Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:16, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить финансы и финансовый механизм России на современном этапе развития.
Задачи исследования:
- изучить систему финансов России;
- рассмотреть статистику государственных финансов;
- изучить понятие финансового механизма;
- выявить структуру финансового механизма;
- охарактеризовать государственную финансовую политику РФ в посткризисный период;
- описать инновационную эволюцию финансовой системы страны.
Объект исследования – современная финансовый механизм России.
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы страны
1.1. Система финансов России
1.2. Статистика государственных финансов
Глава 2. Финансовый механизм в современной России
2.1. Понятие финансового механизма
2.2. Структура финансового механизма
Глава 3. Финансовая политика современной России
3.1. Государственная финансовая политика РФ в посткризисный период
3.2. Инновационная эволюция финансовой системы страны
Заключение
Список литературы
Каждый из этих блоков так же делится (детализируется). Государственные финансы делятся на бюджетные и внебюджетные фонды. Существует механизм функционирования бюджетных и внебюджетных фондов, а так же механизм территорий и федеральных органов власти.
С точки зрения воздействия на экономику (воспроизводство) выделяют финансовый механизм мобилизации ресурсов, стимулирования, финансирование, механизм санкций и т.д.
Основные функциональное назначение финансового механизма составляет совокупность или сочетание его элементов – это форм, видов, способов организации финансовых отношений, определяющей спецификой которых является количественные значения его основных параметров, т.е. величины ставок налогов, объемы фондов, уровни расходов и т.д.
Количественно значение этих параметров является наибольшей динамической частью финансового механизма. С помощью этих параметров государство способно эффективно реализовать свою финансовую политику в экономической и социальной областях и достигать тем самым намеченных целей.
Практическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).
Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.
Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма являются:
• финансовое планирование и прогнозирование;
• финансовые показатели, нормы, нормативы и лимиты;
• управление финансами;
• финансовые рычаги, стимулы и санкции;
• финансовый контроль;
• финансовое законодательство.
Таблица 2
Финансовый механизм
Финансовый механизм | ||||
Финансовые методы | Финансовые рычаги | Правовое обеспечение | Нормативное обеспечение | Информационное обеспечение |
Планирование | Прибыль | Законы | Инструкции | Информация разного вида и рода |
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п.
В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д.
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что финансовый механизм - совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Финансовый механизм играет большое значение в реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства, но и обеспечивать экономическое регулирование в условиях функционирования рынка и многоукладной экономики. Развитие новых форм финансовых отношений влечет за собой усложнение финансового механизма.
Финансы - не только экономическая категория.
Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом.
Финансовый механизма - действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.
Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности.
Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.
При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.).
В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.
К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком.
Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.
Таблица 3
Органы управления финансами
Органы управления | Функции |
Президент РФ | Бюджетное послание |
Парламент (Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации, Государственная Дума) | Устанавливает, налоги, утверждает федеральный бюджет |
Правительство РФ | Разрабатывает федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов |
Министерство финансов РФ | Реализация финансовой политики |
Федеральная налоговая служба | Контроль за правильностью исчисления, внесения в бюджет налогов |
Федеральная таможенная служба | Контроль за исчислением, внесением таможенных платежей |
Банк России | Формирует денежно-кредитную политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета наряду с Федеральным казначейством |
Счетная палата РФ | Контроль выполнения финансового законодательства, расходования федеральных средств |