Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:16, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить финансы и финансовый механизм России на современном этапе развития.
Задачи исследования:
- изучить систему финансов России;
- рассмотреть статистику государственных финансов;
- изучить понятие финансового механизма;
- выявить структуру финансового механизма;
- охарактеризовать государственную финансовую политику РФ в посткризисный период;
- описать инновационную эволюцию финансовой системы страны.
Объект исследования – современная финансовый механизм России.
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы страны
1.1. Система финансов России
1.2. Статистика государственных финансов
Глава 2. Финансовый механизм в современной России
2.1. Понятие финансового механизма
2.2. Структура финансового механизма
Глава 3. Финансовая политика современной России
3.1. Государственная финансовая политика РФ в посткризисный период
3.2. Инновационная эволюция финансовой системы страны
Заключение
Список литературы
Таким образом, финансовая политика– основополагающий элемент в системе управления финансами. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного богатства. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства.
Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.).
Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).
Финансовая политика включает следующие направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционную политику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
• снижение социальной напряженности;
• оздоровление государственных финансов;
• восстановление нормального функционирования банковской сферы;
• сбалансированность товарных и денежных потоков;
• разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
• комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
• введение единого реестра налогоплательщиков;
• ужесточение налогового администрирования;
• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
• введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
• реализация программ экономии государственных расходов;
• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
• обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
• проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
• реструктуризация государственного долга;
• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:
• реструктуризация банковской системы;
• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда
• усиление таможенного контроля.
4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
• приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;
• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
• усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
• выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
• упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
• регулирование вынужденной миграции.
6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
• создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
• развитие ипотечного кредитования;
• привлечение прямых иностранных инвестиций.
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики. В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд. рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд. рублей.
Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:
субординированные кредиты — 450 млрд. рублей;
рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд. рублей;
рекапитализация Агентства по страхованию вкладов — 200 млрд. рублей;
рекапитализация банков — 75 млрд. рублей;
рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд. рублей.
Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:
меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд. рублей;
снижение налогового бремени — 220 млрд. рублей;
поддержка отраслей — 52 млрд. рублей;
меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд. рублей;
приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрд. рублей.
На 2009 год было объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд. рублей, из них на укрепление финансового сектора планировалось направить 625 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд. рублей, на помощь регионам — 300 млрд. рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд. рублей.
Определение руководством страны необходимости перехода к инновационному экономическому росту обозначает новые требования к развитию финансовой системы Российской Федерации и типу реализуемой финансовой политики.
По существу речь идет о новом этапе системной трансформации. До сих пор, как представляется, Россия прошла два этапа. Первый (1992-1998 гг.) можно охарактеризовать как этап скачка в рынок. Он сопровождался как некоторыми положительными, так и глубоко негативными, разрушительными процессами, последствия которых оказались долговременными.
К положительным следует отнести усилия государства и субъектов экономики рынка по формированию рыночной инфраструктуры. Была создана система коммерческих банков; стали функционировать структуры фондового рынка, в том числе два главных биржевых института: фондовая биржа ММВБ и РТС. Наиболее крупные и конкурентоспособные российские предприятия, прежде всего топливно-энергетического комплекса, металлургии, химии и нефтехимии, железнодорожного транспорта, сформировали механизм функционирования акционерного капитала. Значительная часть населения, оказавшись в рыночной среде, стала формировать финансовые источники жизнедеятельности. Возникла система предприятий на основе коммерческих организационно-правовых форм, при этом частная и смешанная формы собственности в результате приватизации и активной самодеятельности населения преобладали.
Негативной стороной первого этапа был губительный способ осуществления рыночной трансформации: скоротечное и по существу директивное разгосударствление, что привело к резкому падению масштабов производства, формированию криминально-теневого характера экономики, разворовыванию и разрушению до 40% приватизированных государственных предприятий. «Скачок» в рынок сопровождался ломкой воспроизводственных пропорций, исчезновением механизма макроэкономического регулирования направленности экономики на экономический рост и накопление капитала. Возникли и факторы инфляционных волн, которые проявляются до настоящего времени.
«Скачок» в рынок и предельно ослабленное государство, сжатие его регулирующих экономических функций, директивно-монетаристская политика с неизбежностью привели к августовскому (1998 г.) кризису всей финансовой системы и экономики, дефолту государственной бюджетной системы, общему платежному кризису, в том числе и по внешним долговым обязательствам, всех секторов экономики, включая государственный и банковский. Но даже при общесистемном характере кризисной трансформации на первом этапе общий дефолт 17 августа 1998 г. не был бы неизбежным, если бы в России денежно-бюджетную политику проводили другие персоналии, а экономическая и финансовая политика государства была суверенной и не управлялась Международным валютным фондом.
Механизм дефолта будет еще долго предметом научных исследований для извлечения уроков на будущее и для текущей политики, особенно в свете развернувшегося в 2008 г. мирового финансового кризиса, оказавшего пагубное влияние и на Россию.
Второй этап (1999-2007 гг.) следует, по нашему мнению, обозначить в основном как этап экономической и финансовой стабилизации. Не рассматривая все его аспекты, сделаем общее заключение о его характере. Если финансовый кризис - это общая разбалансированность финансовой системы при разрушении взаимодействия ее звеньев, характеризующаяся нарастающей неплатежеспособностью государства, предприятий, банковской системы и населения, то финансовая стабилизация есть восстановление сбалансированности и платежеспособности (ликвидности) функционирования финансовой системы и ее звеньев в условиях достижения устойчивого безынфляционного (или низкоинфляционного) денежного оборота и интенсивного процесса накопления капитала в масштабе национальной экономики.
Основные параметры эволюции экономической системы России в 1999-2007 гг. характеризовались следующими тенденциями: ежегодным ростом ВВП в 6-8%; преодолением платежного кризиса и увеличением коэффициента рублевой монетизации с 12,3% к ВВП в 1995 г. до 32% к 2008 г.; снижением инфляции на потребительском рынке с 20,2% в 2000 г. до 10-12%) в 2006-2007 гг.; переходом к политике профицитного федерального бюджета; формированием крупных финансовых резервов в виде стабилизационного фонда (резервирование бюджетных доходов) и валютных резервов Банка России с размещением их в иностранных финансовых системах (инвестирование в ценные бумаги правительств 14 стран: США, Западная Европа, Япония); внедрением в бюджетную систему на всех уровнях «стабилизационных» механизмов в форме бюджетирования по результатам (БОР), ведомственных бюджетных программ, государственных и муниципальных закупок; жестким разграничением расходных полномочий между уровнями бюджетной системы; восстановлением процесса накопления капитала в реальном секторе экономики (ежегодный рост капиталовложений в основной капитал на уровне 10-17%); интенсивной капитализацией фондового рынка вплоть до финансового кризиса в августе-сентябре 2008 г.; повышением реальных доходов сектора домашних хозяйств в 2,5 раза к 2008 г. по сравнению с 2000 г., т.е. достижением уровня 1990 г.