Финансовые результаты деятельности предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в финансовых результатах его деятельности. Важнейшим среди показателей финансовых результатов являются показатели прибыли. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, т.к. именно прибыль составляет фундамент экономического развития предприятия, именно прибыль является источником выполнения обязательств перед банками, бюджетами и пр. Поэтому важно проводить расчет и анализ финансовых показателей предприятия для того, чтобы в дальнейшем правильно планировать свою деятельность.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЛУКОЙЛ» 5
1. 1. ОАО «ЛУКОЙЛ»: общие сведения. 5
1. 2. Основные показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ», преимущества и недостатки компании 11
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
2. 1. Финансовый результат: основные положения 24
2. 2. Прибыль как финансовый результат предприятия: формирование и расчет его показателей 28
2. 3. Основные факторы, влияющие на финансовый результат 36
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛУКОЙЛ» 46
3. 1. Анализ отчета «О прибылях и убытках» предприятия 46
3. 2. Прогноз балансовой прибыли предприятия 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ КАТИН.doc

— 989.00 Кб (Скачать)

 

      Показатель  оборачиваемости дебиторской задолженности  характеризует скорость оборота дебиторской задолженности. Оборачиваемость дебиторской задолженности с 2006 по 2008 гг. имела нестабильное значение. В 2008, 2010 гг. значение показателя уменьшилось в связи с ростом дебиторской задолженности. Уменьшение показателя оборачиваемости дебиторской задолженности рассматривается как отрицательная тенденция и характеризуется замедлением оборачиваемости денежных средств в дебиторской задолженности.

      Величина  фондоотдачи (количество продукции, приходящейся на единицу стоимости основных средств) вплоть до 2010г. увеличиваются.

      Выручка от реализации продукции на протяжении пяти предшествующих лет показывает положительную динамику.

     Показатель  производительность труда ежегодно увеличивался (за исключением небольшого снижения в 2007г) вследствие того, что величина выручки ОАО «ЛУКОЙЛ» росла более высокими темпами, чем количество сотрудников, а также в результате оптимизации процессов производства, использование современных технологий. Не маловажную роль в увеличении производительности труда играет увеличение квалификации работников, совершенствование системы оплаты труда.

      На  увеличение чистой прибыли оказали  влияние следующие факторы:

- снижение  доли коммерческих расходов в  прибыли на 9%;

- увеличение  на 130% сальдо прочих доходов и  расходов Общества.

      ОАО «ЛУКОЙЛ» - организация, относящаяся к капиталоемкой отрасли и имеющая значительный объем инвестиций в долгосрочные активы с низким коэффициентом оборачиваемости. Рост показателей «Рентабельность собственного капитала» и «Рентабельность активов» в сравниваемых периодах 2010 и 2009 годов соответственно с 23,33% до 29,75% и с 14,75% до 16,56% обусловлен, в первую очередь, увеличением чистой прибыли Общества.

      По  итогам деятельности Общества в 2010 году показатель «Рентабельность продукции (продаж)» по сравнению с 2009 годом  вырос с 26,47% до 34,52%. В большей степени  рост данного показателя связан с  более высокими темпами прироста выручки от продаж (38%) по сравнению с темпами прироста себестоимости (14%).

      ОАО «ЛУКОЙЛ» внимательно следит за развитием рыночных тенденций и в текущей деятельности предпринимает усилия для снижения ущерба, который возможен в случае неблагоприятного развития рыночных тенденций. Среди частных российских компаний «ЛУКОЙЛ» является одним из самых низкорискованных заемщиков. Долговая нагрузка компании традиционно находится на низких уровнях, а операционный денежный поток высок. Как правило, его оказывается достаточно для покрытия инвестпрограммы, в связи с чем новые привлечения разумно ожидать

только в случае новых крупных приобретений. В  последние 2-3 года бизнес «ЛУКОЙЛа» рос быстрыми темпами, что мы связываем, в том числе и с поддержкой акционеров, за счет чего удалось сформировать тесные связи с клиентами.

      Основные  риски, связанные с ситуацией на внутреннем российском рынке газа, заключаются в значительном влиянии государственного регулирования ценообразования, а также доминирующем положением ОАО «Газпром» в отрасли. В балансе газа РФ содержится высокая доля поставок газа на экспорт. При сокращении потребления российского газа на Европейских рынках, существенно возрастают возможности предприятий группы Газпром по поставкам газа на внутренний рынок.

      Нижеприведенные факторы могут оказать негативное воздействие на деятельность и финансово-экономические показатели Компании:

 - Государственное регулирование цен реализации газа предприятиями группы Газпром на российском рынке;

-   Зависимость от пропускной способности магистральных газопроводов;

-   Рост тарифов, устанавливаемых государством на транспортировку газа;

-   Снижение мировых цен на жидкие углеводороды;

Зависимость от ОАО «АК Транснефть» и от ОАО «Российские Железные Дороги» в части транспортировки жидких углеводородов;

- Конкуренция в российской газовой отрасли со стороны независимых производителей газа и вертикально интегрированных нефтяных компаний.

      «ЛУКОЙЛ» предпринимает определенные действия, направленные на минимизацию потенциального влияния отраслевых рисков. В частности, ведутся работы по структурированию отношений с ключевыми поставщиками услуг, расширению клиентской базы, активному взаимодействию с покупателями, готовыми приобретать газ по договорным ценам, и заключению с ними долгосрочных контрактов. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» стремится диверсифицировать ассортимент продукции и наряду с газом осуществляет реализацию газового конденсата, нефти и продуктов переработки жидких углеводородов.

- Высокая конкуренция за трубу. «ЛУКОЙЛ» превосходит по объемам добычи своих основных конкурентов в 2-3 раза. С учетом новых приобретений, по итогам 2011 года это превосходство может вырасти и до 4. Однако, отметим, что увеличение объемов газового бизнеса невозможно без стабильного доступа к трубам. Газотранспортная система Газпрома имеет ограниченную пропускную способность, поэтому желание вертикально-интегрированных нефтяных компаний развивать свои газовые проекты может негативно сказаться на перспективах «ЛУКОЙЛ». В частности, крупные проекты на Ямале планируют развивать сам Газпром, а также «ЛУКОЙЛ» и «НОВАТЭК».

- Зависимость от Газпрома и государства. Газовая отрасль является стратегически важной для России, а потому «ЛУКОЙЛ» очень зависим от государства и его основного актива – Газпрома. Последнему принадлежит 10% акционерного капитала компании, и он имеет право назначать 2 представителей в совет директоров «ЛУКОЙЛа», а потому имеет большое влияние на ее деятельность. Это находит отражение, во-первых, в выручке за счет того, что цены формально независимого производителя невольно привязаны к регулируемым ценам. Во-вторых, «ЛУКОЙЛ» зависит от воли Газпрома в вопросе объемов прокачки газа по трубопроводам. В 2004 году стороны заключили долгосрочный контракт на неопределенный срок, а потому риск снижается, однако каждый год «ЛУКОЙЛ» согласовывает свои планы по прокачке на ближайшие три года. Помимо этого, тарифы на транспортировку газа независимыми производителями устанавливаются государством.

- Существенный рост долга из-за высокой M&A активности. Практически единственным существенным риском «ЛУКОЙЛа» с финансовой точки зрения является быстрый рост его долга (помимо риска колебаний мировых цен). Мы уже отмечали выше, что долговая нагрузка при этом остается невысокой, однако с учетом всех новых привлечений валовой объем долга с начала 2006 года вырос с RUB3 млрд. до RUB34 млрд. на конец 3К 2010 (в 11 раз). До конца 2011 года эта цифра, видимо, возрастет до RUB90 млрд.

Как мы отмечали выше, мы считаем, что покупаемые активы укрепят финансовые показатели «ЛУКОЙЛа», однако разработка месторождений СеверЭнергии, к примеру, потребует дополнительных вложений. Ямальский же проект находится лишь на начальной стадии, до ожидаемой добычи первого СПГ в 2017 г. инвестиции будут немалыми, а потому запросы по рыночным заимствованиям, скорее всего, будут расти. Это связано не только с новыми привлечениями, но и рефинансированием текущих долгов. Например, в 2013 г. предстоит погашение рублевых облигаций.

       Риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками, маловероятны, так как Компания осуществляет свою деятельность в экономически и социально стабильных регионах.

      Риск  колебания цен на товары. Стратегия «ЛУКОЙЛа» по торговле природным газом, стабильным газовым конденсатом, нефтью и продуктами ее переработки осуществляется централизованно. Изменение цен на товары способно негативно или позитивно повлиять на результаты деятельности. Компания управляет риском колебания цен на товары путем оптимизации основной деятельности для получения стабильной маржи от реализации.

Являясь независимым производителем газа, «ЛУКОЙЛ» не является объектом государственного регулирования цен на природный газ. Тем не менее, цены, по которым «ЛУКОЙЛ» реализует природный газ, подвержены сильному влиянию цен, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Для эффективного управления прибыльностью от реализации природного газа, руководство установило целевые показатели объемов, продаваемых трейдерам на точке врезки, конечным покупателям.

«ЛУКОЙЛ» реализует всю свою нефть, продукты ее переработки и газовый конденсат по спотконтрактам. Реализация газового конденсата на рынках США и Европы основывается на сопоставимых котировках цен на нефть марки WTI и Brent. Реализация нефти на экспорт основана на сопоставимых

котировках  цен на нефть марки Brent с учетом наценки или скидки в зависимости от существующей ситуации на рынке, а реализация на внутреннем рынке осуществляется по ценам, устанавливаемым по каждой сделке. Таким образом, выручка от реализации жидких углеводородов подвержена волатильности цен на продукцию, являющейся результатом колебаний сопоставимых цен на нефть. В настоящее время Компания не использует товарные производные финансовые инструменты в торговых целях для снижения риска изменения цены. 
 
 

Глава 2. Теоретические и нормативные аспекты финансового результата деятельности предприятия 

     2.1 Финансовый результат:  основные положения 

     Финансовые  результаты характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности.

     Доходы  и расходы – база формирования финансовых результатов. Существует 2 подхода формирования доходов и  расходов: бухгалтерский подход (ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации») и Налоговый подход (регламентируется главой 25 НК РФ).

     В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» [3], доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственного имущества).

     В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» [4]. Расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). (Приложение 1)

     Классификация доходов и расходов в соответствии с налоговым подходом представлен в приложении 2.

     Сходство  между бухгалтерским и налоговым  подходами заключается в том, что в обоих подходах доходы и  расходы разделены на 2 группы, а  различие заключается  в том, что  состав этих групп достаточно различен (в налоговом подходе кроме доходов от реализации продукции учитывается выручка от реализации).

ПРИБЫЛЬ = ДОХОДЫ – РАСХОДЫ

     Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем  в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, и поэтому возможны различные ее определения и представления. В литературе представлены несколько подходов к определению прибыли. Два из них: экономический и бухгалтерский можно рассматривать как базовые. [6]

     Суть  экономического подхода такова: прибыль (убыток) – это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место  в отчетном периоде. Суть бухгалтерского подхода: бухгалтерская прибыль (убыток) – положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала. Первая – результат реализации товаров и услуг, вторая – результат «работы» капитала.

     Идея  двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. [9] Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей: 1) исчисления налогов; 2) защиты кредиторов; 3) выбора разумной инвестиционной политики. Бухгалтерская трактовка приемлема только для достижения первой цели и абсолютно неприемлема для достижения третьей.

     Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью[9]:

Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода - Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) отчетные периоды.

     Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры («вертикальный анализ» показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов («трендовый анализа показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку [11].

Информация о работе Финансовые результаты деятельности предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ