Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 17:57, реферат

Описание работы

Дробозина Л.А дает следующее определение: «Финансовый контроль – это элемент системы управления финансами: особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью произведенных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций».

По мнению Мельникова В.Д: «Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели».

Работа содержит 1 файл

фин контроль.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     3. Характеристика форм  контроля.  

     Контрольно-ревизионная  работа – совокупность трудовых процессов, связанных с выполнением контрольно-ревизионных процедур, а также создание условий, необходимых для их осуществления.

     Контрольные службы министерств и управлений представляют собой самостоятельные  структурные подразделения и  подчинены непосредственно руководителям  указанных органов.

     Форма организации контрольной работы может быть: централизованной и децентрализованной.

     При централизованной форме работы, она сосредоточена в вышестоящих звеньях управления. Ее преимуществом является лучшее использование вычислительной техники в процессе выполнения контрольных процедур. Недостаток состоит в удаленности контрольного органа от проверяемых субъектов, что в ряде случаев снижает эффективность и оперативность контроля и нередко приводит к увеличению командировочных и других расходов.

     Децентрализованная форма характеризуется рассредоточением контрольного аппарата по подведомственным предприятиям.

     По  характеру выполнения контрольных  процедур различают: бригадную, индивидуальную и смешанную формы.

     При бригадной форме работу выполняет группа специалистов различных профессий (ревизоры, бухгалтеры, экономисты, юристы), объединенные в бригаду на время проведения проверки. Бригадная форма повышает эффективность качества, сокращает сроки, способствует быстрому устранению недостатков.

     Индивидуальная выполняется одним исполнителем и применяется при проведении тематических проверок, служебных расследований и других проверок деятельности небольших предприятий и учреждений.

     При смешанной форме, в проверке участвуют представители ведомственного, государственного и общественного контроля и она является разновидностью бригадной формы.   

     4. Методы финансового контроля.  

     Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или  способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит  от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольного действия.

     Используются  следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния  учета и отчетности, счетная проверка), обследования, рассмотрение проектов финпланов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц и др.

     Основной  метод финансового контроля – ревизия (лат. revisio – пересмотр) – наиболее полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений за прошедший определенный период. Ревизия является основной формой последующего контроля, она отличается от других форм тем, что при проверке объектов используются различные источники информации, методические приемы, выводы обосновываются на документальных доказательствах. Для ревизии характерны конкретность в определении ущерба, потерь, недостач и обоснованность их системы доказательств (первичные документы, ведомости инвентаризации, пояснительные записки материально-ответственных лиц).

     По  объекту проверки различают ревизии  документальные и  фактические.

     При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки, ценные бумаги), а не только отчеты, сметы и т.п.

     Фактическая ревизия означает не только проверку документов, но и наличия денег, материальных ценностей.

     В зависимости от повторяемости  выделяют:

     1) Первичные, которые проводятся по первоначальному плану-заданию, ревизором или бригадиром, состав которой объявляется приказом или распоряжением руководителя.

     2) Повторные возникают в случае поверхностного проведения первичной ревизии, необходимого освещения фактов нарушения действующих инструкций и положений, аргументированных возражений, нарушений дисциплины проверок и т.д. Для повторных проверок назначаются другие лица.

     3) Дополнительные проводятся для выявления новых обстоятельств не вскрытых первичной или повторной проверками. Такие обстоятельства возникают после окончания проверки по инициативе контролируемого или контролирующего органа.

     По  организационному признаку:

     1) Плановые проверки предусматриваются а в планах вышестоящих органов и проводятся ежегодно.

     2) Внеплановые назначаются по сигналам в связи с грубыми нарушениями финансовой и плановой дисциплины, хищениями и злоупотреблениями, а также при ухудшении основных показателей или по требованию правоохранительных органов.

     В зависимости от объема проверки:

     1) Сплошная ревизия – проверяют все документы и регистры бухгалтерского учета, в которых отражена производственная и финансовая деятельность. Сплошные проверки проводятся крайне редко из-за больших затрат времени и средств.

     2) Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период.

     3) При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, разных целевых затрат и расходов). Обычно проводится после совершения общих проверок, с целью перепроверки выполнения рекомендации по выявленным нарушениям.

     4)    Частичная – подвергается один из видов какой –либо операции.

     В зависимости от целенаправленности и круга решаемых вопросов:

     1) Тематическая, ее целью является получение общей характеристики состояния дел по отдельным вопросам. Такие проверки организуются для контроля за сохранностью денег, материальных ценностей, а также выявления приписок.

     2) Комплексная проводится бригадой специалистов и включает в себя проверку всей финансово-хозяйственной деятельности субъекта, предусматривая контроль организации и технологии производства, техническую, социальную и другие виды деятельности. Данный вид проверки считается объективным, дающим полную характеристику деятельности субъекта.

     3) Некомплексная – обычно проводится одним ревизором и проверке подвергается данные бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности.

     4) Сквозная, когда проверке подвергается головное предприятие и все структурные подразделения.  

     5. Аудиторский контроль (аудит).  

     Аудиторский контроль – проверка состояния финансово-хозяйственной деятельности на основе договора (контракта), заключаемого независимой аудиторской фирмой и владельцем (собственником) предприятия, компании, банком, страховой компанией.

     Экономическая природа аудита заключается в  отделении права собственности  и права распоряжения при действии разнообразных организационно-правовых форм предприятий, компаний, фирм. Поэтому  возникает необходимость мониторинга  собственности независимыми фирмами, дающими объективную информацию о ее состоянии. Эта необходимость особенно настоятельна при функционировании акционерного капитала, в банковской сфере и других формах движения стоимости в рыночной среде, где при осуществлении операций велика вероятность рисков: ликвидности, кредитного и других.

     В нашей стране аудиторская деятельность регулируется в соответствии с действующими государственными актами, аудиторскими стандартами и другими регулятивами (нормативно-правовыми документами). В нашей республике цивилизованное функционирование аудиторской деятельности обеспечивался до последнего времени действием закона «Об аудиторской деятельности» в РК от 18.10.1993г. Этот закон был уникальным явлением того времени, поскольку аудит в странах СНГ и в том числе у нас делал свои первые шаги. Он явился первой попыткой придать юридический статус аудиторской деятельности. С октября месяца 1993г. действует неправительственной профессиональное объединение – Палата аудиторов, основная цель которой – содействие развитию, совершенствованию и унификации аудита в Казахстане. Был издан закон РК от 15.01.2001г. №139-11, которым были внесены существенные изменения и дополнения в закон РК от 20.11.1998 года «Об аудиторской деятельности». В обновленном виде этот закон стал еще более отвечать мировым стандартам аудита и требованиям Международной Федерации Бухгалтеров, членом которой Палата аудиторов Казахстана стала в прошлом году.

     Аудиторы  и аудиторские фирмы руководствуются  при осуществлении своей деятельности требованиями законодательных и иных нормативных актов; при проведении аудиторской проверки и составлении заключения независимы от проверяемого хозяйствующего субъекта, а также любой третьей стороны.

     Аудит проводится по следующим последовательным стадиям:

     1)       планирование (с внутренней систематизацией действия сторон);

     2)       получение информации об объекте аудита и ее оценка;

     3)       разработка подхода к процедуре аудита и подготовка программы;

     4)       проверка и тесты систем контроля;

     5)       проведение процедур аудита;

     6)       формирование аудиторского заключения.

     На  стадии непосредственного проведения аудиторских процедур выделяются ключевые процедуры, которые дают прямые доказательства по полноте, правильности и достоверности учетных данных, а также объективности оценок и информации, содержащихся в отчетности.

     Результатом аудиторской деятельности является заключение – имеющий правовое значение официальный документ, удостоверенный аудитором, содержащий полную информацию о соответствии бухгалтерских отчетов, балансов и других документов хозяйствующего субъекта требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и составлению отчета.

     Заключение  о финансовом положении проверяемого объекта в установленном законом порядке публикуется как отчет о его деятельности вместе с официальным балансом и счетом прибылей и убытков. Ответственность за достоверность предоставляемых аудитору сведений и документации лежит на руководстве хозяйствующего субъекта. Различают четыре варианта заключения:

     1)       заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

     2)       заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но и наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

     3)      отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

     4)       заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

     Аудиторские фирмы одновременно могут выполнять консультационные функции. Консультационные услуги аудиторских фирм направлены на выявление резервов предприятий и других хозяйствующих субъектов, оказание помощи по вопросам коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, постановки бухгалтерского учета, финансового планирования, поиск путей эффективной работы.

     Аудиторские фирмы обычно получают специальное  разрешение от государственных органов  или других органов, наблюдающих  за деятельностью акционерных обществ, компаний (банков, страховых компаний). Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством, кроме открытого акционерного общества. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью. 

Информация о работе Финансовый контроль