Финансовый контроль в АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.).

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 66.43 Кб (Скачать)

     Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

     Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все  министерства, ведомства, объединения  по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе  министерств, ведомств, объединений, отделов  исполкомов местных Советов создаются  контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные  отделы или контрольно-ревизионные  управления.

     Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в  организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.[7,c.72]

     Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.[16]

     В зависимости от времени осуществления  финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий  контроль  осуществляется после  совершения указанных операций и  призван выявить те нарушения, которые  не были установлены во время предварительного и текущего контроля.

     Основным  методом осуществления предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками  не оформляются. Все дело сводится к  отдаче распоряжения, приказа в письменной или устной форме о недопущении  или приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой операции.

     Последующий финансовый контроль осуществляется посредством  проведения контрольных мероприятий. Под контрольным мероприятием понимается проведение:

  1. наблюдений
  2. проверок
  3. обследований
  4. анализа
  5. ревизии

     Наблюдение  – это направленное на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.

     Проверка  – это исследование отдельных  вопросов финансовой деятельности, осмотр помещений и других объектов с  целью выявления нарушения финансовой дисциплины.

     Обследование  – производится в отношении отдельных  сторон финансовой деятельности. При  этом используют анкетирование и  опрос.

     Анализ  – направлен так же на выявления  нарушений финансовой дисциплины.

     Ревизия – детальное исследование финансово-хозяйственной  деятельности проверяемого субъекта с  целью выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности.

     При проведении контрольных мероприятий  применяются различные методы (приемы, способы) установления достоверности  и правильности операций:

  • формальный (визуальный) метод, который заключается в проверке правильности оформления документов;
  • метод фактической проверки (инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей);
  • метод встречной проверки, когда достоверность хозяйственной операции подтверждается через партнеров, клиентов;
  • корреспондентский метод – сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах, в подразделениях подконтрольного объекта;
  • аналитическо-нормативный метод, когда проверяется соблюдение установленных норм и нормативов;
  • метод изучения законности операций – установление соответствия произведенной операции действующим законодательным и нормативным актам;
  • другие, с учетом специфики проверяемого объекта, определяемые проверяющими самостоятельно.

     Проведение  контрольного мероприятия состоит  из нескольких этапов: подготовительного (составление программы и плана  проверки), непосредственно проверки, согласования и подписания акта (справки), реализации материалов проверки, контроля за устранением выявленных нарушений. При этом справка составляется, если в ходе проверки не было установлено каких-либо нарушений, во всех остальных случаях - акт. [12,c.66-67] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Нормативно-правовая  база организации финансового  контроля на сельскохозяйственном  предприятии

     Существуют  законы, указы, постановления, в которых  регулируется контрольная и надзорная  деятельность.

     1.Закон Республики Беларусь от 09.02.2000 N 369-З "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь". Принят Палатой представителей 24 января 2000 года. Одобрен Советом Республики 31 января 2000 года. Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Беларусь устанавливает компетенцию, организацию и порядок деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов. Закон состоит из 9 глав, при том, что четвертая глава исключена от 05.01.2008 № 317-3., и 33 статей. В первой главе рассматриваются общие положения. Во второй – система и организация деятельности органов Комитета государственного контроля. В третьей главе раскрываются полномочия Комитета государственного контроля, его территориальных органов и их должностных лиц. В пятой рассматриваются вопросы финансового и материального обеспечения КГК и его территориальных органов. В шестой главе определяются меры социальной и правовой защиты сотрудников КГК и его территориальных органов. В седьмой – иные вопросы организации и деятельности КГК и его территориальных органов. В восьмой главе рассматривается контроль за деятельностью КГК и его территориальных органов. В последней главе раскрываются заключительные положения. [13]

     2.Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 5 мая 1998 г. № 158-3. Принят Палатой представителей 8 апреля 1998 года, одобрен Советом Республики 17 апреля 1998 года (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 № 189-3). Данный закон состоит из 11 статей. В нем раскрываются понятие, состав и применение бюджетной классификации Республики Беларусь, которая включает:

- классификацию доходов;

- классификацию расходов, в том числе функциональную, ведомственную, экономическую и программную классификацию расходов;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицита;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита;

- классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь и долгов органов местного управления и самоуправления;

- классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь. [14]

     3.Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 года № 108-3. Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 годя, одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 годя. Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Состоит из восьми глав и шестидесяти пяти статей. [15]

     4.Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 года № 3373-12. Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года № 109-3. Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности. Состоит из трех глав и двадцати четырех статей. [16]

     Таким образом, финансовый контроль за деятельностью предприятий имеет достаточно широкую нормативно-правовую базу для осуществления своих контрольных функций. 

1.3 Актуальные  проблемы финансового контроля  в Республике Беларусь

     Данная  тема достаточно актуальна в настоящее  время. Финансовый контроль имеет множество недостатков.

     Так, исходя из опроса инспекторов контролирующих организаций Могилевской области, который был организован и  проведен в феврале-марте 2008 года Международной  финансовой корпорацией и Могилевским  областным исполнительным комитетом  в рамках Соглашения о сотрудничестве, были выделены следующие основные проблемы в сфере контроля и надзора:

- контрольная и надзорная деятельность направлена на выявление нарушений, а не на их предупреждение и стимулирование законопослушного поведения.

- законодательная база сложна в применении, как для инспекторов, так и для предпринимателей.

- количество всех видов проверок, в том числе технических инспекций, по-прежнему высокое. Максимальная продолжительность проверок может достигать 30 дней.

- при планировании и назначении проверок в большинстве инспекций нет четких критериев по выбору конкретных объектов для проверок.

- проверки носят фискальный характер, основной вид санкций – штрафы к предприятию должностным лицам. [20]

     При проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей встречаются следующие  ошибки:

- не поверяются должным образом наличие правильно оформленных договоров с материально ответственными лицами.

- при значительном объеме хранящихся материальных ценностей  очень  часто не  полностью  проверяется  содержание   тары,   в   которой   хранятся материальные ценности. Такие нарушения часто наблюдаются в организациях торговли.

- проверяя   сличительные   ведомости,   нередко   просто   удивляешься программной  схожести  фактического  наличия  материалов  с  их  учетными данными, особенно по тем материалам, которые  приходуются  и отпускаются большими партиями.

- при установлении излишков и  недостач  материалов  (товаров)  у  одного материально ответственного лица комиссии  нередко  выносят  заключения  о суммарном  зачете  недостач  излишками.  Такое  можно  делать   лишь   по взаимозаменяемым материальным ценностям. Такие  нарушения при последующей проверке  сортируются   и вносятся в соответствующие изменения в учетные данные.

- в ходе инвентаризационных проверок  не  выявляется  потеря  качественных характеристик товара.

- в ряде  случаев  комиссии  не  обнаруживают  товары  длительное   время хранящиеся  без  движения.  Не  предполагаются  меры  по  их  дальнейшему использованию.

- часто выявляются и такие случаи, когда по учетным данным материалы  по приходу не значатся, а по расходу они длительное время (в т.ч. и в период проведения инвентаризации)списываются  в  расход,  и  в  складском  учете появляются  ‘красные’  остатки.  Особенно   часто   это   наблюдается   в строительстве.

- в большинстве случаев не составляются отдельные описи на  материалы, находящиеся  в  пути,  на  ответственном  хранении  на   складах   других организаций,  подвергшихся  порче,  ненужные,  неликвидные,  а  также   не поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.

- при выявлении недостач и  излишков  материалов,  а  также  при  условии фактов их порчи с материально ответственных  лиц  комиссии  не  требуют объяснительные записки.

- не  редко  инвентаризационные  описи  не  подписаны  отдельными  членами комиссии. [2]

Информация о работе Финансовый контроль в АПК