Финансовый механизм бюджетных учреждений: его сильные и слабые стороны

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе исследования теоретических основ формирования и функционирования финансового механизма бюджетных учреждений оценить перспективы его развития в современных условиях развития экономики.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение ряда задач:
изучить состояние данной проблеме в современных источниках информации;
ознакомиться с историей становления финансового механизма бюджетных учреждений;
определить понятие, сущность, цели и задачи финансового механизма бюджетных учреждений;
исследовать правовые основы его функционирования;
выявить особенности финансового планирования и финансового контроля;
рассмотреть проблемы и перспективы формирования и развития финансового механизма бюджетных учреждений.

Содержание

Введение ………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы формирования и функционирования финансового механизма бюджетных учреждений………………….5
История становления, понятие, сущность, цели и задачи финансового механизма бюджетных учреждений…………………….5
Правовые основы функционирования финансового механизма бюджетных учреждений……………………………………………..12

Глава 2. Оценка и структура финансового механизма бюджетных учреждений …………………………………………………….………19
2.1 Финансовое планирование…………………………………………..19
2.2 Финансовый контроль………………………………………………..23
2.3 Проблемы и перспективы формирования и развития финансового механизма бюджетных учреждений………………………………….…26
Заключение……………………………………………………………..33
Библиографический список……

Работа содержит 1 файл

Курсак финансы полный.docx

— 314.48 Кб (Скачать)

       Основным  изменением в системе финансирования новых учреждений является отказ  от финансирования содержания и переход  к финансированию оказанных услуг. В рамках бюджетной реформы осуществляется переход к новым формам финансового  обеспечения государственных и  муниципальных услуг, главными из которых  являются нормативно-подушевое финансирование и государственный социальный заказ.

       Переход к новым организационно-правовым формам предполагает отмену субсидиарной ответственности, характерной для  бюджетных учреждений, что влечет за собой отмену особого порядка  расходования бюджетных и внебюджетных средств учреждений на их лицевых  счетах в казначействе. В отличие  от бюджетных учреждений ГАУ приобретают  право открывать свои лицевые  счета в кредитных организациях. Тем самым, они уходят из системы  жесткого казначейского контроля со всеми характерными для него ограничениями  финансовой самостоятельности.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  изменение правового статуса  бюджетных учреждений создает предпосылки  для внедрения нового финансового механизма функционирования бюджетной сферы, основанного на расширении финансовой самостоятельности учреждений и обеспечение надежной основы для реализации социальных гарантий, при сохранении объектов социальной сферы в государственной собственности.

       Процесс реформирования и создания новой  модели финансового механизма бюджетных  учреждений следует рассматривать  как общую закономерность развития финансовых отношений в национальном хозяйстве страны, где бюджетные учреждения терпят реальные процессы трансформационных преобразований.

       Бюджетные учреждения являются особой организационно-правовой формой функционирования некоммерческих организаций и по своей экономической  природе относятся к государственным  учреждениям, тем не менее функционируют в рыночном поле, что отражается на организации их функциональной деятельности. Следуя в русле макроэкономических преобразований и современных тенденций развития национальной экономики, бюджетные учреждения могут эффективно выполнять свои функции только при соответствующей аккумуляции достаточного объема и умелом использовании финансовых ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА II ОЦЕНКА И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 

       2.1. Финансовое планирование 

       С помощью финансового планирования осуществляется управление процессами создания, распределения, перераспределения  и потребления финансовых ресурсов, объектом которого являются фонды денежных средств. Финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые  увязываются с материальными  и трудовыми балансами в стоимостном  выражении.

     Так, В.В. Ковалев –  профессор, доктор экономических наук, разделяет финансовый план учреждения в зависимости от вида и масштабов деятельности, с учетом того, что финансовый план должен давать прогнозную оценку: (а) будущего финансового состояния; (б) баланса доходов и расходов; (в) движения денежных средств 1.

       Финансовое планирование напрямую зависит от финансирования бюджетного  учреждения, которое происходит в несколько этапов:

       1. Составление и утверждение бюджетной  росписи. Бюджетная роспись составляется  на основе утвержденного бюджета  главным распорядителем бюджетных  средств по получателям бюджетных  средств.

       2. Уведомление о бюджетных ассигнованиях.  После того как сводная бюджетная  роспись утверждена, исполнительный  бюджетный орган в течение  10 дней доводит ее показатели  до всех получателей бюджетных  средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

       3. Составление сметы доходов и  расходов.

       __________________

       1 Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – С.359-361

       Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня  получения уведомлений о бюджетных  ассигнованиях обязаны составить  и представить на утверждение  смету доходов и расходов по установленной  форме. Распорядитель бюджетных  средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение  одного рабочего дня, со дня утверждения  сметы, должен передать ее в орган, исполняющий  бюджет.

       4. Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев.

       На  основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств  имеют право осуществлять расходы  и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах доведенных до них лимитов и в соответствии со сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

     Финансируемым за счет бюджетных средств учреждениям выделяются средства согласно бюджетному планированию.

     Один  из методов бюджетного планирования – программно-целевой, он заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

     Объем средств, выделяемых для осуществления  мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат  объемные показатели деятельности (число  коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При  планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и  др.) учитываются численность получателей  этих средств и установленные  нормы выплат.

     Еще один метод планирования расходов –  нормативный, этот метод используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

     • денежное выражение натуральных  показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных  учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

     • нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

     • нормы, в основе которых лежат  средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

     Нормы могут быть обязательными (устанавливаются  правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).

     Бюджетные нормы могут быть простыми (для  отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для  учреждения в целом).

     На  основе натуральных показателей (численность  обслуживаемых лиц, площадь помещения  и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые  могут быть следующими:

     • индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;

     • общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

     • на централизованные мероприятия —  разрабатываются ведомствами для  финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);

     • сводными — объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.

     В смете бюджетного учреждения отражаются:

     1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится  финансирование, подпись лица, утвердившего  смету, печать учреждения и  т. д.);

     2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные  затраты, фонд производственного  и социального развития, фонд  матери­ального поощрения, другие  фонды);

     3) свод доходов (финансирование  из бюджета, дополнительные платные  услуги населению, оказание услуг  по договорам с организациями,  прочие поступления);

     4) производственные показатели учреждения;

     5) расчеты и обоснования расходов  и доходов. 

     Утвержденные  сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.

     Составление смет бюджетных учреждений позволяет  решать следующие задачи:

     • обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

     • анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

     • контроль за эффективным и экономным  расходованием средств.

     В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений. 

      2.2 Финансовый контроль 

       Финансовый  контроль – это совокупность мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов их организации.

       Функциональное  назначение контроля заключается прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

       Объектом  финансового контроля является бюджетная  система и бюджетный процесс.

       Основная  цель контроля – объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления обусловлено, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

       Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

       Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

       Последующий финансовый контроль осуществляется после  завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет расходов бюджетных учреждений 1.

Информация о работе Финансовый механизм бюджетных учреждений: его сильные и слабые стороны