Финансовые результаты деятельности предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в финансовых результатах его деятельности. Важнейшим среди показателей финансовых результатов являются показатели прибыли. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, т.к. именно прибыль составляет фундамент экономического развития предприятия, именно прибыль является источником выполнения обязательств перед банками, бюджетами и пр. Поэтому важно проводить расчет и анализ финансовых показателей предприятия для того, чтобы в дальнейшем правильно планировать свою деятельность.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЛУКОЙЛ» 5
1. 1. ОАО «ЛУКОЙЛ»: общие сведения. 5
1. 2. Основные показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ», преимущества и недостатки компании 11
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
2. 1. Финансовый результат: основные положения 24
2. 2. Прибыль как финансовый результат предприятия: формирование и расчет его показателей 28
2. 3. Основные факторы, влияющие на финансовый результат 36
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛУКОЙЛ» 46
3. 1. Анализ отчета «О прибылях и убытках» предприятия 46
3. 2. Прогноз балансовой прибыли предприятия 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ КАТИН.doc

— 989.00 Кб (Скачать)

     Применение  одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.

     Выбор порядка начисления износа по нематериальным активам. Нематериальные активы используются длительное время, и в течение этого времени их стоимость равномерно (ежемесячно) переносится на производимую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги путем начисления по ним амортизации. Величина амортизационных отчислений исчисляется ежемесячно по нормам, установленным самой организацией исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования (но не свыше срока деятельности предприятия). Срок полезного действия нематериальных активов определяется самой организацией. В тех случаях, когда срок полезного использования установить невозможно, он принимается равным 20 лет. Амортизация по нематериальным активам начисляется одним из следующих способов:

• линейным способом – исходя из норм, начисленных организацией на основе срока их полезного использования;

• способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

     По  окончанию срока полезного использования нематериальных активов амортизацию не начисляют.

     Выбор метода оценки потребленных производственных запасов. Действующими положениями оценку израсходованных материальных ресурсов разрешается отражать в учете одним из следующих методов оценки:

• по средней  фактической себестоимости приобретения материальных ресурсов;

• по себестоимости  первых по времени закупок партий материальных ресурсов (ФИФО);

• по себестоимости  последних по времени закупок партий материальных ресурсов (ЛИФО).

     Выбор метода оценки материальных затрат оказывает  наиболее существенное влияние на себестоимость продукции и прибыль. В условиях инфляции оценка материальных затрат по первому методу ведет к неоправданному занижению себестоимости продукции и как следствие к неоправданному завышению прибыли и налога на прибыль, а по второму методу – наоборот.

     Использование метода ЛИФО в этих условиях более предпочтительно, потому что приведет к увеличению себестоимости продукции в части материальных затрат и к уменьшению прибыли.

     Выбор порядка списания затрат по ремонту  основных средств на себестоимости продукции. Затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции одним из следующих трех способов:

• фактические  затраты по ремонту списываются на счета издержек производства или обращения;

• создается  ремонтный фонд с последующим  списанием из него фактических затрат по ремонту основных средств;

• фактические  затраты по ремонту основных средств аккумулируются на счете «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным списанием на издержки производств и обращения.

     При первом способе списания затрат по ремонту существующие колебания в этих затратах, вызванные неравномерностью ремонтных работ в течение года, прямо переносят на себестоимость продукции и прибыль.

     Второй  и третий способы свободны от этого недостатка, однако их использование приводит к увеличению потребностей предприятия в оборотных средствах.

     Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования. Распределение косвенных расходов по объектам учета и калькулирования может осуществляться пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, пропорционально производственной себестоимости или другими методами, отражающими особенности данного производства. Способ распределения косвенных расходов оказывает существенное влияние на точность исчисления себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг.

     Изменение сроков погашения расходов будущих периодов Сокращение сроков погашения расходов будущих периодов ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.

     Выбор метода определения выручки от реализации продукции. Предприятия могут определять выручку от реализации продукции либо по моменту оплаты отгруженной продукции (работ, услуг), либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику). Несоответствие доходов и расходов имеет место как при первом, так и при втором методах определения выручки. Однако при втором методе

величина  начисленной прибыли не подкреплена реальным притоком денежной массы на предприятие, поскольку этот метод инициирует отток денежной массы за счет ускорения платежей в бюджет по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и другие платежи. Малейшая задержка платежей покупателями может вызывать ухудшение финансового состояния предприятия. Поэтому второй метод стимулирует предприятия к переходу на предоплату продукции, что не соответствует условиям нормальной рыночной экономики.

     Так же не стоит забывать о влиянии инфляции. Влияние этого фактора отмечено как у Шеремета [11], так и у Юрзинова [12]. Инфляцию можно определить как повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением национальной денежной единицы. Под воздействием инфляции финансовые отчеты организации за разные периоды времени содержат несравнимую информацию. Влияние инфляции осложняется еще и тем, что различные элементы активов под воздействием этого фактора теряют свою стоимость неравномерно.

     Важнейшей составляющей показателя прибыли предприятия является прибыль от продаж продукции. Этот показатель рассчитывается по формуле [10]:

      Р= N-S,                                                                                                           (1.2)

где N – выручка от продаж продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других косвенных налогов;

S – затраты на производство продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

     Приведем  методику формализованного расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции Шеремета [11], Забелина [5], Колчина и Юрзинова [12] в Таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1 Расчет влияния факторов на прибыль  от реализации

Автор Название фактора Методика расчета  влияния фактора на прибыль от реализации
1 2 3 4
1 Шеремет 1. Влияние на  прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (ΔР1): ΔР1 = N1p-N1,0p = ∑p1q1 - ∑p0q1,

где N1p=∑p1q1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р — цена изделия; q — количество изделий);

N1,0p=∑p0q1 — реализация в отчетном году в ценах базисного года.

2. Влияние на прибыль изменений  объема продукции (ΔР2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости): 
 
 
ΔР2 = Р0k1N – P0 = P0 (k1N – 1),

Где Р0 – прибыль базисного года;

k1N - коэффициент роста объема продаж в оценке по сопоставимой себестоимости

k1N = S1.0/S0,

где S1.0 - фактическая себестоимость продаж продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года;

S0 - себестоимость базисного года.

3. Влияние на прибыль изменений в структуре реализации продукции (ΔР3): ΔР3= P0(k2N – k1N),

где k2N  - коэффициент роста объема продаж в оценке по отпускным ценам

k2N = N1,0p /N1p

4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (ΔР4): ΔР4 = S1.0 – S1

S1 - фактическая себестоимость проданной продукции отчетного года.

5. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет сдвигов в составе продукции (ΔР5): ΔР5 = S0 * k2 - S1.0
6. Влияние на прибыль изменений  цен на материалы и тарифов  на услуги (ΔР6): ΔР = Р1 – Р0 = ΔР1 +ΔР2 + ΔР3+ ΔР4 +ΔР5 + ΔР6,

где Р  — общее изменение прибыли;

Рi — изменение прибыли за счет i-го фактора.

2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Колчина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Влияние на  прибыль изменений отпускных  цен на реализованную продукцию  ±И1: ±И1 = Р12,

где Р1— реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;

Р2 — реализация в отчетном году в ценах базисного периода.

2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции ± И2: ±И2 = П0*К1 – П0,

где П0 - прибыль базисного периода;

К1 - коэффициент  роста объема реализованной продукции.

К1 = С1.0 / С0

где С0—  себестоимость реализованной продукции  базисного периода;

С1.0—  себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.

3. Влияние на прибыль изменений  в объеме продукции, обусловленных  изменениями в структуре продукции  ±И3: ±И3 = П0 (К2 –  К1),

где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2 = Р1.0 / Р0,

где Р0 -  реализация в базисном периоде;

Р1.0 -  реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.

 
4. Влияние на прибыль экономии  от снижения себестоимости продукции  ±И4:
 
±И4 = С1.0 – С1,

С1 —  фактическая себестоимость реализованной продукции за от четный период. 

5. Влияние на прибыль, изменений  себестоимости за счет структурных  сдвигов в составе продукции  ±И5: 
±И5 = С0*К2 – С1.0
3 
 
 
 
 
Забелина Факторы такие  же как у Шеремета (см. №1). 
 
 
 
 
4 Юрзинова 1. Влияние изменения  объема продаж (Р4): В натуральном  выражении: ∆Р4 = (q1-q0)*P0/q0,

Где q0 – объем продаж в натуральном выражении в базисном году;

q1 – объем продаж в натуральном выражении в отчетном году.

Чтобы исключить ее влияние, выручку от продаж приводят к ценам предыдущего года: N1,0=q1*p0,

Где N1,0 – выручка от продаж отчетного года в ценах базисногогода;

Р0 –  цена базисного года.

В стоимостном  выражении: ∆Р4 = (N1-N1,0)*P0.

2. Влияние изменения себестоимости  проданных товаров (Рs): ∆Рs=(S1-S1,0)*P0,

где S1 – себестоимость проданных товаров отчетного года;

S1,0 – себестоимость проданных товаров отчетного года в расценках базисного.

3. Влияние изменения расходов периода  на прибыль от продаж (∆Рs): ∆Рs=(S1-S1,0)*P0,

где S1 – величина расходов периода (либо отдельного элемента расходов периода) в отчетном году;

S1,0 - величина расходов периода отчетного года в расценках базисного.

4.Влияние  изменения структурных сдвигов  проданной продукции (∆Рstr): ∆Рstr=P1,0-Р0*N1,0/N0,

где Р1,0 – приведенная прибыль отчетного года.


     Расчет общего изменения прибыли (ΔР) от реализации продукции: 

ΔР= Р10

 где  Р1 – прибыль отчетного года, а Р0 – прибыль базисного года.

     У различных авторов представлено различное количество факторов, влияющих на прибыль от продаж. Например, у Колчиной – 5 факторов, у Юрзиновой – 4 фактора, у Шеремета, как и у Забелина, представлены 6 показателей, которые, на мой взгляд, наиболее полно отражают перечень факторов, влияющих на прибыль.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Финансовый результат деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ»

   3.1 Анализ отчета  «О прибылях и  убытках» ОАО «ЛУКОЙЛ» 

     Проведем анализ деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» на основе публикуемой отчетности за 2008-2010гг. Основываясь на данных Таблицы 3.1.1, рассчитаем абсолютное изменение показателей и темп роста. (Таблица 3.1.2).

Таблица 3.1.1 Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках, т.р.

Наименование  показателя 2010 2009 2008
Прибыль по обычным видам  деятельности
Выручка (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг 106 951 037 77 739 778 63 258 040
Себестоимость проданных товаров, продукции работ, услуг 33 636 953 29 557 017 27 835 414
Валовая прибыль 73 314 084 48 182 761 35 422 626
Коммерческие  расходы 33 499 801 25 255 458 15 313 936
Управленческие  расходы 2 896 282 2 348 981 2 323 334
Прибыль (убыток) от продаж 36 918 001 20 578 322 17 758 356
Сводные показатели прибыли
Прибыль (убыток) до налогообложения  38 700 700 23 404 526 17 585 478
Текущий налог на прибыль 7 503 624 3 917 539 3 119 850
Чистая  прибыль отчетного периода 31 190 895 19 486 612 14 455 801
Базовая прибыль (убыток) на акцию 0 0 0
Разводненная  прибыль (убыток) на акцию 0 0 0

 

Таблица 3.1.2 Изменение показателей прибыли, т.р.

Наименование  показателя Изменение за период  2009-2010гг. Изменение за период  2008-2009гг. Изменение за период  2008-2010гг. Темп роста  за период с 2009-2010гг. ,% Темп роста  за период 2008-2009гг.,%
1 2 3 4 5 6
Прибыль по обычным видам  деятельности
Выручка (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг 29 211 259 14 481 738 43 692 997 137,57 122,89
Себестоимость проданных

товаров, продукции  работ, услуг

4 079 936 1 721 603 5 801 539 113,80 106,18
Валовая прибыль 25 131 323 12 760 135 37 891 458 152,16 136,02
Коммерческие  расходы 8 244 343 9 941 522 18 185 865 132,64 164,92
Управленческие  расходы 547 301 25 647 572 948 123,30 101,10
Прибыль (убыток) от продаж 16 339 679 2 819 966 19 159 645 179,40 115,88
Сводные показатели прибыли 
1 2 3 4 5 6
Прибыль (убыток) до налогообложения 15 296 174 5 819 048 21 115 222 165,36 133,10
Текущий налог на прибыль 3 586 085 797 689 4 383 774 191,54 125,57
Чистая  прибыль отчетного периода 11 704 283 5 030 811 16 735 094 160,06 134,80
Базовая прибыль (убыток) на акцию 0 0 0 0 0
Разводненная  прибыль (убыток) на акцию 0 0 0 0 0

Информация о работе Финансовые результаты деятельности предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ