Финансовый контроль как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рынку в нашей стране происходит перестройка всей системы финансового отношений, что не могло не затронуть финансового контроля, как неотъемлемого элемента системы управления финансами.
Развитие товарно-денежных отношений породило разнообразие форм собственности, способствовало появлению финансового рынка, появились акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.

Содержание

Введение
1.Финансовый контроль как экономическая категория
1.1.Сущность финансового контроля
1.1.1 Понятие и значение финансового контроля
1.1.2 Функции и сущность финансового контроля
1.2.Сферы финансового контроля 1.3.Классификация финансового контроля
2. Система внутреннего контроля за финансовой
деятельностью предприятия;
2.1. Контрольная среда;
2.2. Направления процедуры контроля;
2.3. Система бухгалтерского учета, политика и процедура
контроля;
3. Система внешнего контроля;
3.1.Аудит;
3.2. Государственный контроль за финансовой
деятельностью предприятия;
3.3. Контроль банков.

Работа содержит 1 файл

0500288_4D490_finansovyy_kontrol.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

Под финансовым контролем  понимается наблюдение, определение  или выявление фактического положения  финансовых показателей деятельности по сравнению с заданным. По времени проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных   соглашений,  учредительских  документов и т. д. Таким образом он способствует предотвращению неправильного, нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений.  

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.д.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующимся на нем.

По приемам и  способам осуществления финансового  контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

Анализ как метод  финансового контроля должен быть системным  и по факторным. Он проводится по периодической  или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Ревизия выступает одним  из важнейших методов финансового  контроля и представляет проверку финансово- хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период.

В зависимости от объекта  различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются  на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические  (проверка наличия  денежных средств и материальных ценностей в натуре).

Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в  которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.

2. СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО  КОНТРОЛЯ

ЗА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 

ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Структура внутреннего  контроля может быть подразделена на три составляющих: контрольная среда - набор характеристик, который определяет служебные взаимоотношения, благоприятные для контроля на предприятии;  система бухгалтерского учета предприятия - политика и процедуры, касающиеся соответствующей записи хозяйственных операций; процедуры контроля - специальные проверки, выполняемые персоналом предприятия. Эти три составляющие во взаимосвязи обеспечивают предотвращение, выявление и исправление существующих ошибок информации и ее искажения.

Состояние контрольной системы зависит от стиля работы руководителей, их философии  и эффективной системы разъяснений целей  контроля и надзора за деятельностью персонала.

Контрольная среда состоит  из следующих элементов:

- политика и методы  управления:

- организация структура предприятия:

- деятельность исполнительного  органа:

- методы распределения  функций управления:

- управленческие методы  контроля, в том числе внутренний  аудит:

- кадровая политика:

- внешние воздействия  (например, проверка со стороны банковских органов).

 

 

 

 

 

1.1. Контрольная  среда

 

Подход исполнительного органа к контролю оказывает наибольшее влияние на контрольную среду.  Благоприятная управленческая среда  характеризуется системой управления, обеспечивающей высокий уровень  внутренней системы коммуникаций, способствующей эффективной работе исполнительного органа, использующего систему бюджетов и отчетов об исполнении, обеспечивающую эффективность внутреннего контроля. Помимо того предприятия, разделением обязанностей, контролем доступа к активам, документам и осуществление периодических сравнений учетных данных.

Комплектность персонала, осуществляющие функции контроля, является важнейшей характеристикой системы  внутреннего контроля.  Кадровые проблемы предприятия отражаются на системе внутреннего контроля. Так, частая смена бухгалтеров ведет к тому, что функции учета и контроля выполняются людьми, не имеющими достаточного опыта и делающими в силу этого больше ошибок.  Новые руководители и должностные лица могут быть не в должной степени знакомы с системой учета предприятия и совершать технические и другие ошибки.  Иногда служащие бухгалтерии увольняются, так как не хотят следовать некоторым процедурам учета, которые предписываются нормативами. В целом, частая сменяемость бухгалтерского персонала может быть тревожным фактом.

Очень важной характеристикой эффективной  системы внутреннего контроля является должностной разделение функциональной ответственности. соответствующее  разделение обязанностей является обязательным условием эффективности процедуры контроля.

Перечисленные ниже четыре вида функций  должны входить в обязанности  различных подразделений или  различных служащих бухгалтерии.

1.  Санкционированное хозяйственных  операций. Эту обязанность   выполняют  служащие, которые имеют право санкционировать записи хозяйственных операций. Санкционированное бывает общее, касающееся определенного вида операций (например, всех продаж) или специальное (например санкционирование продажи важного актива).

2. Регистрация хозяйственных операций. Учет и запись операций (ведение отчетности), в настоящее время для регистрации хозяйственных операций все чаще используются компьютерные технологи.

3. Обеспечение сохранности  активов  в ходе хозяйственных операций . Подразумевается фактическое расхождение  принадлежащими предприятию активами или контроль за ними.

4.  Периодическое сопоставление  существующих активов с суммами,  записанными на счетах. Здесь  предполагается регулярная инвентаризация  активов и принятие соответствующих  мер в случае расхождения.

Несовместимость обязанностей - это такая комбинация, при которой  служащий, совершивший ошибку или исказивший информацию, может скрыть этот факт в ходе своей обычной деятельности. Обязанности должны быть распределены таким образом, чтобы ни кто из служащих не выполнял две или более из вышеперечисленных функций. Первая и четвертая функции являются управленческими, вторая функция - учетная, а третья функция - функция хранения. Разделение этих функций между различными лицами и подразделениями имеет два преимущества: 1) труднее преднамеренно исказить информацию, так как потребовало бы сговора двух или более лиц; 2) за счет координации действий (рассмотрение различных аспектов одной и той же хозяйственной операции) легче обнаружить и исправить непреднамеренные ошибки.

Надзор является важным элементом контрольной среды. Персонал предприятия и компьютерные системы  выполняют функции учета и  процедуры контроля предприятия. Контролер, осуществляя надзор за работой работника  по кредитованию, может, например периодически сравнивать сальдо на счетах дебиторов с итоговыми данными счета.

Контролер или должностные  лица могут исправлять ошибки, найденные  служащими, а также принимать  и санкционировать решения, касающиеся системы учета предприятия. Надзор является важным средством управленческого контроля и условием функционирования системы внутреннего контроля в целом.

Контроль к активам  заключается в том, что реальный доступ к активам, документам, важным записям и бланкам должен быть ограничен уполномоченными на то лицами. Такие активы, как ценные бумаги, не должны быть доступны тем, кто ими не распоряжается. Так, не должен быть разрешен доступ к записям о затратах и учету полученных счетов тем лицам, которые не отвечают за ведение учета.

Некоторые бланки важны  для учета и контроля и доступ к ним следует ограничивать. Тот, кто не отвечает за учет продаж, не должен иметь возможность свободного доступа к бланкам  счетов-фактур и накладных.  Лицо, не занимающееся выплатой наличных, не может получать чеки. Иногда доступ к бланкам равносилен доступу к важным активам. Например, лицо, имеющее доступ к чистым бланкам чеков, фактически имеет доступ к свободным денежным средствам.

Ряд работников предприятия  несет ответственность за учет и  регистрацию активов и обязательств. Они должны проводить периодическое сравнение записанных сумм с данными документов, подтверждающие их существование и оценку. Служащие бухгалтерии могут осуществлять периодическое сравнение. При этом лица, проводящие сравнения, не должны заниматься санкционированием соответствующих хозяйственных операции, учетом и регистрации операций или отвечать за хранение активов.

Периодически проверяется  наличие денежных средств в кассе, ценных бумаг, подтверждаются суммы  на счетах к получению и на счетах к оплате, а также другие операции. Цель этих операций - определить, отражает ли бухгалтерская документация активы и пассивы предприятия. При частых сопоставлениях легко обнаружить ошибки в бухгалтерских документах.  Очевидно, что частота проведения сопоставлений должна определятся соотношением затрат и прибыли. Очень частые (например, раз в неделю) подсчет, сопоставление и подтверждение активов обычно не делаются, кроме исключительных случаев (очень большая ценность активов, большая вероятность потерь или ошибок).

 

1.2. Направления и процедуры контроля

 

На предприятиях применяются процедуры  контроля. Процедуры контроля направлены на предотвращение, выявление и исправление  ошибок и искажений, которые могут  возникнуть в процессе учета хозяйственных  операций. Существует много различных  процедур контроля, каждая из которых должна предотвращать ошибки определенного вида (или нескольких видов) и искажений информации, представленной в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Основные категории  ошибок и исправлений

 

Категории ошибок и искажений

Пример

Записаны хозяйственные операции, которых не было в действительности;

Продажи и обязательства  не сущест-вующих заказчиков;

Фактически совершенные  хозяйственные операции не записаны на счетах ;

Не зафиксирована отгрузка партии товаров заказчику;

Совершены и записаны несанкцио-нированные операции;

Продажа в кредит несанкционирова-на, но товары отгружены и заказчику  выставлен счет без требования предварительной  оплаты;


Продолжение табл.1.1

Категории ошибок и искажений

Пример

Хозяйственные операции зафиксиро-ваны не на тех четах;

Продажа филиалу отражена как продажа сторонним организациям, или сумма занесена на другой дебиторский  счет;

Записанные суммы не точны;

Заказчику выставлен  счет и записана неверная сумма продажи, так как отгруженное количество и количество на счете не совпадают и зафиксирована цена за единицу другого продукта;

Учет хозяйственных  операций не завершен;

Данные о продажах в целом отражены на бухгалтерских  счетах, но некоторые из них не отражены на соответствующих субсчетах дебитор-ской задолженности;

Хозяйственные операции учтены не на тот период.

Отгрузка товара в  январе (следующего года) записана как  продажа, и предъявление счетов к  оплате отнесено на декабрь. Отгрузка за декабрь записана как продажа  в январе, и предъявление счетов к оплате отнесено на январь.

Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория