Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа
В условиях перехода к рынку в нашей стране происходит перестройка всей системы финансового отношений, что не могло не затронуть финансового контроля, как неотъемлемого элемента системы управления финансами.
Развитие товарно-денежных отношений породило разнообразие форм собственности, способствовало появлению финансового рынка, появились акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.
Введение
1.Финансовый контроль как экономическая категория
1.1.Сущность финансового контроля
1.1.1 Понятие и значение финансового контроля
1.1.2 Функции и сущность финансового контроля
1.2.Сферы финансового контроля 1.3.Классификация финансового контроля
2. Система внутреннего контроля за финансовой
деятельностью предприятия;
2.1. Контрольная среда;
2.2. Направления процедуры контроля;
2.3. Система бухгалтерского учета, политика и процедура
контроля;
3. Система внешнего контроля;
3.1.Аудит;
3.2. Государственный контроль за финансовой
деятельностью предприятия;
3.3. Контроль банков.
Бухгалтерский учет по валютным счета организации и операциям в иностранной валюте ведется в дублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банке Российской Федерации на дату совершения операции.
При определении учетной политике предприятия утверждается порядок контроля за хозяйственной деятельностью предприятия, а также другие решения, необходимые для организации контроля, в том числе правила документооборота и технология.
К правилам документооборота
относятся порядок движения первичных
документов, которые являются основанием
для отражения информации о совершенных
хозяйственных операциях в
- первичные документы должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило в момент совершения операции;
- первичные документы
создаются на бланках типовых
и типовых межведомственных
В отдельных случаях, при наличии соответствующих технических средств, допускается создавать первичные документы на ЭВМ. При этом должны соблюдаться требования, предъявляемые Положением “О документах и документообороте в бухгалтерском учете” Согласно этого Положения первичные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты:
а) наименование документа (формы), код формы;
б) дату составления;
в) содержание хозяйственной операции;
г) измерители хозяйственных операций (в количественном и стоимостном выражении)
д) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильности ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
В необходимых случаях в первичных документах могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и адрес предприятия, учреждения, основанием для совершения хозяйственных операций, зафиксированной документом, другие дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых хозяйственных операций.
В условиях механизации (автоматизации) бухгалтерского учета реквизиты первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов.
Записи в первичных документах должны производиться чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение длительного времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записей простой карандаш.
Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку.
На предприятии, в учреждении
руководителем утверждается по согласованию
с главным бухгалтером перечень
лиц, имеющих право подписи
Подписи лиц, ответственных за состояние машиночитаемых первичных документов, могут быть заменены паролем или другим способом автоматизации, позволяющих однозначно идентифицировать подписи соответствующих лиц.
Дополнительные требования к порядку создания первичных документов, фиксируются факты совершения кассовых операций, операции с товаро-материальными ценностями, кредитных и расчетных обязательств, определяется Законом Российской Федерации “О бухгалтерском учете”, Положением “О ведении кассовых операций”, правилами Центрального банка России и другими нормативными актами.
В случаях, установленных законодательством, бланки форм первичных документов могут относится к бланкам строгой отчетности. Порядок использования и учета бланков форм первичных документов строгой отчетности, а также круг предприятий, устанавливают министерства и ведомства в соответствии с указаниями Госкомстата Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации по вопросам унификации форм первичных документов и отнесении их в необходимых случаях к документам строгой отчетности.
Бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом).
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
В соответствии с Законом “О бухгалтерском учете” запрещается принимать к исполнению и оформления первичные документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. Такие документы должны быть переданы главному бухгалтеру предприятия, учреждения для приятия решения.
Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отмену, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке - дату записей в учетный регистр, а при обработке на вычислительной установке - оттиск штампа контролера, ответственного за их обработку.
Все документы, приложенные
к приходным и расходным
Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируется графиком.
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия, учреждения.
График должен устанавливать
на предприятии, в учреждении рациональный
документ, то есть предусматривать
оптимальное число
График документооборота
может быть оформлен в виде схемы(см.:
табл. 1.3 стр. 20), или перечня работ
по созданию, проверке и обработке
документов, выполняемых каждым подразделением
предприятия, учреждения, а также
всеми исполнителями с указание
Таблица 1.3.
Пример графика
предприятию, учреждению.
Документ |
Создание документа |
Проверка документа | |||||||
коли- чест-во эк-земп-ляров |
от-вет-ственный за вы-пис-ку |
ответ- ствен- ный за офор- мление |
ответ ствен-ный за ис-полнение |
срок ис-пол-не-ния |
от-вет-ствен-ный за про-вер-ку |
кто пред-став-ляет |
поря-док пред-ставле-ния |
срок представле-ния | |
требование |
2 |
цех |
ОМТС бухгал-терия |
склад |
ежеднев-но (до ... ча-сов) |
бух-галтерия |
1 экз - цех 2 экз. - склад |
при от-чете при рее-стре |
ежеднев-но (до ... ча-сов) |
За состоянием внутреннего
контроля несет ответственность
сама организация. Контроль за финансовой
деятельностью предприятия
2. СИСТЕМА ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ
Внутренний контроль необходимо отличать от внешнего контроля. С развитием рыночных отношений понятие контроля неразрывно связано с понятием аудита.
2.1. Аудит
Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Он имеет свою цель и логику и основывается на структурном подходе к принятию решений. Он не является беспорядочным и незапланированным. В ходе этого процесса получают и оценивают данные, влияющие на принятие аудиторских решений.
Независимая оценка объективных данных об экономических действиях осуществляется внешними аудиторами и относится к внешнему контролю (аудиту).
Аудиторский контроль, широко применяемый в мировой практике, направлен на обеспечение достоверности бухгалтерского учета и отчетности, в чем одинаково заинтересованы предприятия (фирмы) в лице их владельцев (акционеров), государство, в лице налоговой службы и аудиторы. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственной выгодой, что в условиях конкуренции способствует качеству проверки.
Правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности определены Временными правилами “Аудиторской деятельности в Российской Федерации”. Согласно этих правил аудиторская деятельность (аудит) - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Основными принципами являются: независимость, обязательность и ответственность.
1. Независимость выражается в
том, что при проведении
Исходя из этого принципа, в соответствии с Временным положением “Аудиторской деятельности в Российской Федерации” аудиторская проверка не может проводиться:
а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители дети супругов);
б) аудиторскими фирмами:
- в отношении экономических
субъектов, являющихся их
- в отношении экономических
субъектов, являющихся их
в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
2. Обязательность. Как установлено Временным положением “Аудиторской деятельности в Российской Федерации” аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. При этом если инициативная проверка проводится по решению собственников аудируемой организации, то обязательная не зависит от ее воли или желания.
Обязательная проверка может проводиться по поручению государственных органов. Это могут быть органы дознания и следователь, которые при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновляемого производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обязательствам, послужившим основанием дела для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновлению производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок поведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория