Финансовый контроль как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рынку в нашей стране происходит перестройка всей системы финансового отношений, что не могло не затронуть финансового контроля, как неотъемлемого элемента системы управления финансами.
Развитие товарно-денежных отношений породило разнообразие форм собственности, способствовало появлению финансового рынка, появились акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.

Содержание

Введение
1.Финансовый контроль как экономическая категория
1.1.Сущность финансового контроля
1.1.1 Понятие и значение финансового контроля
1.1.2 Функции и сущность финансового контроля
1.2.Сферы финансового контроля 1.3.Классификация финансового контроля
2. Система внутреннего контроля за финансовой
деятельностью предприятия;
2.1. Контрольная среда;
2.2. Направления процедуры контроля;
2.3. Система бухгалтерского учета, политика и процедура
контроля;
3. Система внешнего контроля;
3.1.Аудит;
3.2. Государственный контроль за финансовой
деятельностью предприятия;
3.3. Контроль банков.

Работа содержит 1 файл

0500288_4D490_finansovyy_kontrol.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

На ряду с обязанностями  налогоплательщик имеет право:

- пользоваться льготами  по налогам на основаниях и  в порядке, установленном законодательными  актами;

- представлять налоговым  органам документы, подтверждающие  право на льготы по налогам;

- знакомиться с актами  проверок;

- представлять налоговым органам пояснения в исчислении и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

- в установленном законом  порядке обжаловать решения налоговых  органов и действия их должностных  лиц и другие права, установленные  законодательными актами.

Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны  представлять соответствующим налоговым  органам данные о финансово-хозяйственных  операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Банкам и кредитным  учреждениям запрещается задерживать  исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов  в бюджет или во внебюджетные фонды и использовать неперечиленные суммы в качестве кредитных ресурсов. В случае установления таких фактов налоговый орган взыскивает полученный этими учреждениями доход в федеральный бюджет с привлечением руководителей этих учреждений к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Компетенция органов  государственной власти и решение  вопросов о налогах определяется в соответствии с Законом “О налоговой  системе Российской Федерации” и  другими законодательными актами.

Органы государственной  власти всех уровней не в праве  вводить дополнительные налоги и  обязательные отчисления, не предусмотренные  законодательством Российской Федерации, рано как и повышать ставки установленных  налогов и налоговых платежей.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2268  было установлено, что дополнительные налоги и боры субъектов федерации, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством России, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти до введения закона О федеральном бюджете на 1994 год.

Как отмечалось ранее  с принятием 11 марта 1997 года постановления  Президента “Вопросы государственной  налоговой службы Российской Федерации” началась радикальная реорганизация государственной налоговой службы.

Предполагается упростить  налоговую систему, поскольку сейчас существует более тысячи нормативных  актов, имеющих отношение к налогам. Это примерно 20 - 25 законов по отдельным видам налогов, несколько десятков указов президента, более 900 инструкций налоговой службы, телеграммы налоговой службы и Министерства финансов. Инстинктивных материалов чрезвычайно много, и некоторые из них трактуют законы так, что их смысл меняется на прямо противоположный. Поэтом налоговую систему требуется упростить свести к минимуму количество инструкций налоговой службы и Министерства финансов.

В ходе реформы предполагается  сократить уровень налогообложения  и одновременно устранить льготы и расширить налоговую базу. Налоговое бремя сегодня очень высоко, и поэтому целые отрасли и отдельные компании уходят от налогообложения с помощью различных льгот. В результате проигрывают те, кто честно выплачивает налоги в бюджет, поскольку основное бремя накладывается именно на них. Конечно, снизить его значительно проще, нежели заставить платить налоги те предприятия, которые сейчас пользуются льготами.

Налоговая реформа предполагает сократить количество налогов и  четко определить, какие из них пойдут в федеральный бюджет, а какие - в региональный, то есть разделить ответственность между этими уровнями.

 

На ряду с налоговыми службами государственный контроль за финансовой деятельностью предприятия  возложен на таможенную службу.

Согласно Таможенного кодекса Российской Федерации таможенными органами производится таможенный контроль. Этот контроль осуществляют должностные лица таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей: таможенного досмотра, учета товаров и транспортных средств, проверки системы учета и отчетности, осмотра территорий и помещений складов и помещений складов временного хранения, таможенных складов и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.

Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение  наиболее эффективного использования  инструментов таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации, товарно-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития рациональной экономики и друге задачи экономической политики Российской Федерации. 

Основные функции таможенных органов:

- обеспечение в пределах  своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации;

- защита экономических  интересов Российской Федерации;

- применение средств  таможенного регулирования торгово-  экономических отношений;

- взимание таможенных  пошлин, налогов и иных таможенных  платежей;

- участие в разработке  мер экономической политики в  отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу Российской  Федерации, реализация этих мер;

- борьба с контрабандой, нарушителями таможенных правил  и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу;

- осуществление и совершенствование  таможенного контроля и таможенного  оформления, создание условий, способствующих  ускорению товарооборота через  таможенную границу Российской  Федерации;

- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Российской Федерации;

- ведение Товарной  номенклатуры внешнеэкономической  деятельности;

- осуществление валютного  контроля в пределах своей  компетенции;

- реализация единой  финансово-хозяйственной политике, развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов.

   Инструментом торговой политике и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при взаимосвязи его с мировым рынком, а также правилом обложения товаров пошлинами при их перемещении через границу Российской Федерации является порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации.

Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная стоимость  заявляется или декларируется декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.  Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенными органами Российской Федерации.

Заявляемая декларантом  таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной документации.

При необходимости подтверждения  заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа Российской Федерации предоставить последнему нужные для этого сведения. При возникновении у таможенного органа сомнений в достоверности сведений, представляемых декларантом для определения таможенной стоимости, декларант имеет право доказать такую достоверность. В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.

При возникновении необходимости  уточнения заявленной декларантом  таможенной стоимости товара декларант  вправе обратиться в таможенный орган  Российской Федерации с просьбой предоставить ему декларируемый  товар в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с законодательством Российской Федерации либо уплатить таможенные платежи в соответствии с таможенной оценкой товара, осуществленной таможенным органом Российской Федерации.

Дополнительные расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости либо представлением таможенному органу Российской Федерации дополнительной информации, несет декларант. При этом увеличение срока таможенного оформления товара, обусловленное проведением таможенной оценки, не может быть использовано декларантом для получения фактической отсрочки оплаты товара пошлиной.

В удостоверение происхождение  товара из данной страны таможенный орган  Российской Федерации вправе требовать  представление сертификата о происхождении товара.

При вывозе товаров с  таможенной территории Российской Федерации  сертификат о происхождении товара в тех случаях, когда он необходим  и это зафиксировано в соответствующих  контрактах, в национальных правилах страны ввоза или предусмотрено международными обязательствами Российской Федерации, выдается уполномоченным на то органом.

Таможенный орган Российской Федерации может отказать в выпуске  товара через таможенную границу  Российской Федерации лишь при наличии  достаточных оснований полагать, что он происходит из страны, товары которой не подлежат выпуску в соответствии с международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, и (или) законодательством Российской Федерации.

Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведения о происхождении товара не является основание для отказа в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации.

Товары, происхождение  которых достоверно не установлено, выпускаются с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставка таможенного тарифа Российской Федерации.

 

2.3 Контроль  банков.

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 “Об осуществлении комплексных  мер по своевременному и полному  внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” установлена ответственность предприятия и их руководителей за несоблюдение условий с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Контроль за соблюдением этих операций возложен на банки. По сведениям, предоставляемым банками, Государственная налоговая служба рассматривает дела об административных нарушениях и наложении штрафов.

С целью контроля за соблюдением  условий работы с денежной наличностью  и порядка ведения кассовых операций на предприятиях и организациях банки проводят проверки соответствия ведения кассовых операций на предприятии  Положению N 40 “О порядке ведения кассовых операций в народном хозяйстве”, утвержденному Центральным банком Российской Федерации 22 сентября 1993 года, а именно:

- созданы ли условия,  необходимые для обеспечения  и сохранности денежных средств  при доставке их из банка  и при сдаче в банк, а именно  обеспечение охраной, автотранспортом  и так далее;

- полноту и своевременности  оприходования денег, полученных  из банка, путем проведения сверок с выписками банка;

- понтону оприходования  других поступлений (плата за  квартиру квартиросъемщиков, плата  родителей за содержание в  детских учреждениях и т.д.), путем  сверки по банным бухгалтерского  учета ( по лицевым счетам квартиросъемщиков и т.д.);

- правильность оформления  приходных и расходных кассовых  ордеров, кассовой книги, журнала  регистрации приходных и расходных  кассовых ордеров;

- имеются ли подписи  в получении денег, особое внимание  уделяется соответствию подписей при выплате депонированных сумм;

- правильность ведения  операций в кассовой книге  и выведение в ней остатков  на конец дня;

- погашены ли приходные  и документы штампом “Получено”, а расходные “Оплачено”, с указанием  даты;

- правильности итогов  подсчетов платежных ведомостей;

- правильность оформления  документов при депонированной  заработной плате;

- правильность выдачи  денег по доверенностям;

- соблюдается ли лимит  наличных денег в кассе, а  также порядок расчетов, а также  порядок расчетов наличными деньгами с юридическими лицами. Лимит хранения наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков, в котором обсушивается предприятие. Предельный размер расчетов наличными деньгами с юридическими лицами устанавливается Правительством Российской Федерации;

- при наличии на  предприятии нескольких кассиров  проверяется правильность ведения  книги учета приняты и выданных  денег, которые должны быть  открыты на каждого кассира;

- где хранятся дубликаты  ключей от сейфов кассы. Они  должны храниться в опечатанных пеналах (пакетах и так далее) у руководителя предприятия;

Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория