Финансовый механизм бюджетных учреждений: его сильные и слабые стороны

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе исследования теоретических основ формирования и функционирования финансового механизма бюджетных учреждений оценить перспективы его развития в современных условиях развития экономики.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение ряда задач:
изучить состояние данной проблеме в современных источниках информации;
ознакомиться с историей становления финансового механизма бюджетных учреждений;
определить понятие, сущность, цели и задачи финансового механизма бюджетных учреждений;
исследовать правовые основы его функционирования;
выявить особенности финансового планирования и финансового контроля;
рассмотреть проблемы и перспективы формирования и развития финансового механизма бюджетных учреждений.

Содержание

Введение ………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы формирования и функционирования финансового механизма бюджетных учреждений………………….5
История становления, понятие, сущность, цели и задачи финансового механизма бюджетных учреждений…………………….5
Правовые основы функционирования финансового механизма бюджетных учреждений……………………………………………..12

Глава 2. Оценка и структура финансового механизма бюджетных учреждений …………………………………………………….………19
2.1 Финансовое планирование…………………………………………..19
2.2 Финансовый контроль………………………………………………..23
2.3 Проблемы и перспективы формирования и развития финансового механизма бюджетных учреждений………………………………….…26
Заключение……………………………………………………………..33
Библиографический список……

Работа содержит 1 файл

Курсак финансы полный.docx

— 314.48 Кб (Скачать)

       В минфине говорят открыто об уменьшения числа бюджетополучателей. Сейчас в РФ более трехсот тысяч бюджетополучателей, по мнению министерства, это много, отсюда и разговоры об оптимизации сети учреждений культуры. Но надо сказать, что это намерение входит в противоречие с основополагающими принципами демократии, поскольку согласно Конституции РФ, гражданин (он же - налогоплательщик) имеет право на доступ к культурным ценностям. Он с подоходного налога уже оплатил существующую сегодня сеть учреждений культуры. То есть наличию библиотеки или клуба на селе, к примеру, мы обязаны карману налогоплательщика. А в соответствии с новым законом учредитель (заметьте, учредитель, а не сход граждан - потребителей этих услуг) может принять решение о закрытии этого учреждения. В минфине уже готовится особый порядок ликвидации бюджетных учреждений нового типа. Так вот теперь будет решать учредитель, закрывать библиотеку или объединять два театра - кукол и ТЮЗ. И это смущает, как и вопрос с госзаданием. Это понятие было введено в 2006 году законом об автономных учреждениях. Речь идет о финансировании определенной программы жизнеобеспечения БУНТ. В театрах никак не возьмут в толк, какие критерии оценки, какие показатели могут быть применены при выполнении госзадания - наполняемость зала, количество зрителей или число новых постановок? Но ведь новая постановка может и провалиться, а может вызвать аншлаг. Но задание будет выполнено, ведь постановка осуществлена.

       Теперь  все будет зависеть от пакета документов из 94 нормативных актов, которые  подготовят до конца года для обеспечения  этого закона. Так на данный момент Министерством Финансов РФ разработано несколько проектов постановлений (см. Приложение 1).

       Подведем  итог, структура финансового механизма  бюджетного учреждения приобретает  проблемы современной модели финансового  механизма в условия рыночной экономики. С появление нововведений при реформировании, возможно, видоизменяться и состав основных элементов: планирование и прогнозирование, финансирование, нормы и нормативы, учет и контроль. Инновационная модель финансового  механизма бюджетных учреждений должна учитывать рациональное сочетание  государственных и рыночных регуляторов, не забывая об основной функции создания учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Бюджетное учреждение - организация, созданная  органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов  РФ, а также органами местного самоуправления в целях осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических  или иных функций некоммерческого  характера, если деятельность этой организации  финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы  доходов и расходов. Бюджетное  учреждение обладает отличительными признаками, основными из которых является то, что оно создаётся органами государственной  власти или местного самоуправления, а также то, что оно финансируется  из соответствующего бюджета или  государственного внебюджетного фонда. В связи с этим основные функции  бюджетной организации - осуществление  управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций  некоммерческого характера, носящих  общественно-значимый характер. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений предполагает использование нескольких каналов, но основным остаётся финансирование из бюджета или из государственного внебюджетного фонда.

       Однако, изменения, приведшие к формированию рыночных отношений, вынуждают бюджетные  учреждения, помимо государственных  ресурсов, использовать не свойственные бюджетным учреждениям источники  финансирования. При этом стабилизация правового положения бюджетных  учреждений, повышение эффективности  их деятельности в современных условиях необходимы для создания в целом  условий устойчивого функционирования финансово-кредитной сферы, формирования и исполнения бюджета. Усиление государственных  позиций в финансовой сфере, в  частности через укрепление и  расширение правового статуса бюджетных  учреждений как субъектов права, требует наличия нормативно-правовой базы, адекватной современным требованиям, эффективной деятельности всех элементов механизма финансово-правового регулирования.

       Необходимым условием эффективности правового  регулирования финансовых отношений  с участием бюджетных учреждений выступает  финансовое планирование и бюджетный контроль, являющийся частью единого механизма государственного финансового контроля. Важным направлением развития правовой базы финансового  контроля в сфере деятельности бюджетных  учреждений является аудит эффективности, предполагающий анализ целесообразности и эффективности расходования бюджетных  средств в целях достижения максимально благоприятного результата. При этом усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. Это не означает отказа от контроля за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества. Напротив, такой контроль должен стать более действенным, ориентированным не только на выявление, но и главным образом на предотвращение финансовых нарушений, должен создавать основу для принятия конкретных управленческих решений.

       На  данный момент необходимо также отметить, что структура финансового механизма  бюджетных учреждений вплотную зависит  от современного этапа реформирования бюджетной сферы. Однако, проблемы реформирования государственного сектора, как отмечает А.Ф. Звороно, отягощены тем, что социально-экономическое положение страны в настоящее время побуждает государство снижать бюджетные расходы. Поэтому, необходим комплексный подход, учитывающий как возможность государственного бюджета, так и потребности населения и общества в целом.

       Большие надежды, на сегодняшний день, возлагаются  на принятый закон №83-ФЗ. Подведем итог нововведений которые он вносит.

       Бюджетное учреждение свою уставную деятельность осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями, которые формирует и утверждает орган, выполняющий функции и полномочия его учредителя. Такие задания обязательны для выполнения. Допускается возможность выполнения работ и оказания услуг сверх заданий как по основным, так и по иным видам деятельности.

       Обратим особое внимание на новый порядок  финансирования, которое будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета.

       Показатели  государственного (муниципального) задания  используются при составлении бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание соответствующих услуг  и выполнение работ, а также для  определения объема субсидий на выполнение указанного задания.

       Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Указанное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться  особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником  или приобретенным им за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимостью. По общему правилу остальным находящимся  на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться  самостоятельно. Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление уставной деятельности будет существенно затруднено.

       Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве  оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного  движимого имущества, а также  недвижимости. При этом собственник имущества не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

       Закон разделяет все государственные и муниципальные бюджетные учреждения на три типа – казенные, автономные и бюджетные, что влечет за собой различные виды финансирования (см. Приложение 2). Суть реформы в том, что бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически – но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме.

       Да, так мы учитываем возможность  государственного бюджета, а что  же делать с потребностью населения? Так, к примеру, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил, отказ государства от прямого  финансирования бюджетных учреждений и переход на субсидирование госзадания сделает платным многие социальные услуги, которые до сих пор были бесплатны (см. Приложение 3).

       По  моему мнению, решая задачи по количественным и структурным изменениям сети бюджетных  учреждений, необходимо помнить основную цель и функцию создания сфер образования, здравоохранения, социально-культурного  развития и так далее. 

       По  этому, на данный момент регулирование  финансового механизма бюджетных  учреждений требует дальнейшего  развития с учетом мнения все положительных  и отрицательных сторон, тогда  и только тогда будет достигнута оптимальная модель функционирования бюджетных учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

       Официальные документы

  1. Гражданский кодекс РФ. – М.: Инфра-М. 2001.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ // Консультант Плюс.
  3. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Консультант Плюс.
  4. Федеральный закон от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» // Консультант Плюс.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // Консультант Плюс.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Консультант Плюс.

Монографии, коллективные работы, сборники научных  трудов

  1. Белов А.Н. Бухгалтерский учёт в бюджетных  учреждениях/А.Н. Белов. – М.: Экзамен, 2005.
  2. Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля:учебное пособие / Н.Д. Бровкина: под ред.М.В. Мельник. – М.:Магистр, 2007.
  3. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах: учеб. пособие, 2-е издание перераб. и доп. / Н.Б. Ермасов. – М.: Высшее образование, 2008.
  4. Рейзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / Б.А. Рейзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева .- М.: ИНФРА-М, 2007.
  5. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект,2008.
 

      Статьи  из периодических  изданий

  1. Артюхин Р. Е. Направления совершенствования правового регулирования отчётной стадии бюджетного процесса // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. – № 11
  2. Гринфельдт  Е.С.О реструктуризации бюджетных учреждений в регионах \ Е.С. Гринфельдт, В.В.Климов //Финансы. – 2007. –№4. – С.19-21
  3. Звороно А.Ф. Реструктуризация бюджетного сектора сферы услуг \ А.Ф. Звороно // Финансы. – 2009. – №7. – С.14-16
  4. Тажибов Т.Г. Учет расходов в бюджетных образовательных учреждениях / Т.Г. Тажибов, О.Ю. Черницына //Финансы. – 2008. – №5. – С.55-59

Электронные ресурсы

  1.  Бюджетные  учреждения: ожидание реформы // Бюджет  [Электронный ресурс]. – Финансово-экономический журнал . – 2010. – 10 мая. – Режим доступа : http://bujet.ru/
  2. Официальная информация // Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Официальный сайт. – М.: 2007-2010. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
 
 
 

                      Приложение 1

Проект№1 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от ___ ___________ 20___ г. № ___

Москва

О Порядке осуществления  федеральным бюджетным  учреждением  полномочий федерального органа государственной  власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, порядке финансового  обеспечения их осуществления, а также утверждения  перечня указанных  публичных обязательств

    В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2010, № 19, ст. 2291) Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок  осуществления федеральным бюджетным  учреждением полномочий федерального  органа государственной власти (государственного  органа) по исполнению публичных  обязательств перед физическим  лицом, подлежащих исполнению  в денежной форме, порядок финансового  обеспечения их осуществления.

Информация о работе Финансовый механизм бюджетных учреждений: его сильные и слабые стороны