Для
повышения эффективности финансового
контроля требуется современное
техническое обеспечение этой деятельности.
Во всех органах государственного контроля
идет активный процесс внедрения
персональных компьютеров. Особенно наглядно
это видно на примере государственных
налоговых инспекций, где автоматизирован
учет налогоплательщиков, учет поступления
налогов и сборов, контроль за своевременностью
поступления платежей, расчет финансовых
санкций и другие виды работ.
В
республике решается задача по координации
деятельности всех контролирующих органов
и служб путем создания компьютерной
сети, в которой объединяется информация
Таможенного комитета, Министерства
внешнеэкономических связей, Белорусского
межбанковского расчетного центра, других
служб о налогоплательщиках. Вся
собранная информация направляется
по системе модемной связи в соответствующие
налоговые инспекции для контроля за правильностью
расчетов с бюджетом.
Координация
контроля проводится также в форме
согласования планов проверок и проведения
совместных проверок такими контролирующими
органами, как Комитет государственного
контроля, Государственная налоговая
инспекция, Управление налоговых расследований,
прокуратура, МВД, КГБ, Национальный банк,
Хозяйственный суд.
С
расширением внешнеэкономической
деятельности белорусских субъектов
хозяйствования у контролирующих органов
возникает потребность в информации
об этой деятельности из достоверных
зарубежных источников. Налажен и
осуществляется обмен информацией,
являющейся объектом финансового контроля,
с рядом зарубежных стран.
Одним
из важнейших направлений совершенствования
финансового контроля является развитие
независимой формы финансового
контроля — аудиторского контроля,
что связано с увеличением
числа негосударственных предприятий
и соответственно спросом на различные
виды услуг в области финансов,
контроля, учета. Эти услуги способны
оказать квалифицированные специалисты-аудиторы.
Заключение
Нарушения
и злоупотребления в финансовой,
бюджетной сфере не имеют ни хронологической
привязки, ни национальных корней. Во-первых,
потребности любого государства, как
правило, превышают его финансовые
возможности, и у чиновников нередко
возникает соблазн быстро, в обход
парламента и закона, перераспределить
средства в пользу «неотложных» нужд.
Во-вторых, в любом обществе в
той или иной степени проявляются
как политические, так и коммерческие
интересы различных компаний, кланов,
групп, что приводит к лоббированию
этих интересов в сфере экономики,
приобретению различных преференций
и льгот. Вот почему с тех пор
как человечество стало осознавать
себя организованным сообществом и
до наших дней для любой страны
остается актуальной задача создания
и совершенствования системы
гласного, всеобъемлющего контроля за
состоянием «государственного кармана»,
за использованием бюджетных средств.
Беларусь идет правильным путем
– путем реформирования и трансформации
государства и общества в сторону
действительно правового государства,
как это сказано в главном
законе страны – Конституции.
А там закреплено, что государство,
Республика Беларусь, это унитарное
демократическое социальное правовое
государство.(ст.1 конституции РБ). С каждым
годом все больше и больше происходит
унификация белорусского законодательства
с законодательством всех развитых и демократических
государств. Право становится все более
“отточенным” и адаптированным для белорусского
государства в наше время.
Однако,
не стоит отвергать тот очевидный факт,
что в настоящее время Республика Беларусь
сохранила со времен СССР и плановую экономику,
и, соответственно, более жесткий, контроль
за финансовой деятельностью государственных
и частных организаций, органами государственной
власти и простыми гражданами. Но и в этом
есть свой плюс – практически отсутствует
коррупция и взяточничество (по данным
Министерства внутренних дел РБ).
Совершенствование
государственного финансового контроля
в Белоруссии позволит целесообразно
и эффективно использовать государственные
финансовые ресурсы страны, а также движение
финансовых потоков от отправителя к адресату.
Снизится вероятность, что денежные средства
будут использованы с нарушениями законодательства
и будет уверенность, что данные денежные
средства будут использованы по целевому
назначению. Совершенствование финансового
контроля будет препятствовать и нарушению
законности финансовой деятельности хозяйствующих
субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных
деяний, выявлению и устранению причин
и условий, способствующих такого рода
действиям.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гуренков
Д.С. Инвентаризация: цели,
порядок проведения, документальное
отражение, регулирование результатов.//
Финансовые и бухгалтерские консультации.-
№4 - 1996.
- Дубовская
А.И. Инвентаризация. Типичные ошибки
при проведении и оформлении инвентаризации.//
Консультант бухгалтера.-№4 .-1999.
- Закон Республики
Беларусь " О бухгалтерском учете и
отчетности". - Мн.: Экаунт, 1998.- 19 с.
- Луговой А.В.
Организация инвентаризации.// Бухгалтерский
учет.-№1- 1999.
- Ковалев В.В.
Финансовый анализ: Управление капиталом.
Выбор инвестиций Анализ отчетности. –
Москва "Финансы и статистика", 1996
год, 432 с.
- Папковская
П. Я. Курс теории бухгалтерского
учета: учебное пособие. - Мн.: ООО
"Информпресс" , 1999.- 216с.
- Теория финансов.
Под общей ред. докторов экономических
наук, профессоров Н.Е. Заяц и М.К. Фисенко,
Минск "Вышейшая школа", 1998 год.
- Полякова
С.И., Соловьева О.В., Старовойтова Е.В. бухгалтерский
учет: практическое пособие для самообучения.
- М.: ТЕИС, 1998.
- Снитко М.А.
Теория бухгалтерского учета: Учеб.
пособие. – Мн.: Мисанта, 1996.
- Соколов
Я.В., Пятов М.Л. Организация
инвентаризации товаров.// Бухгалтерский
учет.-№1-1999.
- Финансовый
контроль. Грачев Е.Ю. 2004. 520 стр.
- Организация
системы государственного финансового
контроля: Бурцев В. Дашков и К. 2005 Бурцев
В. В 2005
- Закон Республики
Беларусь от 09.02.2000 N 369-З "О Комитете
государственного контроля Республики
Беларусь"// www.ncpi.gov.by.
- Закон Республики
Беларусь «О бюджетной классификации
Республики Беларусь» от 5 мая 1998 г. № 158-3// www.ncpi.gov.by.
- Закон Республики
Беларусь «О местном управлении и самоуправлении
в Республике Беларусь» от 4 января 2010
года № 108-3// www.ncpi.gov.by.
- Закон Республики
Беларусь «Об аудиторской деятельности»
от 8 ноября 1994 года № 3373-12// www.ncpi.gov.by.
- Закон Республики
Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-ХII «О
бухгалтерском учете и отчетности» // www.ncpi.gov.by.
- Инструкция
по инвентаризации активов и обязательств,
утвержденная постановлением Министерства
финансов Республики Беларусь от 30 ноября
2007 г. № 180 // www.ncpi.gov.by.
- Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 9 октября 2007 г. N 1284 "О ведении юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
книги учета проверок (ревизий)"// www.ncpi.gov.by.
- Некоторые
аспекты деятельности контролирующих
организаций в РБ. Отчет по результатам
опроса инспекторов Могилевской области.
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bel.biz/files/MogilevInspectorsReport_bukletLast.pdf. – Дата доступа: 10.10.2010.
- Экономическая
газета. Внутренний контроль: успех зависит
от подхода. [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://neg.by/publication/2007_06_01_8221.html. - Дата доступа: 25.10
1010.
- Положение
о порядке учета контролирующими органами
предписаний на проверки (ревизии) финансово-хозяйственной
деятельности, утвержденным постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 16 мая 2006 г. N 618 // www.ncpi.gov.by.
- «Финансовое
право» Л.А. Ханкевич МНГ Минск.2000г.
- «Финансовое
право» Химичова Минск. 1996г.
- Инструкции
о порядке организации и проведения проверок
(ревизий) финансово-хозяйственной деятельности
организаций Министерства промышленности
Республики Беларусь // www.ncpi.gov.by.
- Указ Президента
№ 259 от 7 июля 1995 г. «О некоторых мерах
по усилению ведомственного контроля
в Республике Беларусь и контролю за выполнением
налогового законодательства» // www.ncpi.gov.by.