Финансовые результаты деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Функционирование любого предприятия, его деятельность, ставит перед собой цель получения прибыли и как результат - стабильное развитие, обеспечение финансовой устойчивости, достижение целей поставленных стратегией предприятия. Для этого проводится постоянный мониторинг деятельности хозяйствующего субъекта.
В условиях хозяйственной самостоятельности и обособленности предприятий, сложности их ориентации в рыночных условиях проблема учета и анализа, как единого инструмента для принятия важных управленческих решений, становится всё более актуальной.

Содержание

Введение.……………………………………………………………………2
Глава 1. Финансовые результаты деятельности организации
Порядок формирования финансовых результатов……………….........3

Рентабельность организации и методики определения ее показателей……………………………………………………………....10

Глава 2. Анализ финансовых результатов
2.1 Анализ финансовых результатов деятельности организации……….14
2.2 Пути повышения результативности деятельности организации..….30
Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Финансы предприятия.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

        =

      
 

                                              ( - )

      
 

    

                                                                   ( ± )

                                                                              
 

    

                                                                   ( ± )

      
 

    

    

      
 
 
 

    Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного  цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия  в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств.

    Результат от реализации продукции определяется следующим расчетом: 

    Рр = N – Sпр - Sпер, 

    где N – выручка от реализации продукции в отпускных ценах без НДС, акцизов и других косвенных налогов и сборов;

    Sпр – себестоимость реализованной продукции;

    Sпер – расходы периода (коммерческие и управленческие). 

    Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. В условиях рыночной экономики  прибыль формирует основу экономического развития предприятия.

    Рост  прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального характера. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

    Показатели  прибыли характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

    Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности предприятия являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснование образования и распределения их фактической величины, выявление и изменение воздействия различных факторов на прибыль, оценка возможностей ее дальнейшего роста на основе оптимизации объемов производства и издержек.

    В настоящее время в Отчете о  прибылях и убытках (ф. № 2 бухгалтерской  отчетности), сформированном в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), а также приказом Минфина  России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», выделены следующие виды прибыли.

    Валовая прибыль (брутто-прибыль) – это разновидность между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ и услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. В себестоимость продукции при определении брутто-прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль является показателем эффективности производства.

    Прибыль (убыток) от продаж – это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т. е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

    Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) – это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы и внереализационные доходы), за вычетом соответствующих расходов (проценты к уплате, прочие операционные расходы, внереализационные расходы). 

    Прибыль (убыток) до налогообложения формируется  исходя из доходов и расходов, признанных таковыми в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, и представляют собой  прибыль (убыток), сформированную по следующим  счетам: 99-1 «Прибыли и убытки от обычных видов деятельности»; 99-2 «Сальдо прочих доходов и расходов».

    Показатель  прибыли (убытка) до налогообложения  – это финансовый результат от обычных видов деятельности, а  также прочих доходов и расходов и, следовательно, показатель эффективности  всей хозяйственной деятельности организации.

    Чистая  прибыль (убыток) отчетного  периода – это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная и (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период.

    В системе бухгалтерского учета понятие  «чистая прибыль» и порядок ее определения установлены однозначно. В соответствии с п. 83 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  РФ нераспределенная чистая прибыль – это конечный финансовый результат организации, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством налогов и иных аналогичных обязательств.

    Показатель  чистой прибыли формируется на балансовом счете 99 «Прибыли и убытки» и к концу отчетного года определяется как разница между кредитовым и дебетовым оборотами счета 99 (по дебету этого счета отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту прибыли (доходы) организации), скорректированная на суммы отложенных налоговых активов и обязательств, и представляет собой конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период.

    По  окончании отчетного года при  составлении годовой бухгалтерской  отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается  с дебета счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Именно эта сумма и отражается по строке «Чистая прибыль (убыток)» отчетного года в форме № 2 Отчета о прибылях и убытках.

    Эта та часть прибыли, которая предназначена  исключительно для использования  на цели, определяемые самой организацией. Она является единственным источником средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также источником средств для их распределения между участниками обществ с ограниченной ответственностью пропорционально их долям в уставном капитале. Кроме того, в соответствии с учредительными документами часть чистой прибыли направляется на формирование резервного фонда, капитализацию прибыли, а в акционерных обществах – и на формирование специального фонда для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

    Если  из величины чистой прибыли вычесть  величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль отчетного периода. В настоящее время в соответствии с приказом Минфина России от 31.12.2004 № 135н «О внесении изменений в указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности» распределение прибыли и покрытие убытков отчетного года, а также распределение дивидендов в бухгалтерском балансе отчетного года не отражаются. Тем самым показатель чистой прибыли, отражаемый в отчете о прибылях и убытках, соответствует показателю «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», отражаемому в бухгалтерском балансе (это без учета всего времени работы предприятия).

    Экономический смысл счета 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)» заключается  в аккумулировании невыплаченной  в форме дивидендов (доходов), или нераспределенной, прибыли, которая остается в обороте у организации в качестве внутреннего источника финансирования долгосрочного характера.

    Прибыль, отражаемая в балансе (ф. № 1) как  нераспределенная прибыль, и прибыль, отражаемая в Отчете о прибылях и убытках (ф. № 2) как чистая прибыль (убыток) отчетного периода, отличаются по своей величине.

    Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2), составляется за отчетный период, поэтому в ней  отражается прибыль текущего и предыдущего  года – по каждому году отдельно и без учета суммы использования прибыли.

    Нераспределенная  прибыль, отражаемая по стр. 470, в бухгалтерском балансе, - это сводный результат по прибыли за все время работы предприятия нарастающим итогом до последней даты отчетности. При этом нераспределенная прибыль учитывает использование прибыли, тогда как прибыль, отражаемая в Отчете о прибылях и убытках, этого не отражает.

    В итоге можно отметить, что обособление  тех или иных видов  прибыли  осуществляется исходя из интересов  лиц, имеющих отношение к предприятию, организации. Это, прежде всего собственники предприятия; его работники, представленные управленческим персоналом; государство в лице налоговых органов; прочие лица (действующие контрагенты, поставщики материальных и финансовых ресурсов, банки).

    Так, для собственников основным показателем  является чистая прибыль. Для физических и юридических лиц, ссужающих  деньги предприятию на долгосрочной основе и получающих долю в виде процентов по ссудам и займам, наибольший интерес представляет прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль). С позиций интересов государства основной финансовый показатель – прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (прибыль до налогообложения).

    Между тем экономически обоснованная система  распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий, организаций. 

    1.2. Рентабельность организации и методика определения ее показателей 

    По  абсолютной сумме прибыли и ее приросту нельзя судить об уровне доходности предприятия, так как на их размер оказывает влияние как интенсивный  характер использования производственных ресурсов. Поэтому для характеристики эффективной работы наряду с абсолютной суммой прибыли используют и относительный показатель – рентабельность.

    Экономическое содержание показателей сводится к прибыльности (доходности) деятельности предприятия. Измеряются показатели рентабельности в относительных величинах (процентах, коэффициентах).

    Между тем в самом общем виде показатель экономической эффективности можно  определить как отношение полученного  экономического эффекта (результата) к  объему использованных для его получения  ресурсов.

    В связи с этим при расчете рентабельности как одной из основных характеристик эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий в числителе формулы используются следующие показатели прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли.

    В знаменателе формулы берутся  ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг), выручка от продажи товаров и др.

    В отечественной практике показатели рентабельности объединяются в несколько  групп:

  • показатели, характеризующие доходность капитала и его составляющих;
  • показатели, характеризующие рентабельность затрат;
  • показатели, характеризующие рентабельность продаж.

    Наиболее  распространенные виды  показателей  рентабельности в разрезе перечисленных  групп, рассчитываемые по данным бухгалтерской  (финансовой) отчетности, представлены в таблице 1.1. Все эти показатели могут рассчитываться на основе различных видов прибыли. Перечисленные показатели рентабельности изучаются в динамике и по тенденции их изменения судят об эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. 
 

    Таблица 1.1.

    Показатели  рентабельности 

Показатель Способ расчета Формула расчета  по данным форм бухгалтерской отчетности
1. Показатели рентабельности  и его составляющих
1.1. Рентабельность активов (всего имущества) коэффициент экономической рентабельности:

характеризует, насколько эффективно организация  использует свои активы

Балансовая  прибыль (валовая прибыль, прибыль  от продаж, чистая прибыль) / Среднегодовая  стоимость имущества предприятия  за расчетный период Стр. 140 ф. № 2 (стр. 029, стр. 050, стр. 190) / (0,5* (стр. 300 н.г. + стр. 300 к.г.)) ф. № 1
1.2. Рентабельность собственного капитала – коэффициент финансовой рентабельности:

показывает эффективность использования собственного капитала организации или величину чистой прибыли, приходящейся на рубль ее собственных средств

Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала Стр. 190 ф. № 2 / (0,5 * (стр. 490 н.г. + стр. 490 к.г.))     ф. № 1
1.3. Рентабельность инвестированного капитала:

характеризует эффективность использования собственного капитала  и привлеченных на долгосрочной основе заемных средств

Чистая прибыль / Среднегодовая сумма собственного и долгосрочного заемного капитала Стр. 190 ф. № 2 /  (0,5 * (стр. 490  + стр. 590) н.г. +  (стр. 490 + стр. 590) к.г.)        ф. № 1
1.4. рентабельность внеоборотных активов:

Характеризует эффективность использования иммобилизованных активов (средств) организации

Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость внеоборотных активов Стр. 190 ф. № 2 /  (0,5 * (стр.190н.г. +  стр. 190 к.г.))           ф. № 1
2. Показатели, характеризующие  рентабельность затрат
2.1 Рентабельность текущих затрат (продукции):

Показывает прибыль, приходящуюся на рубль затрат, или  какова эффективность затрат, осуществленных на производство и реализацию продукции

Прибыль от продаж / Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции Стр. 150 ф. № 2 / (стр. 020 + стр. 030 + стр. 040) ф. № 2
2.2. Рентабельность производственных затрат (маржинальная рентабельность):

показывает, какова эффективность затрат, связанных с производством продукции

Валовая прибыль / Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг Стр. 029 ф. № 2 / стр. 020 ф. № 2
2.3. Коэффициент обслуживания долга (по кредитам банков и других займов):

показывает, какая  часть прибыли используется для  выплаты долга, включая процентные платежи. При этом, чем больше эта  часть, тем ниже кредитоспособность фирмы-клиента, поскольку меньшая  часть прибыли направляется на капитализацию  и другие цели развития организации

Прибыль до уплаты процентов и налогов / Совокупная задолженность перед кредиторами, включая процентные платежи (Стр. 190 ф. №  2 + стр. 070 ф. № 2 / (стр. 590 + стр. 610) ф.  №1
3. Показатели, характеризующие  рентабельность выручки  (продаж)
3.1. Рентабельность реализации – коэффициент коммерческой рентабельности:

показывает, сколько  прибыли приходится на рубль объема продаж или какова эффективность  операционной деятельности организации

Прибыль от продаж (чистая прибыль) / Выручка от продаж Стр.050 ф. № 2 / стр. 010 ф. № 2

Информация о работе Финансовые результаты деятельности организации