Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:16, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить финансы и финансовый механизм России на современном этапе развития.
Задачи исследования:
- изучить систему финансов России;
- рассмотреть статистику государственных финансов;
- изучить понятие финансового механизма;
- выявить структуру финансового механизма;
- охарактеризовать государственную финансовую политику РФ в посткризисный период;
- описать инновационную эволюцию финансовой системы страны.
Объект исследования – современная финансовый механизм России.
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы страны
1.1. Система финансов России
1.2. Статистика государственных финансов
Глава 2. Финансовый механизм в современной России
2.1. Понятие финансового механизма
2.2. Структура финансового механизма
Глава 3. Финансовая политика современной России
3.1. Государственная финансовая политика РФ в посткризисный период
3.2. Инновационная эволюция финансовой системы страны
Заключение
Список литературы
2
по дисциплине «Финансы»
Тема: Финансовый механизм, его совершенствование под воздействием изменений условий хозяйствования и других факторов
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы страны
1.1. Система финансов России
1.2. Статистика государственных финансов
Глава 2. Финансовый механизм в современной России
2.1. Понятие финансового механизма
2.2. Структура финансового механизма
Глава 3. Финансовая политика современной России
3.1. Государственная финансовая политика РФ в посткризисный период
3.2. Инновационная эволюция финансовой системы страны
Заключение
Список литературы
Обеспечение эффективности управления публичными финансами — непреходящая - народнохозяйственная задача, которая постоянно находится в центре внимания ученых-экономистов. Исследователи разных поколений, оставившие заметный след в экономической науке, - М. Алле, Дж. Бьюкенен, Дж. Кейнс, Р. Масгрейв, С. Тибу, В. Оутс, И. Фишер, М. Фридмен и др., -внесли огромный вклад в становление и развитие теории государственных финансов.
Современные тенденции развития мировых финансов в целом и финансовых систем государств в частности, объективно определяют дальнейшее углубление финансовой глобализации, усиление взаимосвязей между странами, что особенно проявилось в условиях мирового финансового кризиса.
Несмотря на интеграционные процессы, каждое государство стремится к сохранению своего суверенитета и особенностей развития финансовых систем. В связи с этим проблема обеспечения национальной и глобальной финансовой безопасности остается одной из актуальнейших проблем функционирования мировой финансовой системы.
Эффективная система обеспечения национальных интересов страны в области финансов требует учета современных тенденций в изменении угроз национальным интересам государства, общества и каждого человека. В настоящее время ни одна страна в мире (особенно страны с развивающимся рынком) не оказалась застрахована от угроз, связанных с текущим мировым финансовым кризисом. Современный масштаб кризисных явлений оказался для многих государств в значительной мере неожиданным.
Поэтому в современных условиях главные приоритеты в странах мира заключаются в том, чтобы эффективно противодействовать угрозам финансового кризиса и обеспечить «подушку» финансовой безопасности своих финансовых систем.
Цель данного исследования – изучить финансы и финансовый механизм России на современном этапе развития.
Задачи исследования:
- изучить систему финансов России;
- рассмотреть статистику государственных финансов;
- изучить понятие финансового механизма;
- выявить структуру финансового механизма;
- охарактеризовать государственную финансовую политику РФ в посткризисный период;
- описать инновационную эволюцию финансовой системы страны.
Объект исследования – современная финансовый механизм России.
Предметом исследования является теоретико-методологический аппарат и поддерживающие его инструментальные средства управления государственными финансами.
Система финансов - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные фонды денежных средств (доходов).
Понятие "система финансов" является производным от более общего понятия "финансы".
Необходимость разделения системы финансов на звенья вызвана тем, что в каждом из субъектов экономических отношений, участвующих в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов, присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Так, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет ресурсы мобилизуются в централизованный фонд государства, а затем перераспределяются между экономическими регионами, отраслями, социальными группами.
Следует иметь в виду, что первичные доходы частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. Это положение хорошо иллюстрирует, например, структура сводного баланса финансовых ресурсов России.
В целом система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:
- государственных и муниципальных финансов;
- финансов хозяйствующих субъектов.
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на частные подсистемы (звенья).
На рисунке 1 представлена система финансов России.
Рис. 1. Система финансов России
Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном. В современной экономической литературе достаточно много внимания уделяется освещению этого раздела финансов. В этом направлении ведут свои исследования Дробозина Л.А., Поляк Г.В., Бабич A.M., Павлова Л.М., Романовский М.В., Врублевская О.В., Сенчагов В.К., Федоткин В.М., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. и др.
Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:
государственную бюджетную систему;
внебюджетные специальные фонды;
государственный кредит;
фонды страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.
По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
- регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
- стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
- контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).
По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.
Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.
Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.
На рисунке 2 дана развернутая схема финансовой системы РФ.
Рис. 2. Финансовая система Российской Федерации
Таким образом, финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.
Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы.
Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
При принятии решений по финансовым вопросам, выявлении закономерностей и тенденций в динамике финансовых ресурсов и затрат, обусловленных особенностями переходного периода, необходим анализ пропорций распределения финансовых ресурсов между госбюджетом, внебюджетными фондами и средствами предприятий и организаций, а также исследование роли и значения главных источников финансовых ресурсов в формировании их общей величины. Это позволяет оценить эффективность различных каналов мобилизации ресурсов, целесообразность и обоснованность направлений их распределения. Одним из информационных источников таких исследований является статистика государственных финансов, базирующаяся на отчетных данных об исполнении бюджета государства.
Статистику финансов можно также подразделить на статистику государственных финансов, статистику финансов предприятий и статистику денежного обращения и кредита. Особо актуальной задачей современной статистики финансов является оценка инфляционных процессов и их влияния на внутреннюю экономику.
Кроме того, в круг охвата статистики государственных финансов входят традиционные разделы государственного бюджета и фонды, учреждения и объединения, для которых ведутся отдельные счета за пределами традиционного государственного бюджета. В тех случаях, когда финансовые вопросы решаются самостоятельными юридическими лицами, вне рамок государственного бюджета и при участии частных структурных образований, возникает вопрос об определении границы между частным и государственным секторами.
В международной статистической практике эта граница определяется непосредственной или опосредованной долей участия субъектов органов государственного управления, превышающей 50 %, и по номинальному капиталу или праву голоса.
Поскольку статистика государственных финансов включает в себя не только статистику государственного бюджета, но также и статистику хозяйственной деятельности государства, следовательно, она шире, чем система показателей счетов сектора учреждений общегосударственного управления (государственных учреждений).