Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти является контроль за различными сферами общественной жизни. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т.е. в процессе собирания, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Вопрос о понятии финансового контроля, его сущности и формах остается дискуссионным в экономической и юридической литературе. Наиболее удачное определение финансового контроля, на наш взгляд, предложил Э.А. Вознесенский

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие и виды финансового контроля 

Важнейшим направлением деятельности органов государственной  власти является контроль за различными сферами общественной жизни. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т.е. в процессе собирания, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Вопрос о понятии финансового контроля, его сущности и формах остается дискуссионным в экономической и юридической литературе. Наиболее удачное определение финансового контроля, на наш взгляд, предложил Э.А. Вознесенский

 

Обращая внимание на взаимообусловленность  финансового контроля и финансовой деятельности, он правильно указывает  на расширение внешних границ контрольной активности органов финансового контроля. Вывод о распространении финансового контроля не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, представляется правильным, соответствующим реальной действительности. Для подтверждения этого вывода достаточно сослаться на акты ревизии, проверок хозяйственно-финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Однако признание данного положения вряд ли дает основания для переименования финансового контроля в финансово-хозяйственный

 

Финансовый контроль - это контроль за финансовой и хозяйственной  деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной  деятельностью.

 

Финансовый контроль охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

 

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

 

Классификация финансового  контроля в теории финансового права  проводится по разным основаниям. В  зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

 

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению  и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при  рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т. д.

 

Текущий финансовый контроль проводится в процессе осуществления  каких-либо финансовых операций.

 

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

 

По содержанию финансовый контроль подразделяется на: 1) бюджетный  контроль - проводимый такими органами, как Федеральное Собрание РФ, Счетная  палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство Министерства финансов РФ, правоохранительные органы; 2) налоговый контроль - осуществляемый налоговыми органами, налоговой полицией, таможенными и иными правоохранительными органами; 3) банковский контроль - проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами; 4) валютный контроль - осуществляемый Правительством РФ, ЦБ РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, Министерством РФ по налогам и сборам, иными органами и агентами валютного контроля; 5) надзор за страховой деятельностью - осуществляемый Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ, правоохранительными органами; 6) таможенный контроль - проводимый государственным таможенным комитетом.

 

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен на различные виды. Н.И. Химичева называет следующие виды финансового контроля:

а) представительных органов  государственной власти и местного самоуправления;

б) Президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных  органов;

д) ведомственный и  внутрихозяйственный;

е) общественный;

ж) аудиторский

Представляется необходимым  в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля Контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

 

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему  учреждений и организаций, имеет  много общего с контролем, который проводится в системе общественных или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний контроль. Суммируя вышеизложенное, можно предложить следующую схему видов финансового контроля в зависимости от субъектов, его осуществляющих:

 

Охарактеризуем подробнее  названные выше виды финансового  контроля. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

 

Большое значение для  развития государственного финансового  контроля имеет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. * Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная Палата Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление Федерального казначейства, Департамент страхового надзора, Департамент Государственного финансового контроля и аудита), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

 

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Счетная палата была создана  в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате РФ» *. Она образуется Федеральным Собранием РФ и подотчетна ему. Основными задачами Счетной палаты являются:

 

- определение целесообразности  расходов государственных средств  и использования федеральной собственности;

 

- оценка обоснованности  доходных и расходных статей  проектов федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

 

- проведение экспертизы  проектов федеральных законов,  иных нормативных актов, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет средств бюджета;

 

- осуществление контроля  за законностью и своевременностью  движения средств бюджета в  Центральном Банке РФ, уполномоченных  банках и иных финансово-кредитных  учреждениях РФ и т. д.

 

Счетная палата, осуществляя  контрольную деятельности, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

 

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. В составе Министерства финансов РФ создан Департамент государственного финансового контроля и аудита, осуществляющий в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

 

В связи с передачей  Министерству финансов Российской Федерации  функций Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства финансов Российской Федерации как субъекта государственного финансового контроля значительно расширилась и получила новые черты.

 

Министерство финансов Российской Федерации, осуществляя  государственный финансовый контроль, имеет право:

 

- получать от предприятий,  учреждений и организаций независимо  от их организационно-правовых  форм и подчиненности материалы,  необходимые для осуществления  контроля за рациональным и  целевым расходованием ассигнований, выделяемых из федерального бюджета;

 

- ограничивать, а в  необходимых случаях приостанавливать  финансирование из федерального  бюджета предприятий, учреждений  и организаций при наличии  фактов незаконного расходования  ими средств, а также в случае  непредставления отчетов по установленной форме об израсходовании ранее отпущенных средств и другой установленной отчетности с уведомлением об этом руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или государственных (федеральных) внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением на них штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБ РФ;

 

- осуществлять документальные  ревизии и проверки поступления,  сохранности и правильности расходования  федеральными органами исполнительной  власти и органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства РФ;

 

- проводить документальные  ревизии и проверки финансовой  деятельности бюджетных учреждений  и организаций, а также осуществлять  контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям, давать обязательные к исполнению указания по устранению выявленных нарушений.

 

Финансовые органы субъектов  Российской Федерации при осуществлении  государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

 

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области  ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, приватизация государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

 

В соответствии с Законом  РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной  налоговой службе РСФСР»  была создана  при Министерстве финансов РСФСР  единая система контроля за соблюдением  налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством. Указом Президента РФ от 1 декабря 1991 г. № 3402 утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, которым предусмотрено, что органы Государственной налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В соответствии с Указом Президента от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации но налогам и сборам, входящее в систему федеральных органов исполнительной власти и подчиняющееся Президенту РФ и Правительству страны. Главной задачей данного Министерства является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Информация о работе Финансовый контроль