. После рассмотрения
жалобы Налоговый комитет отменил
обжалуемое уведомление по акту налоговой
проверки и направил уведомление
о начисленной сумме налогов
и других обязательных платежей на
сумму 8,5 млрд. тенге. По итогам рассмотрения
результатов этой проверки в суде,
сумма дополнительно
Информация о работе Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан»