Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 Перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТаА.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

Таким образом, приведённые  данные свидетельствуют о значительном росте как государственных доходов, так и увеличении объёмов государственных  расходов.

Увеличение доходов государственного бюджета происходит за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.

Осуществлен переход к  принципам среднесрочного бюджетного планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных программ обеспечивают прозрачность расходования бюджетных денег и  эффективность проведения по ним  бюджетного контроля. Республиканская  бюджетная комиссия функционирует  на постоянной основе, что позволяет  на более качественном уровне рассматривать  предложения по формированию и уточнению  республиканского бюджета.

Совершенствование системы  межбюджетных отношений было направлено на достижение баланса интересов  центра и регионов, повышение заинтересованности нижестоящих уровней государственного управления в экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений в местные бюджеты.

Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном  периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно закрепленного  распределения доходных и расходных  полномочий между областными и районными  бюджетами.

Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит переход  на качественно новый уровень  управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений.

Целью бюджетной политики является поддержание расходов на уровне, при котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме государственных  функций, повышение эффективности  государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также повышение благосостояния населения.

2.2 Реализация  налоговой политики Республики  Казахстан

Введение в 2002 году Налогового кодекса явилось важным этапом развития казахстанского налогового законодательства, который укрепил концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным  повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.

Также введен в действие Таможенный кодекс Республики Казахстан, объединяющий и систематизирующий правовые нормы, регулирующие общественные отношения  в области таможенного дела, максимально  использующий международные нормы, позволяющие упростить и одновременно повысить эффективность таможенных процедур.

Наряду с позитивными  результатами действия Налогового кодекса  остается проблема совершенствования  налоговой системы в целях  обеспечения условий для экономического роста страны и улучшения инвестиционного  климата.

Положения действующего налогового законодательства не в полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов физических лиц, созданию оптимальных условий для  вложения инвестиций в воспроизводство  и обновление основных средств.

Отсутствуют действенные  механизмы стимулирования инновационной  деятельности, что в определенной степени влияет на развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.

Целью проводимой в республике налоговой политики является дальнейшее поощрение инвестиций в экономику, стимулирование инновационной активности, увеличение располагаемого дохода населения  для роста платежеспособного  спроса. [12,40]

Пути решения налоговой  политики: установление регрессивной шкалы ставок по социальному налогу и более либеральной шкалы  ставок по индивидуальному подоходному  налогу; снижение ставки налога на добавленную  стоимость; создание экономических  условий для стимулирования научной  и инновационной деятельности, в  том числе развития производств  с высокой долей добавленной  стоимости; совершенствование амортизационной  политики, с целью стимулирования роста инвестиций; совершенствование  налогообложения нефтяных операций; развитие процессов автоматизации  налогового администрирования; совершенствование  методологии и норм администрирования  специальных налоговых режимов  в целях создания условий для  развития малого бизнеса и для  сельхозпроизводителей.

Предусмотренные меры по совершенствованию  налоговой системы позволят реально  снизить уровень налогообложения, что стимулирует дальнейшее увеличение темпов экономического роста.

В 2003 году была разработана  методика проведения оценки эффективности  бюджетных программ. Далее будет  продолжена работа по приведению в  соответствие норм законодательных  и нормативных актов нормам Бюджетного кодекса и осуществлена разработка нормативных актов, направленных на реализацию Бюджетного кодекса. Продолжится  внедрение нормативного метода планирования расходов бюджета, дальнейшее внедрение  методов бюджетного программирования.

Начиная с 2003 года предусмотрено  ежегодное формирование по скользящему  принципу среднесрочной фискальной политики Республики Казахстан, что  поможет созданию основы при разработке бюджетов центральными и местными органами государственного управления, достижению прозрачности, ясности при планировании бюджетных расходов. Внедрение в  практику разработки среднесрочной  фискальной политики позволит повысить качество принимаемых решений о  государственных расходах.

Продолжено усовершенствование механизмов бюджетного кредитования, способствующее эффективному использованию  кредитных средств, повышению требований к обеспечению исполнения обязательств по возврату кредитов, своевременному погашению бюджетных кредитов, сокращению просроченной задолженности заемщиков  перед бюджетом [11].

Налоговая политика в Казахстане направлена на повышение рентабельности вложения средств в экономику  республики путем облегчения налогового бремени.

Согласно данным Счётного комитета уточненный и скорректированный  показатели по налоговым поступлениям республиканского бюджета за 2006 год  перевыполнены на 31,7% и 15,9% соответственно и составил 1 667,8 млрд. тенге. [8]

Перевыполнение плана  налоговых поступлений обеспечено, в основном, за счет корпоративного подоходного налога – на 216,1 млрд. тенге (в 1,4 раза) и поступлений за использование природных и других ресурсов – на 127,0 млрд. тенге (в 1,9 раза).

Структурный анализ показывает, что основными источниками налоговых  поступлений республиканского бюджета, как и в предыдущие годы, являлись корпоративный подоходный налог, налог  на добавленную стоимость и поступления  за использование природных и  других ресурсов. Так, в 2006 году доля корпоративного подоходного налога в общем объеме налоговых поступлений составила 46,6%, а в 2005 году – 53,4%, НДС – 29,4% и 22,0%, поступления за использование  природных и других ресурсов – 16,0% и 19,5%, соответственно (таблица 4).

В 2006 году налоговые поступления  в республиканский бюджет возросли по сравнению с 2005 годом на 105,9 млрд. тенге, или на 6,8 процента. Среди налоговых  поступлений наиболее высокие темпы  роста приходились на таможенные платежи (85,3%) и акцизы (56,4%).

Таблица 4 - Структура налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге

Наименование

2005

Уд.вес, %

2006

Уд.вес, %

Темпы роста 2006г. к 2005г., %

Налоговые поступления

1 561,9

100,0

1 667,8

100,0

106,8

Корпоративный

подоходный налог

834,3

53,4

776,6

46,6

93,1

Налог

на добавленную стоимость

343,9

22,0

489,6

29,4

142,4

Акцизы

10,1

0,6

15,8

0,9

156,4

Поступления за использование  природных и других ресурсов

304,2

19,5

267,4

16,0

87,9

Сборы за ведение предпринимательской  и профессиональной деятельности

0,6

0,1

0,8

0,1

133,3

Таможенные платежи

53,1

3,4

98,4

5,9

185,3

Другие налоги и платежи

15,7

1,0

19,2

1,1

122,3

Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]

В 2006 году не обеспечено выполнение плановых показателей по специфике  «Прочие налоги» на сумму 18,7 млн. тенге: в республиканский бюджет поступило 20,0 млн. тенге, или 51,7% от планового  показателя.

Анализ уплаченных сумм налогов  и других обязательных платежей в  бюджет за 2006 год по налогоплательщикам, подлежащим республиканскому мониторингу, показывает, что коэффициент налоговой  нагрузки в среднем для предприятий, добывающих сырую нефть и природный  газ, по оперативным данным, составил 31,3%, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю нефтепродуктами, - 6,5 процента. По оперативным данным Налогового комитета, в ТОО «Север-ойл» коэффициент налоговой нагрузки составил 0,3%, а в ТОО «Гелиос» – 1,7 процента. Налоговая нагрузка банков второго уровня составила в среднем 6,6%, а страховых и аудиторских  компаний – 26,4 процента. При этом Налоговым  комитетом и его территориальными подразделениями во многих случаях  осуществлялись проверки в хозяйствующих  субъектах, по которым налоговые  нагрузки составляли ниже 10 процентов, а банки второго уровня в отчетном году не проверялись.

В 2006 году по итогам 45 071 проверки дополнительно начислено 114,9 млрд. тенге, взыскано 14,9 млрд. тенге, или 13 процентов. Проведено 3 925 безрезультативных проверок, из которых наибольшее количество приходится на город Алматы – 624, Карагандинскую область – 566, Костанайскую область  – 542.

Центральным аппаратом Налогового комитета в 2006 году проведено пять проверок из восьми, предусмотренных планом. Дополнительно начислено налогов  и платежей в бюджет на сумму 309,7 млн. тенге, из которых взыскано 24,0 млн. тенге, или только 7,7 процента.

Показатели взыскания  в бюджет дополнительно начисленных  налогов и платежей по отдельным  хозяйствующим субъектам еще  ниже. В частности, по результатам  налоговой проверки в ЗАО НК «Казахстан Темир Жолы» в 2004 году дополнительно  начислено налогов и платежей на сумму 30,7 млрд. тенге. После рассмотрения жалобы Налоговый комитет отменил  обжалуемое уведомление по акту налоговой  проверки и направил уведомление  о начисленной сумме налогов  и других обязательных платежей на сумму 8,5 млрд. тенге. По итогам рассмотрения результатов этой проверки в суде, сумма дополнительно начисленных  налогов и платежей уменьшилась  до 1,7 млрд. тенге, или 5,5% от первоначальной суммы. Аналогичная картина наблюдалась и по другим проверкам.

Информация о работе Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан»