Финансовый контроль как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рынку в нашей стране происходит перестройка всей системы финансового отношений, что не могло не затронуть финансового контроля, как неотъемлемого элемента системы управления финансами.
Развитие товарно-денежных отношений породило разнообразие форм собственности, способствовало появлению финансового рынка, появились акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.

Содержание

Введение
1.Финансовый контроль как экономическая категория
1.1.Сущность финансового контроля
1.1.1 Понятие и значение финансового контроля
1.1.2 Функции и сущность финансового контроля
1.2.Сферы финансового контроля 1.3.Классификация финансового контроля
2. Система внутреннего контроля за финансовой
деятельностью предприятия;
2.1. Контрольная среда;
2.2. Направления процедуры контроля;
2.3. Система бухгалтерского учета, политика и процедура
контроля;
3. Система внешнего контроля;
3.1.Аудит;
3.2. Государственный контроль за финансовой
деятельностью предприятия;
3.3. Контроль банков.

Работа содержит 1 файл

0500288_4D490_finansovyy_kontrol.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

 

Вместо длинных перечислений процедур контроля на данном этапе  рекомендуется исследовать направления, для достижения которых применяются  процедуры контроля.  Хозяйственные  операции всех видов должны контролироваться по семи основным направлениям, обозначенным в таблице 1.2. Каждому направлению соответствует тип основных ошибок и искажений перечисленных в таблице 1.1.

 

таблица 1.2.

Направления внутреннего  контроля

 

Направления контроля

Общее           

Контрольный пример (счета  к получению)

Реальность;

Зафиксированные операции действительны и зафикси-рованы данными документов;

Зафиксированные операции подтверждены данными счетов-фактур, отгрузочных документов и заказами клиентов;

Полнота;

Все фактически совершен-ные  операции зафиксирова-ны, не одна не пропущены;

Все отгрузочные документы  пронумерованы и приложены к  счетам-фактурам;

Разрешение;

Операции санкционированы  в соответствии с политикой предприятия;

Продажа в кредит на сумму  свыше 50000 тысяч рублей предварительно санкционирована;


 

Продолжение табл. 1.2.

направления

контроля

общее

Конкретный пример (счета  к получению, оплате)

Точность;

Все суммы должным  обра-зом исчислены;

В счетах-фактурах отражено правильное количество; арифметических ошибок нет;

Классификация

Операции отнесены на соответствующие счета;

Отпуск материалов в  цехи предприятия, отражены как внутризаводской  оборот;

Учет;

Учет операций полностью  завершен

Все продажи записаны на субсчетах соответствующих заказчиков;

Периодизация.

Операции записаны в  соответствующих периодах

Продажи текущего периода  записаны в этом периоде, а продажи  следующего периода отнесены на доходы будущих периодов.


 

 

Реальность хозяйственных  операций заключается в том, что  зарегистрированные операции действительно  должны быть зарегистрированы. Процедура контроля может состоять в сверке документов об отгрузке со счетами-фактурами до того, как  продажа зафиксирована. Предполагается, что эта процедура предотвратит запись, неподтвержденную документами (возможно, фиктивной) продажи.

Полнота. Посредствам процедур контроля проверятся не пропущены ли при регистрации фактически совершенные операции. если товары отгружены, то каждый документ об отгрузки должен сверяться со счетом-фактурой. Документы, подтверждающие операцию (в данном случае документы об отгрузке), часто нумеруются. Учет последовательности номеров документов об отгрузке - соответствующая процедура контроля.

Разрешение. При помощи процедур контроля проверяется, санкционировались  ли хозяйственные операции до того, как они были учтены. Примером может служить, санкционировалась ли продажа в кредит. В некоторых случаях санкционирование операций не так очевидно, например, какая “санкция” нужна для регистрации полученного предприятием платежа? Обычно ни какой. Однако, для предоставления скидки какому-либо заказчику поле того, как сроки предоставления формально истекли, нужна санкция, ответственного за продажу.

Система контроля должна предотвращать регистрацию несанкционированных  операций в учетной системе.

Санкционирование может  быть общим, а может делегироваться Более низкому звену управления. Например: 1) все продажи в кредит на сумму свыше 50000 тысяч рублей должны быть санкционированы; 2) все продажи должны быть зарегистрированы по мере получения бухгалтерских копий документов на отгрузку и так далее. В некоторых случаях практически нет необходимости в специальном санкционировании. Например, список полученных на счетах предприятия платежей является достаточным основанием для регистрации полученной суммы. В других случаях санкционирование - очень важный момент, и осуществляется исполнительным органом. Так, продажа важных активов или подписания соглашения о заме санкционирует исключительно исполнительный орган.

Точность. Применятся процедуры, направленные на проверку правильности исчисления записанных сумм. Проверка правильности отраженного в накладной отгруженной продукции, цены единице продукции и итоговых данных является примером такого рода процедуры.

 

Классификация. Реализуются  процедуры контроля того, что операции отнесены на определенные субсчета соответствующих заказчиков. Классификацию иногда сравнивают с точностью записей, однако отличие состоит в том, что точность относится исключительно к правильности записанных сумм.

Учет включает в себя контрольные процедуры проверки того, что полностью ли завершен учет данных операций и соответствует ли учет общепринятым бухгалтерским стандартам. Примером может служить сличение итоговых данных индивидуальных счетов к получению с данными бухгалтерского счета с целью определить, все ли записи на бухгалтерском счете были отнесены на соответствующие субсчета заказчиков. Классификация подразумевает проверку правильности отнесения сумм на соответствующие счета и субсчета, а точность - проверка правильности сумм на этих счетах. Если конкретное  направление контроля е может быть отнесено на одно из вышеперечисленных видов, то скорее всего оно относится к контролю системы учета предприятия.

Периодизация предполагает контроль того, чтобы операции записывались в том периоде, в котором были совершены. Это направление контроля тесно связано с проблемой реальности и полноты отражения операций после балансовой даты. Эта проблема очень важна и имеет отношение ко всем видам хозяйственных операций - продажам, покупкам, учету материалов и запасов, начислению расходов, доходов и т.д.

В предприятия используют многочисленные процедуры контроля и учета. Все  эти процедуры так или иначе  направлены на предотвращение, выявление  и исправленное ошибок и искажений  информации семи основных видов, которые  могут возникнуть финансовых отчетах.

 

1.3. Система бухгалтерского  учета, политика и процедура  контроля.

 

В системе бухгалтерского учета  обрабатывается информация и хозяйственных  операциях, регистрируются операции в  бухгалтерских регистрах и составляется финансовая отчетность.

Система бухгалтерского учета предприятия  должна соответствовать принятому  законодательству. Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года “О бухгалтерском  учете” . Процедура соответствия бухгалтерского учета основывается на задачах и целях бухгалтерского учета.

Основными задачами бухгалтерского учета  является:

- формирование полной и достоверной  информации о деятельности  организации  и ее имущественном положении,  необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности за соблюдением законодательства Российской  Федерации при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием движения имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных  результатов хозяйственной деятельности  организации и выявление внутрихозяйственных  резервов обеспечения ее финансовой  устойчивости.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском  учете являются:

- обеспечения единообразного  ведения учета имущества, обязательств  и хозяйственных операций, осуществляющих  организациями;

- составление и представление  сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходов и расходах необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Регулирование бухгалтерского учета осуществляется через такие  приемы, как соответствие плану счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету, устанавливающим принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; другими нормативными актами и методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

Процедуры соответствия бухгалтерского учета рассматриваются  через:

1)Ответственность за  организацию бухгалтерского учета  в организациях, соблюдения законодательства  при выполнении хозяйственных операций. Руководители организаций могут в зависимости от учетной работы:

- учредить бухгалтерскую  службу как структурное подразделение,  возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность  бухгалтера;

- передать на договорных  началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;

- вести бухгалтерский  учет лично.

2) Принятие организацией  учетной политики, которая утверждается  приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

Под учетной политикой  предприятия понимается выбранная  им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашение стоимости активов, способы  организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы, приемы.

При формировании учетной  политике предполагается допущение  имущественной обособленности, допущение  непрерывности деятельности предприятия, допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Допущение имущественной  обособленности предприятия, предполагает, что имущество и обязательства  предприятия существуют обособленно  от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий.

Допущение непрерывности  деятельности предприятия, следует  понимать так, что предприятие будет  продолжать свою деятельность в обозримом  будущем и у него отсутствует  намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Допущение временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности предполагает, что факты  хозяйственной деятельности предприятия  относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

При этом учетная политика предприятия должна обеспечить выполнение следующих требований: требование полноты, требование осмотрительности, требование приоритета содержания перед формой, требование непротиворечивости, требование рациональности.

Требования полноты - это полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

Требование осмотрительности - это большая готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможность доходов и  активов (не допуская создания скрытых  резервов).

Требование приоритета содержания перед формой - это отражение  в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости - это тождество данных аналитического учета оборотам и остатка по счетам синтетического учета на первое число, каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Требование рациональности - это рациональное и экономное  ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

При формировании учетной  политики предприятия по конкретному  направлению (вопросу) ведения и  организации бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного способа  из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящего в систему нормируемого регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики осуществляется разработка предприятием соответствующего способа, исходя из Положений по бухгалтерскому учету.

Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория