Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:39, курсовая работа
Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.).
Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.
Внутриведомственный
финансовый контроль осуществляют все
министерства, ведомства, объединения
по отношению к подведомственным
им предприятиям, организациям, учреждениям.
Для осуществления
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.[7,c.72]
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.[16]
В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля.
Основным
методом осуществления
Последующий финансовый контроль осуществляется посредством проведения контрольных мероприятий. Под контрольным мероприятием понимается проведение:
Наблюдение – это направленное на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.
Проверка
– это исследование отдельных
вопросов финансовой деятельности, осмотр
помещений и других объектов с
целью выявления нарушения
Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.
Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой дисциплины.
Ревизия
– детальное исследование финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого субъекта с
целью выявления нарушений
При проведении контрольных мероприятий применяются различные методы (приемы, способы) установления достоверности и правильности операций:
Проведение
контрольного мероприятия состоит
из нескольких этапов: подготовительного
(составление программы и
1.2 Нормативно-правовая
база организации финансового
контроля на
Существуют законы, указы, постановления, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность.
1.Закон Республики Беларусь от 09.02.2000 N 369-З "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь". Принят Палатой представителей 24 января 2000 года. Одобрен Советом Республики 31 января 2000 года. Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Беларусь устанавливает компетенцию, организацию и порядок деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов. Закон состоит из 9 глав, при том, что четвертая глава исключена от 05.01.2008 № 317-3., и 33 статей. В первой главе рассматриваются общие положения. Во второй – система и организация деятельности органов Комитета государственного контроля. В третьей главе раскрываются полномочия Комитета государственного контроля, его территориальных органов и их должностных лиц. В пятой рассматриваются вопросы финансового и материального обеспечения КГК и его территориальных органов. В шестой главе определяются меры социальной и правовой защиты сотрудников КГК и его территориальных органов. В седьмой – иные вопросы организации и деятельности КГК и его территориальных органов. В восьмой главе рассматривается контроль за деятельностью КГК и его территориальных органов. В последней главе раскрываются заключительные положения. [13]
2.Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 5 мая 1998 г. № 158-3. Принят Палатой представителей 8 апреля 1998 года, одобрен Советом Республики 17 апреля 1998 года (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 № 189-3). Данный закон состоит из 11 статей. В нем раскрываются понятие, состав и применение бюджетной классификации Республики Беларусь, которая включает:
- классификацию доходов;
- классификацию расходов, в том числе функциональную, ведомственную, экономическую и программную классификацию расходов;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицита;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита;
- классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь и долгов органов местного управления и самоуправления;
- классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь. [14]
3.Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 года № 108-3. Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 годя, одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 годя. Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Состоит из восьми глав и шестидесяти пяти статей. [15]
4.Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 года № 3373-12. Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года № 109-3. Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности. Состоит из трех глав и двадцати четырех статей. [16]
Таким
образом, финансовый контроль за деятельностью
предприятий имеет достаточно широкую
нормативно-правовую базу для осуществления
своих контрольных функций.
1.3 Актуальные проблемы финансового контроля в Республике Беларусь
Данная тема достаточно актуальна в настоящее время. Финансовый контроль имеет множество недостатков.
Так,
исходя из опроса инспекторов контролирующих
организаций Могилевской
- контрольная и надзорная деятельность направлена на выявление нарушений, а не на их предупреждение и стимулирование законопослушного поведения.
- законодательная база сложна в применении, как для инспекторов, так и для предпринимателей.
- количество всех видов проверок, в том числе технических инспекций, по-прежнему высокое. Максимальная продолжительность проверок может достигать 30 дней.
- при планировании и назначении проверок в большинстве инспекций нет четких критериев по выбору конкретных объектов для проверок.
- проверки носят фискальный характер, основной вид санкций – штрафы к предприятию должностным лицам. [20]
При
проведении инвентаризации товарно-материальных
ценностей встречаются
- не поверяются должным образом наличие правильно оформленных договоров с материально ответственными лицами.
- при значительном объеме хранящихся материальных ценностей очень часто не полностью проверяется содержание тары, в которой хранятся материальные ценности. Такие нарушения часто наблюдаются в организациях торговли.
- проверяя сличительные ведомости, нередко просто удивляешься программной схожести фактического наличия материалов с их учетными данными, особенно по тем материалам, которые приходуются и отпускаются большими партиями.
- при установлении излишков и недостач материалов (товаров) у одного материально ответственного лица комиссии нередко выносят заключения о суммарном зачете недостач излишками. Такое можно делать лишь по взаимозаменяемым материальным ценностям. Такие нарушения при последующей проверке сортируются и вносятся в соответствующие изменения в учетные данные.
- в ходе инвентаризационных проверок не выявляется потеря качественных характеристик товара.
- в ряде случаев комиссии не обнаруживают товары длительное время хранящиеся без движения. Не предполагаются меры по их дальнейшему использованию.
- часто выявляются и такие случаи, когда по учетным данным материалы по приходу не значатся, а по расходу они длительное время (в т.ч. и в период проведения инвентаризации)списываются в расход, и в складском учете появляются ‘красные’ остатки. Особенно часто это наблюдается в строительстве.
- в большинстве случаев не составляются отдельные описи на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других организаций, подвергшихся порче, ненужные, неликвидные, а также не поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.
- при выявлении недостач и излишков материалов, а также при условии фактов их порчи с материально ответственных лиц комиссии не требуют объяснительные записки.
- не редко инвентаризационные описи не подписаны отдельными членами комиссии. [2]