Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:29, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.
Введение
1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 Перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется система управления
финансами. Вместо единого органа управления
возникает несколько
Потребность в разработке
и систематическом проведении финансовой
политики возникла с развитием капитализма.
Непосредственный толчок к составлению
и осуществлению программ финансовой
политики дал экономический кризис
1929 — 1933, поставивший под сомнение
способность рыночной системы к
саморегулированию без
В целом кейнсианская регулирующая
финансовая политика показала свою сравнительную
эффективность в западных странах.
Она обеспечила в 30 — 60-х годах
стабильный экономический рост, высокий
уровень занятости и
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства [5, 320].
Финансовый механизм в
этих условиях исходит из необходимости
сокращения объема перераспределения
национального дохода через финансовую
систему, снижения бюджетного дефицита,
стимулирования роста сбережений как
источника производственного
Различные разновидности
регулирующей финансовой политики тесно
взаимосвязаны между собой. Поэтому
одинаковые или похожие инструменты
финансового механизма
Планово-директивная финансовая
политика применяется в странах,
использующих административно-командную
систему управления экономикой. Основанная
на государственной собственности
на средства производства плановая система
управления позволяет осуществлять
прямое директивное руководство
всеми сферами экономики и
социальной жизни, в том числе
и финансами. Цель финансовой политики
в этих условиях — обеспечение
максимальной концентрации финансовых
ресурсов у государства (в первую
очередь у центральных органов
власти и управления) для их последующего
перераспределения в
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти [6, 106].
Для государственных предприятий
был создан механизм двухканального
изъятия чистого дохода (с последующими
небольшими изменениями). Чистый доход
государственных предприятий
Регулирование использования
денежных доходов населения
Изъятие средств у местных
органов власти обеспечивалось ограничением
в установлении самостоятельных
источников доходов местных бюджетов.
Система местных доходов
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т. п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.
Управление финансами
осуществлялось из единого центра —
Министерства финансов, которое занималось
всеми вопросами использования
финансового механизма в
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т. п. ). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Финансовая политика начала периода самостоятельного развития Казахстана отличалась непоследовательностью и противоречивостью.
С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние факторы дестабилизации в постсоветском пространстве, и финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах. Это определялось общностью хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалось радикальной ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так называемая «шоковая терапия» в целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального хозяйства.
С другой стороны, проводились
поспешные, неподготовленные мероприятия,
которые общество не воспринимало как
объективно необходимые в Казахстане.
В их числе - волевые решения по
экстренному преобразованию производственных
отношений, стремление к централизации
финансов, некорректный передел собственности
в ходе разгосударствления и приватизации,
игнорирование интересов
В целом это привело
к значительному разрушению производительных
сил, углублению структурных диспропорций,
затяжному кризису экономики
и общества, резкому падению жизненного
уровня основных масс населения. Такова
цена нарушения критериев
Поэтому задачей финансовой
политики в условиях Казахстана является
разработка мер и их воплощение через
финансовый механизм по переводу экономики
на траекторию экономического роста, стабилизации
хозяйственной жизни на основе дальнейшей
структурной перестройки
В республике продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления.
Итак, исходя из задач, поставленных
перед финансовой политикой ведущие
экономисты разделяют последнюю
на три вида: политика экономического
роста, политика стабилизации и политика
ограничения деловой
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
— рост государственных расходов;
— снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
Если же правительство
использует меры фискальной политики
и политики государственных расходов,
пытаясь удержать объем выпуска
продукции на его типичном для
рассматриваемой страны уровне и
поддержать стабильность цен, то считается,
что государством проводится политика
стабилизации. При этом было бы неверно
считать, что политика стабилизации
подменяет стимулирующую и
Информация о работе Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан»