Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:29, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.
Введение
1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 Перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
В связи с этим интересен
принцип взимания налогов в зависимости
от способности налогоплательщика,
породивший систему прогрессивного
налогообложения: чем выше доход (налоговая
база), тем непропорционально большая
часть его изымается в виде
налога. Принцип же пропорционального
налогообложения
Анализируя налоги как средство государственного управления деловой активностью , важно остановиться на регулирующих их функциях:
— установление и изменение системы налогообложения;
— определение налоговых ставок, их дифференциация;
— предоставление налоговых льгот — освобождение от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.
Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.
Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.
Избрав либеральную или
протекционистскую
Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в законодательных органах (Парламенте РК) относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.
В зависимости от особенностей
отдельных подразделений
Каждая сфера и отдельное
звено финансового механизма
являются составной частью единого
целого. Они взаимосвязаны и
Сферы и звенья финансового
механизма отличаются степенью сложности
и разветвленности отдельных
элементов. Например, для бюджетного
механизма характерна система из
многих видов налогов, наличие разнообразных
направлений использования
Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налогов и др.
Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.
Введение юридических
норм позволяет установить единые правила
организации финансовых связей, защитить
экономические интересы общества, коллективов
предприятий и отдельных
В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.
Формируя финансовый механизм,
государство стремиться обеспечить
его наиболее полное соответствие требованиям
финансовой политики того или иного
периода, что является залогом полноты
реализации ее целей и задач. При
этом сохраняется постоянное стремление
к наиболее полной увязке финансового
механизма и его отдельных
элементов с личными и
Таким образом, финансовый механизм
- составная часть хозяйственного
механизма, совокупность финансовых стимулов,
рычагов, инструментов, форм и способов
регулирования экономических
2 Анализ финансового механизма
регулирования экономики
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономики, и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство.
Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и уровня профессионализма работников бюджетной сферы.
В разработке бюджетной политики
участвуют законодательные (представительные)
и исполнительные органы власти, причем
полномочия разных ветвей и уровней
власти различаются в разных странах
в зависимости от особенностей государственного
устройства, исторических традиций, сложившихся
принципов разграничения
В соответствии с действующим законодательством страны принципы построения современной бюджетной системы отражают все тенденции современного состояния бюджетного процесса в стране. Бюджетная система Республики Казахстан базируется на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности, самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и результативности. Главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают основными принципами организации бюджетного процесса [7, 203].
Экономика Казахстана в 2006 году
по сравнению с 2005 годом развивалась
ускоренными темпами. Объем валового
внутреннего продукта (ВВП), по данным
Агентства по статистике, составил
9738,8 млрд. тенге и по сравнению
с предыдущим годом увеличился на
10,6 процента. Макроэкономические показатели
за 2006 год значительно превысили
прогнозные оценки, представленные в
Среднесрочном плане социально-
В Среднесрочном плане прогноз ВВП на 2006 год составил 8065,4 млрд. тенге, объем инвестиций в основной капитал – 2529,0 млрд. тенге, а мировая цена на нефть – 47 долларов США за баррель (таблица 1).
Таблица 1- Прогнозные
и фактические
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2006г.в % к 2005г. |
ВВП, млрд. тенге Прогноз Уточненный прогноз* Факт |
5850,0 6580,0 7590,6 |
8065,4 8725,0 9738,8 |
137,8 132,6 128,3 |
Темпы прироста реального ВВП, в % Прогноз Уточненный прогноз Факт |
7,9 8,0 9,7 |
8,3 8,3 10,6 |
|
Экспорт товаров, млрд. долл. США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
17,6 22,9 27,8 |
29,1 29,4 38,3 |
165,3 128,4 137,8 |
Импорт товаров, млрд. долл. США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
13,5 15,0 17,4 |
23,1 21,0 23,7 |
171,1 140,0 136,2 |
Индекс потребительских цен, % Прогноз Уточненный прогноз Факт |
4,9-6,5 5-7 7,6 |
5-7 5,7-7,6 8,6 |
|
Инвестиции в основной капитал, млрд. тенге Прогноз Уточненный прогноз Факт |
1630,0 1714,0 2421,0 |
2529,0 2602,1 2810,3 |
155,2 152,0 116,1 |
Курс тенге к доллару США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
131,7 130,0 132,9 |
127,0 127,0 126,1 |
96,4 97,7 94,9 |
Мировая цена на нефть (BRENT), долл. США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
32,9 42,0 54,4 |
47,0 55,0 65,4 |
142,9 130,9 120,2 |
Дефицит бюджета (профицит) в % к ВВП Прогноз Уточненный прогноз Факт |
-1,5 -1,7 0,6 |
-1,4 -1,4 0,6 |
93,3 82,4 100 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8] |
Информация о работе Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан»