Финансовый контроль в АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.).

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 66.43 Кб (Скачать)

-наличие книги учета проверок (ревизий), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке (ревизии);

-кем и когда были проведены предыдущие проверки (ревизии) за проверяемый период по аналогичной тематике, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства;

-в приложения акта ревизии включаются акты соисполнителей, определенных координационным планом контрольной деятельности в Республике Беларусь. Если соисполнители не начали проверку (ревизию) в период проведения проверки (ревизии) ответственным исполнителем, то в акте об этом делается соответствующая запись;

-какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

-акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения;

-факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;

-факты сокрытия или несвоевременного перечисления в бюджет платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля;

-установленные в ходе проверки (ревизии) недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам, излишки материальных ценностей, выявленные проверкой (ревизией);

-размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;

-должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения организацией законодательства, регулирующего экономические отношения;

-иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

     Все вышеперечисленные данные учтены и отражены в акте (Приложение А).

     В акте проверки (ревизии) соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки (ревизии) различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемой организации.

     Рассматриваемые вопросы оформляются в акте проверки (ревизии) в последовательности, предусмотренной  типовым перечнем основных вопросов, подлежащих проверке при проведении комплексных ревизий финансово-хозяйственной  деятельности организаций Министерства промышленности, ежегодно утверждаемым курирующим заместителем Министра промышленности. При отсутствии в проверяемой  организации каких-либо видов финансово-хозяйственной  деятельности, предусмотренных типовым  перечнем вопросов, в акте делается запись: "В рассматриваемом периоде  хозяйственная деятельность не велась".

     Акт (справка) составляется и подписывается  председателем и всеми членами  комиссии в необходимом количестве, но не менее 2 экземпляров. Подписи председателя, всех членов комиссии, руководителя и  главного бухгалтера организации в  акте (справке) должны быть только в  оригинале в каждом экземпляре, не допускается оформление листа с  подписями без текста. На последней  странице акта (справки) проверки (ревизии) делается запись за подписью руководителя (главного бухгалтера) организации: "Акт (справку) проверки (ревизии) получил" (Приложение А).

     По  окончании проверки (ревизии) организация  Министерства промышленности, проводившая  проверку (ревизию) организации, имеет  право проинформировать Министерство промышленности о выявленных фактах нарушений законодательства и внести предложения по их устранению и предотвращению.

     Оформленный в соответствии с требованиями Инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства промышленности Республики Беларусь  акт проверки (ревизии) направляется (передается) должностному лицу контролирующего органа (организации), уполномоченному рассматривать материалы проверки (ревизии).

     Таким образом, ревизия на ВРСУП «Заря  и К» проводится согласно законодательству в присутствии созданной для этой цели комиссии с последующим составление акта о результате проведения ревизии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Организация  аудиторских проверок

     Развитие  товарно-денежных отношений порождают разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновения новых форм и средств финансового контроля. Аудиторство - новое в нашей стране организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его объективности.

     Как правило отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

     Основной  целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам.

     Особое  внимание при проведении аудиторской проверки уделяется её правовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию. В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц.

     Аудиторская проверка - необходимый элемент финансового  контроля (ревизии) и один из видов  аудиторской деятельности. Она заключается  в установлении достоверности бухгалтерской  отчётности, а также в совершении иных услуг, в частности составлению  деклараций о доходах и бухгалтерской  отчётности, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского  и иного хозяйственного законодательства Беларуси. Аудиторы могут также проводить  обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Аудитор  не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью.

     Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленными нормативными актами. Например, в Законе о банках и банковской деятельности предусмотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаются Национальным банком Беларуси, после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нём сведений. Имеются и другие случаи обязательного аудита для страховых компаний, инвестиционных фондов и т. д. В сфере общего аудита Закона об иностранных инвестициях предусмотрена проверка аудиторской организацией для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

     Обязательные проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда. Поручение о проведении аудиторской проверки даётся аудитору при наличии в производстве возбуждённого уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственному суду.

     Заключение  аудитора по результатам такой проверки приравнивается к акту экспертизы. Заключение аудитора - документ, имеющий  юридическое значение для всех юридических  и физических лиц, органов государственной  власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Если налоговый государственный  или иной орган, на который законом  возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение  соответствующей отчётности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическим субъектом, то он вправе оспорить его в суде. Если суд  установит неточности и ошибки в  представленной аудитором отчетности, то он возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным  аудиторским заключением.

     На  предприятии ВРСУП «Заря и К» аудиторские проверки не проводятся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Совершенствование механизма финансового контроля сельскохозяйственных предприятий

     Финансовый  контроль как один из элементов управления существует столько, сколько существуют государство, торговля.

На территории Республики Беларусь в советский  период финансовый контроль получил  достаточно высокий уровень развития. В условиях почти полной государственной  собственности государство было заинтересовано в жестком, всестороннем контроле за процессами в экономике и финансах.

Финансово-хозяйственная  деятельность каждого предприятия, учреждения, организации находилась под двойным контролем со стороны  органов государственного управления и органов общественного контроля (Комитет народного контроля).

     В переходный период от административных к рыночным формам управления финансовый контроль был значительно ослаблен. Ликвидирован Комитет народного контроля, практически упразднен ведомственный контроль, сузилась деятельность по осуществлению финансового контроля со стороны органов государственного управления.

     Была  сделана ставка на то, что в условиях рынка экономические рычаги и  стимулы станут лучшими контролерами. Однако такой подход привел к значительному  росту экономических преступлений в форме уклонения от уплаты налогов, в разбазаривании государственной собственности в виде ее бесплатной передачи или продажи за символическую сумму и др.

     Опыт  зарубежных стран, собственный опыт республики показывают, что в условиях рынка экономика в целом, отдельные  предприятия нуждаются в финансовом контроле в той же, а может быть и в большей степени, чем в  другие периоды развития общества.

     Перед государством встает задача организации  всестороннего, системного, комплексного контроля, в том числе и финансового. Это означает, что финансовым контролем должны быть охвачены все субъекты хозяйствования и все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Для реализации поставленной задачи финансовый контроль должен развиваться по следующим направлениям:

-укрепление государственного контроля;

-развитие независимого аудиторского контроля;

-компьютеризация труда специалистов различных контролирующих органов;

-координация деятельности всех органов контроля;

-детальная разработка методической базы контроля с учетом особенностей объектов контроля (форма собственности, вид деятельности).

     Сегодня по указанным направлениям в республике проводится значительная работа. Так, на усиление государственного контроля направлен Указ Президента № 259 от 7 июля 1995 г. «О некоторых мерах по усилению ведомственного контроля в  Республике Беларусь и контролю за выполнением налогового законодательства». Указом предусмотрены меры по улучшению контрольно-ревизионной работы в министерствах и других центральных органах управления, по усилению финансово-хозяйственной дисциплины и государственного контроля за выполнением налогового законодательства, по привлечению и закреплению на ревизионной работе квалифицированных специалистов.

     В соответствии с данным Указом Советом  Министров Республики Беларусь разработан ряд документов по методологии финансового  контроля (Положение о порядке  организации и проведения ревизий  и проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений, Положение  о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций и учреждений). С целью усиления государственного финансового контроля созданы новые контролирующие органы - Управление налоговых расследований и Комитет государственного контроля.

     Управление налоговых расследований - это специальный правоохранительный орган Главной государственной налоговой инспекции, принимающий меры по предотвращению и пресечению нарушений налогового законодательства, по обеспечению безопасности налоговых инспекторов при выполнении ими служебных обязанностей. В отличие от других органов финансового контроля Управление налоговых расследований наделено правом возбуждать уголовные дела по преступлениям, отнесенным законом к его компетенции, проводить по ним дознание. Комитет государственного контроля выступает в качестве центрального органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности законодательства, в том числе в области финансов.

Информация о работе Финансовый контроль в АПК