Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:16, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить финансы и финансовый механизм России на современном этапе развития.
Задачи исследования:
- изучить систему финансов России;
- рассмотреть статистику государственных финансов;
- изучить понятие финансового механизма;
- выявить структуру финансового механизма;
- охарактеризовать государственную финансовую политику РФ в посткризисный период;
- описать инновационную эволюцию финансовой системы страны.
Объект исследования – современная финансовый механизм России.
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы страны
1.1. Система финансов России
1.2. Статистика государственных финансов
Глава 2. Финансовый механизм в современной России
2.1. Понятие финансового механизма
2.2. Структура финансового механизма
Глава 3. Финансовая политика современной России
3.1. Государственная финансовая политика РФ в посткризисный период
3.2. Инновационная эволюция финансовой системы страны
Заключение
Список литературы
Это положение нашло отражение в системе национальных счетов (СНС). Кроме того, в СНС государственные учреждения и объединения, располагающие собственным бухгалтерским учетом и покрывающие свои издержки полностью или в значительной степени за счет реализации товаров и услуг, рассматриваются как часть предпринимательского сектора.
Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.
Система показателей статистики государственных финансов представлена показателями консолидированного и федерального бюджетов, статьями единой классификации доходов и единой функциональной классификации расходов бюджета. Показатели бюджетов увязываются с показателями системы национальных счетов. Особое внимание при построении системы показателей, характеризующих государственные финансы, уделяется классификации бюджетов различных уровней: федерального и региональных.
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности органов государственного управления отражаются в отечественной статистике.
Важной задачей статистики государственных финансов является изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов.
Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке - статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета - это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.
Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:
• общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
• структуру доходов государственного бюджета;
• структуру расходов государственного бюджета;
• источники финансирования бюджетного дефицита;
• размеры государственного внутреннего долга;
• размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики;
• влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни;
• эффективность проведения государством фискальной политики.
Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось, в превышении расходов над доходами (дефиците). Принято считать нормальным финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета (инфляционным или не инфляционным способом), каково соотношение внутренних и внешних источников финансирования бюджетного дефицита.
Задача статистики государственных финансов состоит в разработке показателей характеризующих бюджетный процесс на каждой временной стадии: 1) составления 2) рассмотрения 3) утверждения 4) использования
Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:
1) общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;
2) размер дефицита или профицита;
3) источники финансирования бюджетного дефицита;
4) размеры государственного внутреннего долга.
В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.
Основными показателями статистики государственного бюджета являются: 1) доходы; 2) расходы; 3) официальные трансферты; 4) чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений); 5) дефицит (превышение расходов над доходами); 6) профицит (превышение доходов над расходами).
В Российской Федерации с 1995 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться не инфляционными способами - за счет операций с ценными бумагами, а также кредитов Центробанка. Во второй половине 90-х годов финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось примерно в равных долях.
Анализ выполнения бюджета (для России возможны следующие варианты: консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджета) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования. Статистика может измерить влияние факторов, обусловивших отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.
Влияние первого фактора - размера налоговой базы на абсолютный прирост величины налога - можно рассчитать по формуле:
Прирост Нб = (Б/1 - Б/О) С/О.
Абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле
Прирост Нс = (С/1 - С/О) Б/1,
где Прирост Нб и Прирост Нс - абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой базы и налоговой ставки;
Б/1 и Б/0 - размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периодах;
С/1 и С/О - уровень налоговой ставки в отчетном и базисном периодах.
Алгебраическая сумма прироста налогов за счет этих двух факторов должна показать общий прирост суммы налоговых доходов по анализируемому виду налогов.
Система статистических показателей, характеризующих денежное обращение, опирается на категории, связанные с функциями денег, определениями денежной массы и ее структуры.
1. Деньги в качестве меры стоимости используются для измерения, сравнения стоимостей различных товаров и услуг.
2. Деньги выполняют функцию средства обращения, если используются для покупки товаров и оплаты услуг. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги позволяют производить куплю-продажу разнообразных товаров, они принимаются каждым продавцом и обеспечивают всеобщую покупательную способность.
3. Деньги являются средством накопления. Эта функция состоит в сохранении стоимости, образующейся после реализации товаров и услуг, для совершения операций в будущем.
4. Во внешнеэкономических отношениях деньги функционируют как мировые деньги.
В соответствии с указанными функциями система показателей, отображающих систему денежных отношений, включает следующие показатели:
денежную массу, ее структуру;
обеспеченность денежными знаками обращения общественного производства и покупательная способность денежной единицы (национальной валюты);
операции на счетах, с депозитами, золотым запасом государства;
операции с валютой в международных экономических отношениях.
Рис. 3. Структура аналитической основы статистики государственных финансов
К наиболее важным показателям отечественной статистики банковского кредита относятся: общий размер кредитования банками отраслей экономики и населения с выделением краткосрочного и долгосрочного кредитования, доля краткосрочных и долгосрочных кредитов в общей сумме кредитных вложений, просроченная задолженность предприятий и хозяйственных организаций по ссудам банков, процент за кредит и ставка рефинансирования (Центрального банка).
Статистика финансов организаций содержит показатели, отражающие результаты финансовой деятельности, платежеспособность, имущественное положение и состояние расчетов в организациях. Сбор данных осуществляется на основе форм государственной статистической и бухгалтерской отчетности. Данные приведены без субъектов малого предпринимательства.
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) - конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций. Представляет сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прочие доходы и расходы - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; прибыль (убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном году, курсовые разницы и др. Данные по сальдированному финансовому результату деятельности организаций приводятся в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет.
Рентабельность организаций характеризует эффективность их деятельности.
Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В том случае, если получен отрицательный сальдированный финансовый результат, имеет место убыточность.
Таблица 1.
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в январе-августе 2009 года
| Сальдо | В % к | Прибыль, | В % к | Убыток, | В % к |
Всего | +2354,9 | 54,7 | 3223,5 | 65,7 | 868,6 | 144,0 |
из них по организациям с основным видом деятельности: |
|
|
|
|
|
|
рыболовство, рыбоводство | +7,5 | в 2,1р. | 8,7 | 181,7 | 1,2 | 103,1 |
добыча полезных ископаемых | +582,3 | 67,0 | 674,8 | 71,0 | 92,5 | 114,5 |
из нее добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | +560,4 | 76,1 | 614,6 | 75,7 | 54,2 | 71,8 |
обрабатывающие производства | +485,7 | 27,2 | 850,4 | 45,3 | 364,7 | в 4,0р. |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | +141,6 | в 2,1р. | 195,5 | 159,3 | 53,9 | 95,2 |
из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | +135,9 | в 2,2р. | 187,9 | 162,6 | 52,0 | 94,9 |
строительство | +45,3 | 56,6 | 88,8 | 88,5 | 43,5 | в 2,1р. |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | +551,0 | 61,8 | 669,5 | 68,6 | 118,5 | 140,8 |
транспорт и связь | +415,2 | 83,7 | 482,2 | 89,5 | 67,0 | 157,3 |
из них: | +34,9 | 35,6 | 41,1 | 41,6 | 6,2 | в7,1р. |
деятельность прочего сухопутного транспорта | +0,9 | 70,1 | 11,3 | 120,2 | 10,4 | 128,4 |
транспортирование по трубопроводам | +146,6 | 119,3 | 151,0 | 122,3 | 4,4 | в 7,5р. |
связь | +174,1 | 86,4 | 188,1 | 87,0 | 14,0 | 96,5 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | +127,0 | 57,8 | 193,3 | 76,0 | 66,3 | 190,4 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
управление эксплуатацией жилого фонда | -0,3 | - | 4,3 | 107,2 | 4,6 | 116,9 |
научные исследования и разработки | +12,6 | 80,3 | 22,2 | 94,2 | 9,6 | 122,1 |
Оборотные активы организаций - это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения, необходимая для поддержания непрерывности кругооборота и возвращающаяся в исходную форму после его завершения.
В оборотные производственные фонды входят как предметы труда (сырье, основные материалы, топливо, вспомогательные материалы, тара, запасные части), так и средства труда (инвентарь и хозяйственные принадлежности).
Кроме того, в оборотные фонды включаются незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления и расходы будущих периодов. В фонды обращения входят готовая продукция и товары отгруженные, средства в расчетах и денежные средства.
Финансовая устойчивость организаций характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и продажи продукции на основе реального роста прибыли.
Основными показателями финансовой устойчивости организаций являются следующие коэффициенты: коэффициент автономии, характеризующий долю собственных средств в общей величине источников средств организаций и определяющий степень независимости от кредиторов; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к фактической стоимости всех оборотных средств, находящихся в наличии у организаций.
Платежеспособность характеризует возможности организаций своевременно расплачиваться по своим обязательствам.
Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера. Оно определяет методы распределения ВНП, формы денежных накоплений, виды платежей, способы и принципы использования государством финансовых ресурсов.
Все это вместе образует финансовый механизм, представленный совокупностью методов, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе распределенных и перераспределенных отношений.
Финансовый механизм является частью хозяйственного механизма общества (пример: изменяющиеся ставки, налоги, акцизы). Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм организаций, некоммерческих организаций, учреждений, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов.