Финансовый контроль как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рынку в нашей стране происходит перестройка всей системы финансового отношений, что не могло не затронуть финансового контроля, как неотъемлемого элемента системы управления финансами.
Развитие товарно-денежных отношений породило разнообразие форм собственности, способствовало появлению финансового рынка, появились акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.

Содержание

Введение
1.Финансовый контроль как экономическая категория
1.1.Сущность финансового контроля
1.1.1 Понятие и значение финансового контроля
1.1.2 Функции и сущность финансового контроля
1.2.Сферы финансового контроля 1.3.Классификация финансового контроля
2. Система внутреннего контроля за финансовой
деятельностью предприятия;
2.1. Контрольная среда;
2.2. Направления процедуры контроля;
2.3. Система бухгалтерского учета, политика и процедура
контроля;
3. Система внешнего контроля;
3.1.Аудит;
3.2. Государственный контроль за финансовой
деятельностью предприятия;
3.3. Контроль банков.

Работа содержит 1 файл

0500288_4D490_finansovyy_kontrol.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

С согласия аудиторов  проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом  дознания, прокурором, следователем, судом  и арбитражным судом.

Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо воспрепятствование ее проведению влечет за собой взыскание  на основании решения суда или  арбитражного уда по искам, предъявляемым  прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:

- штрафа с экономического  субъекта в сумме от 100- до 500-кратного  размера установленной законом  минимальной оплаты труда;

- штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.

Суммы взысканных штрафов  зачисляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации.

3. Ответственность, в  том числе материальная, предусматривается в отношении как организаций, уклоняющийся от аудиторской поверки или препятствующей ее проведению, так и аудитора, допустившего неквалифицированные аудиторские процедуры.

При осуществлении аудита аудиторские фирмы и аудиторы имеют право:

а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актив  Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим  субъектом либо содержания органа дознания, прокурора, следователя, суда или арбитражного суда;

б) проверять у экономических  субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения  по возникающим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

в) получать по письменному  запросу необходимую для осуществления  аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при  содействии государственных органов, поручивших проверку;

г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;

д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом  необходимой документации, а также в случае необеспеченная государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Аудиторы и аудиторские  фирмы обязаны:

а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации;

б) немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести проверку о  невозможности своего участия в  проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта, а также о необходимости привлечения к участию в поведении проверки дополнительных аудиторов или специалистов в связи со значительным объемом работ или каким-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или поручения поручителя;

в) квалифицированно проводить  аудиторские проверки, а также  оказывать иные аудиторские услуги;

г) обеспечивать сохранность  документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Данные, полученные в  ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в котором они признают это возможным.

Проверяемый экономический  субъект имеют право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведению аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) - о нормативных атак, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор (аудиторская фирма) обязан предоставить экономическому субъекту эту информацию.

Руководитель  и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязаны:

а) создавать аудитору или аудиторской фирме условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения в устной и письменной форме;

б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результатом аудиторской  поверки является заключение аудитора или аудиторской фирмы - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Заключение аудитора или аудиторской фирмы по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению к экспертизы, назначенной в соответствии  процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заключение договора аудитора или аудиторской фирмы  должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой:

а) в водной части указывается:

для аудиторской фирмы : юридический адрес и телефоны; порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление  аудиторской деятельности, а также  срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;

для аудитора, работающего  самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета;

б) в аналитической  части указывается:

- наименование экономического  субъекта и период его деятельности, за который проводится проверка;

- результаты экспертизы  организации бухгалтерского (финансового)  учета, составление соответствующей  отчетности и состояние внутреннего  контроля;

- факты выявленных  в ходе аудиторской проверки  существенных   нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб собственникам экономического субъекта, государства или третьих лиц;

в) в итоговой части  аудиторского заключения находится  запись о подтверждении достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

В случае если экономическим  субъектом - заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового) учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдения законодательства Российской Федерации, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, подтверждающим проверку, и заверяется его личной печатью.

При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторские заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченном и иным должностным лицом аудиторской фирмой и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Экономический субъект  обязан предоставить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения.

Важным вопросом аудиторской  деятельности являются взаимоотношения  аудитора и организации - клиента.

Право выбора аудитора предоставлено  организации. Аудитор не обязательно  должен проживать в населенном пункте, где находится экономический субъект.

В процессе аудиторской  проверки финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта процедуры проводятся в определенной последовательности. Различают следующие  этапы подготовки и оформления ее результатов:

общее изучение;

предварительное ознакомление;

составление программы  и плана проверки;

проведение проверки;

оформление аудиторского заключения;

использование материалов проверки.

На первом этапе получают информацию об основных показателях отрасли, к которой относятся предприятие; рыночных ценах на приобретаемое сырье и выпускаемую продукцию, партнерах и т.д.

На втором этапе следует  посещение организации, знакомство с персоналом, местами хранения материальных ценностей, общей структурой организации.

На третьем этапе  аудитор предварительно знакомится с бухгалтерской и финансовой отчетностью, после чего составляет программу и план проверки.

 В программе решается  стратегическая задача проведения  проверки.  В плане означены  конкретные объекты и вопросы проверки, сроки ее начала и окончания и исполнители.

На четвертом и пятом  этапах аудитор соответственно составляет заключение и, руководствуясь материалами  проверки, дает практические рекомендации клиенту.

Выбор метода и проведения аудиторской поверки зависит прежде сего от того, впервые или нет она проводится в данной организации. Аудитор по своему усмотрению выбирает процедуру получения аудиторских доказательств. Это:

1. Проверка арифметических  расчетов клиента, в зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска она бывает выборочной или сплошной.

2. Наблюдение или участие  в инвентаризации различных активов  клиента. Инвентаризация в данной  ситуации  - метод получения ценных  и достоверных доказательств о реальности и точности активных статей баланса и фактов совершения хозяйственных операций. Участие в инвентаризации или наблюдение за ее  проведением помогут правильно оценить систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации.

3. Наблюдение за выполнением  отдельных хозяйственных и бухгалтерских  операций. Эта процедура также  важна для оценки системы бухгалтерского  учета и внутреннего контроля.

4. Устный опрос персонала  и руководства организации-клиента  и получения от клиента письменных представлений. Как правило, эти процедуры используются на начальной стадии, когда аудитор знакомится  с проверяемой организацией и планирует проверку.

5. Проверка документов, полученных клиентом от третьих  лиц. Проводя эту процедуру,  обращают внимание на правильность составления и оформления документов, а также на точность и  своевременность их отражения в бухгалтерском учете.

6. Проверка документов, подготовленных организацией - клиентом. Информация, полученная в ходу  такой проверки, являющейся внутренней, и ее достоверность и ценность зависят от качества системы внутреннего контроля клиента.

7. Аналитические процедуры,  т.е. анализ и оценка полученной  аудиторам информации, исследование  важнейших финансовых и экономических  показателей с целью выявить необычные факты и показатели и исследовать причины их возникновения. Типичные виды аналитических процедур: сопоставление остатков по счетам за различные учетные периоды; сопоставление показателей периода финансовой отчетности с прогнозировавшимися руководством организации; оценка соотношений между различными статьями отчетов и сопоставлений их сданными предыдущих периодов; сопоставление финансовых показателей деятельности организации со среднеотраслевыми; сопоставление финансовой и нефинансовой информации (например, сведения об объеме выпуска продукции в денежных и натуральных единицах).

Заключая договор организации - клиенту, следует помнить, что аудит  не подменяет и не заменяет собой  государственный контроль, который  осуществляют государственные органы, например Государственная налоговая служба, таможенные органы.

 

 

 

 

 

 

2.2. Государственный контроль.

 

Переход к рыночным отношениям тесным образом связан с введением  целой налоговой системы, способной  обеспечить концентрацию в руках  государства финансовых ресурсов, необходимых для решения задач экономического и социального развития страны. Создана единя система контроля. Для контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации создана государственная налоговая служба.

Государственная налоговая  служба Российской Федерации, а также  Государственные налоговые службы субъектов, входящих в состав Российской Федерации Государственные налоговые инспекции областей, регионов и городов имеют право:

Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория