Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:24, реферат

Описание работы

Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.
Существуют законы, указы, постановления, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Поэтому ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров субъектов, фирм, предприятий. Как защитить права и интересы, противостоять злоупотреблениям и неквали¬фицированным и ошибочным действиям контролирующих органов, отдельных инспекторов.

Содержание

Введение 3
1.Понятие финансового контроля и его назначение 5
2.Виды финансового контроля и органы, его существляющие 9
2.1 Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль 9
2.2Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля 15
2.3Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля 16
3. Методы осуществления финансового контроля 19
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложение 1 26
Приложение 2 27

Работа содержит 1 файл

реферат Фин и Кре.docx

— 147.47 Кб (Скачать)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра «Экономика и организация предприятий энергетического и транс-портного комплексов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Финансы и кредит» на тему

 

«Финансовый контроль»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель         _________________________     О. Н. Зубова

Студент   УБ 09-08  _________________________     К.В. Гарш

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

Содержание

Введение 3

1.Понятие финансового контроля и его назначение 5

2.Виды финансового контроля и органы, его существляющие 9

2.1 Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль 9

2.2Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля 15

2.3Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля 16

3. Методы осуществления финансового контроля 19

Заключение 23

Список использованных источников 25

Приложение 1 26

Приложение 2 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Контроль  проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов  людей, десятки тысяч организаций.

Существуют  законы, указы, постановления, в которых  регулируется контрольная и надзорная  деятельность. Поэтому ориентироваться  в компетенции и полномочиях  контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров  субъектов, фирм, предприятий. Как защитить права и интересы, противостоять  злоупотреблениям и неквалифицированным и ошибочным действиям контролирующих органов, отдельных инспекторов.

Предприятиям  и фирмам предоставлены права  самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой  и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности.   В этих условиях функционально обособленного  направления экономической работы на фирме становится необходимой  организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль на предприятии  включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, - подготовку рекомендаций для принятия решений. Координируя деятельность всей системы управления фирмой по достижению поставленной цели, контроль обеспечивает выполнение функции «управление управлением» и является синтезом планирования, учета, экономического анализа, организации информационных, денежных потоков, документооборота. Контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации. В современных условиях при создании новых изделий, организации неиспользованной работы, достижений науки и техники роль контроля будет усиливаться.

Наряду  с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы, важное значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке представляет ревизия - как инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требует со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и ревизий в стране вскрывают укрытие фирм от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и выполнять другие функции государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие финансового контроля и его назначение

 

Финансовый  контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый  контроль является важнейшим средством  обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

 

Основные  задачи финансового контроля заключаются  в:

    • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
    • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
    • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
    • выявлении внутренних резервов производства;
    • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль  финансового контроля в социально-экономических  преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый  контроль включает в себя: контроль за исполнением бюджета; бюджетов субъектов; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

 

 

 

Объектом  финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

Объект  финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные  формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и  права  как государства и его  учреждений, так и всех других экономических  субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый  контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

Финансовый  контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому  помимо общих  финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются  нормы, предусматривающие его специфику  в отдельных финансовых правовых институтах.

Рыночные  отношения сопровождаются  появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежные расчеты, разделение доходов, состава финансово-кредитной  системы и взаимоотношений между  ее частями. В этих условиях появилось  много новых направлений финансового  контроля, отсутствующих в планах контрольных органах, которым не уделялось надлежащего внимания при  административной системе управления. Сформировалась большая сфера деятельности для финансового контроля.

 

Сфера применения

 

Необходимым условием эффективности финансового  контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность  и полноту отражения стоимостных  показателей деятельности подотчетного юридического или физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность  для анализа и объективной  оценки динамики финансовых показателей  и корректировки хода реализации финансовой политики на определенный период развития как отдельной сферы  деятельности , так и всего государства.

В странах  с рыночной экономикой сфера государственного финансового контроля обеспечивает реализацию финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль распространяется только на звенья системы государственных финансов и охватывает только обобществленную часть валового продукта. Это прежде всего, составление и исполнение государственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды, местные финансы и финансы государственных предприятий. Деятельность монополий и частнопредпринимательская деятельность является объектом государственного финансового контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплине при выполнении монополиями государственных заказов, при предоставлении монополиям и частным предпринимателям субсидий и кредитов, при составлении ими налоговых деклараций.

За сферу  государственного контроля выходит  финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий  и частного предпринимательства  самим владельцами финансового  капитала или его отдельных компонентов. Здесь финансовый контроль осуществляется, пожалуй, самым бескомпромиссным, ибо от его повседневности и строгости непосредственно зависит финансовая результативность деятельности самих владельцев капитала. Конечной целью предпринимательской деятельности в любой сфере, как правило, является обогащение, т.е. ни что иное как возрастание первоначального капитала.

Стоимостным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских  служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический  анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности фирмы, предприятия, банка, страховой организации или  другого контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения.

 

2.Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие

2.1 Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль

 

Финансовый  контроль подразделяется на несколько  видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

  • в силу требований законодательства;
  • по решению компетентных государственных органов.

Возможны  и другие основания классификации  финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе  общественных организаций или религиозных  организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный  контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется  необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в  качестве самостоятельного вида финансового  контроля контроль, осуществляемый представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

Информация о работе Финансовый контроль