Финансовый контроль в АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.).

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 66.43 Кб (Скачать)

Введение

     Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование  в процессе выполнения государственных  задач во многом происходит посредством  хозяйственной деятельности как  государственных, так и негосударственных  организаций (например, исполнение ими  своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование  государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных  программ и т.д.). При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности (при наличии же таких отклонений государственный финансовый контроль обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер).

     Любые государственные программы реформирования и развития областей экономики для  их успешной реализации должны предусматривать  эффективную систему государственный  финансовый контроль. От того, насколько  качественной будет информация, предоставляемая  системой государственного финансового  контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные  сферы как государственной финансово-экономической  политики, так и финансово-хозяйственной  деятельности государственных организаций, организаций с государственным  
участием или особо связанных с деятельностью государства. А это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического развития страны в целом. Иными словами, эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.

     Переход на новые условия хозяйствования, внедрение новых форм и методов  организации финансовых отношений  в стране, а также финансово-хозяйственной  деятельности предприятий диктует  необходимость становления и  совершенствования новой системы  государственного финансового контроля как важного условия обеспечения  устойчивого экономического роста  страны и укрепления государственности.

     Объектом  исследования является финансово-хозяйственная  деятельность ВРСУП “Заря и К”, а предметом работы – организация финансового контроля на предприятии.

     Целью работы является исследование вопросов организации  финансового контроля на предприятиях АПК в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы в Республике Беларусь.

     В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие  задачи:

     - рассмотреть понятия финансового контроля, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;

     - определить сущность и значение  финансово-хозяйственной деятельности ВРСУП «Заря и К»в современных условиях;

     - исследовать принципы организации финансово-хозяйственной деятельности ВРСУП «Заря и К»;

     - выявить направления совершенствования финансово-хозяйственной деятельности ВРСУП «Заря и К».

     Теоретической базой при написании работы явились  законодательные и нормативно-правовые акты Республики Беларусь, публикации экономических газет и журналов, учебники. Практическая часть – собственная разработка на основе годовых отчетов ВРСУП «Заря и К» за 2007-2009 гг.

 

  1. Теоретические основы организации финансового  контроля в Республике Беларусь

    1.1 Понятие  и сущность финансового контроля за деятельностью сельскохозяйственного предприятия

     Контроль  является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое  общество не может нормально функционировать  и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни. В широком смысле контроль – это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениями и направленный на успешное достижение поставленных целей.

     Основная  цель контроля состоит в том, чтобы  объективно изучить фактическое  положение дел в различных  областях общественной и государственной  жизни, выявить те факторы и условия, которые отрицательно сказываются  на выполнении принятых решений и  достижении поставленных целей. Контроль дает информацию о том, какие процессы происходят в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих  и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность  судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.[7,c.45]

     Назначение  финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного  хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.[11,c.23]

     По  определению, финансовый контроль - это  совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления с применением  специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении.[11,c.24]

     Результатами  финансового контроля является выявление  различных факторов экономической  жизни (как правило, отрицательных) и количественных показателей, например: самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видов товаров, сокращение ввоза в республику определенных товаров. Эти факты свидетельствуют  о неэффективности установленных  форм и методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и сигнализируют  о необходимости их изменения. Количественные показатели представлены, например, данными  о суммах сопричисленных налогов, о  величине завышения финансирования бюджетных учреждений или недостаточного финансирования их. Эти данные наряду с показателями бухгалтерской, статистической отчетности образуют базы финансовой информации. Собранная информация анализируется  и используется в прогнозировании, планировании, оперативном управлении финансами. Она позволяет определить источники и размеры реального  увеличения финансовых ресурсов, направления  их более эффективного использования.

     Финансовый  контроль выступает как механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и задач финансовой политики до получения практических результатов  развития экономики. Полученные в ходе финансового контроля цифры и  факты, их анализ являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых прогнозов, планов, перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А вновь созданные планы, формы и методы реализации финансовых отношений опять нуждаются в контроле.[12,c.53]

     Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном  порядке.

     Объектом  финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при  формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме  фондов денежных средств, на всех уровнях  и звеньях народного хозяйства.

     Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому  контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

     Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартерные сделки и  т. п.). Контролю подлежат не только плохо  работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности. Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических  законов, оптимальности пропорций  распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового  состояния и эффективного использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также  налоговый контроль; другие направления.[11,c.48]

     Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи:

· содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

· выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

· обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

· содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.[23,c.34]

     Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

     Финансовый  контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный  и независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный  финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

     Общегосударственный финансовый контроль применяется в  отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы  собственности. В нашей республике этот контроль осуществляется такими органами, как Комитет государственного контроля, Государственный налоговый комитет, Государственный комитет финансовых расследований, Министерство финансов, Национальный банк, Государственный таможенный комитет и др. Каждый из названных органов финансового контроля имеет свои функциональные обязанности и цели.[11,c.63]

     Комитет государственного контроля – выступает  в качестве центрального органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики Беларусь, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности законодательства, в том числе в области финансов.[15]

     Министерство  финансов проверяет правильность составления  и исполнения бюджетов областей и  других административных территорий, обращая особое внимание на правильность и эффективность использования  средств централизованного фонда  государства.

     Государственный налоговый комитет и его территориальные  звенья проверяет правильность и  своевременность расчетов плательщиков с бюджетом по налогам и сборам. Банки могут проверять финансовое состояние клиента с целью  установления реальной возможности  своевременного возврата ссуд и уплаты процентов по ним.[15]

Информация о работе Финансовый контроль в АПК