Финансовые аспекты социального страхования в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящего исследования обусловлено необходимостью в дальнейшем развитии системы социального страхования, как формы социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по независящим от человека причинам. Посредством применяемых анализов и приводимых примеров расчета социальных пособий настоящая курсовая работа нацелена на определение основных финансовых составляющих социального страхования в Республике Казахстан, изучение данной формы институт социального партнерства с финансовой точки зрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…....3
1.Становление социального страхования в республике казахстан….…..5
1.1.Сущность и принципы социального страхования
в Республике Казахстан………………………………………………….………5
1.2. Особенности казахстанской модели социального страхования………....9
2.Финансовые аспекты социального страхования в республике
казахстан ……………………………………………………………..…..……..17
2.1.Методика назначения социальных выплат из системы
обязательного социального страхования……………………………….…..….17
2.2. Обязательные социальные отчисления…………………………………….25
2.3. Проблема своевременности и правильности уплаты плательщиками (работодателями и/или самостоятельно занятыми лицами) ежемесячных социальных отчислений и пути ее решения………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………….….….29
Использованная литература……………………………………………..……31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Фин. Аспекты Cоциального страхования в РК (7.1).docx

— 225.68 Кб (Скачать)

Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и с доходами ниже стоимости продовольственной корзины (в %)



  Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %


     Доля населения  с доходами ниже стоимости  продовольственной корзины, %

6,5


8,2


12,1


12,7


18.2


31.6


 


    

 

 

 

Рисунок 3 (Курманов А.М. «Государственный фонд социального страхования - важный институт социальной сферы»\\ газета «Казахстанская правда» от 20.05.2011г.) 

За 2005-2010 гг. наблюдается  динамика роста численности участников системы обязательного социального страхования и поступивших сумм социальных отчислений в ГФСС. Наблюдается также динамика роста количества получателей и сумм социальных выплат из ГФСС. По сравнению с 2009 годом в 2010 году количество получателей социальных выплат из Фонда возросло на 8% и сумма социальных выплат на 24 % и составила 55,8 млрд.тенге.

       За 2005-2010 гг. основная доля (93%) социальных  выплат из ГФСС осуществлены в поддержку материнства и детства, введенных в рамках Послания Главы государства 2007 года народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» [6].

        Охват  населения сферой обязательного  социального страхования обеспечивается за счет лиц, получающих доходы на территории Казахстана (рисунок 4) [7].

 

ОХВАТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТРАХОВАНИЕМ



 

Иностранцы


Лица без гражданства


Оралманы


Граждане                           Республики Казахстан



 

 

Получающие  доход на территории Республики Казахстан



 

Перечисляет за счет дохода работника


Ежемесячно 

Уплачивает за счет собственных средств

             


ОПВ 10% от дохода (от 0 до 78 МЗП)


Накопительный пенсионный фонд работника


Работодатель





СО 5% к доходу       (от 0 до 10 МЗП)


Гос. Фонд социального страхования




 

МЗП – минимальная заработная плата

ОПВ – обязательные пенсионные взносы

СО – обязательные социальные отчисления

 

Рисунок 4 (Курманов А.М. «Развитие системы обязательного социального страхования с учетом передового мирового опыта»\\ газета «Литер» №34 от 29.09.2011г.)

 

За годы Независимости  в Казахстане с учетом передового мирового опыта построена многоуровневая система социального обеспечения, одним из уровней которого является обязательное социальное страхование. Разработана законодательная база обязательного социального страхования, регламентирующая деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере (рисунок 5) [8].

В условиях мирового финансового  кризиса, когда во многих странах  сокращали расходы на социальное обеспечение, в Казахстане пенсии, пособия и социальные выплаты из ГФСС выплачивались своевременно. При этом, размеры указанных выплат в рамках Посланий Главы государства ежегодно повышались. Например, социальные выплаты по утрате трудоспособности и потери кормильца из ГФСС повышены в 2010 г. – на 9% и в 2011 г. – на 7% [9].

Также, размер государственных  базовых социальных пособий по инвалидности и по потере кормильца растет вследствие ежегодного роста размера прожиточного минимума, являющегося базой для исчисления этих видов пособий.

 

Участники системы  обязательного социального страхования (СОСС)

             

Клиенты СОСС

 

Поставщики СОСС

 

База СОСС

 

Государственное управление СОСС

 

 

 

   

Национальный Банк

АО ГФСС

 

Уполномоченный орган

       

 
   

Налоговый комитет Минфина

   
             

Получатель

 

ГЦВП

     

Уполномоченный орган  по назначению соц. выплат

 

   

Плательщик

       

 

СОСС


 

Рисунок 5 (Курманов А.М. «Развитие системы обязательного социального страхования Казахстана с учетом передового мирового опыта»\\ газета «Экономика» от 21.09.2011г.)

 

         При расчете коэффициентов замещения  указанных социальных выплат  к среднемесячной номинальной  заработной плате следует отметить, что в Казахстане, темпы роста средней заработной платы выше, чем темпы роста инфляции, социальных пособий, выплачиваемых за счет государственного бюджета и социальных выплат из ГФСС.

         В этой связи коэффициент замещения  по этим двум видам социальных  рисков составляют порядка 30% к среднемесячной заработной плате по республике. Следует отметить, что в эпоху глобализации, по настоящему устойчивое и гармоничное развитие возможно лишь в тех обществах, которые стремятся обеспечить благополучие всех своих граждан. Необходимо помнить, что сам по себе экономический рост – без решения сопутствующих социальных проблем – не снимает общественных противоречий, а наоборот, может сопровождаться усилением неравенства, ростом бедности.

       Конечно, в силу неодинакового экономического развития реальная ситуация с соблюдением прав существенно различается от страны к стране. Например, согласно информации Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ) в странах Прибалтики, России, Украины размер минимальной заработной платы больше чем размер минимальной пенсии. В Казахстане минимальный размер пенсии с учетом базовой пенсии в 1,5 раза больше минимального размера заработной платы.

       Согласно исследованиям Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) расширение охвата населения социальным обеспечением является одной из важнейших задач. От 70 до 80 процентов мирового населения живут в условиях незащищенности, хотя социальное обеспечение в той или иной форме существует практически во всех странах. Тем не менее, все больше людей понимают, что системы социального обеспечения незаменимы для социальной стабильности и борьбы с бедностью.

         В Послании текущего года Глава государства отметил, что «за два года в рамках антикризисной «Дорожной карты» мы обеспечили занятость населения, сократили безработицу и улучшили инфраструктуру в наших городах и селах. Эти программы получили широкую поддержку и благодарность казахстанцев. Сегодня необходимо повысить эффективность рынка труда, поскольку новая экономика требует новой генерации квалифицированных кадров. Самозанятое население - это огромный кадровый резерв нашей экономики».

       За годы Независимости Казахстана в связи с цикличностью развития экономики и проведением реформ во всех отраслях экономики изменялась структура занятого населения. Доля самостоятельно занятого населения к экономически активному населению в 2010 году по сравнению с 1991 годом возросло с 4,2% до 31,4 %.

       В развитых странах мира указанный показатель в 2009 году составил в США – 7,1%, во Франции – 9,3%, в Германии 11,6%, в Японии -12,7%.

       В Казахстане основную долю самостоятельно занятых 91% составляют самостоятельные работники, которые не нанимают работников на постоянной основе.

      Следует отметить, что во многих странах мира самостоятельно занятые лица, осуществляющие свою деятельность в режиме льготного налогообложения уплачивают социальные страховые взносы от дохода в размере минимальной оплаты труда. В Казахстане самостоятельно занятые лица уплачивают социальные отчисления в пределах исчисленного социального налога.

        ГФСС как страховщик выступает гарантом стабильного выполнения социальных обязательств общества перед участниками системы обязательного социального страхования. В связи с чем, полная и своевременная уплата социальных отчислений плательщиками (работодателями и (или) самостоятельно занятыми лицами) в размере 5 % к доходу наемного работника в пределах 10-кратного размера минимальной заработной платы позволяет эффективно аккумулировать эти средства в ГФСС и использовать их на социальную защиту работающего населения при наступлении социальных рисков.

       Внедренное в Казахстане обязательное социальное страхование стало неотъемлемой частью системы социальной защиты населения, качественные и количественные характеристики которой свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества.

      Стратегические направления деятельности ГФСС направлены на осуществление сбалансированных мероприятий для достижения государственных целей устойчивости обязательного социального страхования и соответствующей эффективности используемых ресурсов с учетом общеизвестных мировых базовых принципов социального страхования.

         Социально-экономические программы принятые в рамках ежегодных Посланий Главы государства народу Казахстана направлены прежде всего на улучшение благосостояния населения и нацелены на укрепление социальной стабильности в стране, совершенствования системы социальной защиты населения, основанной на адресности и эффективности, исключающей иждивенчество.

Приближая сферу социальной защиты непосредственно к трудящимся, их семьям и трудовым коллективам, право  на социальное страхование фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и работодателей  в управлении деятельности этого  института, взаимное доверие и сотрудничество позволяет сбалансировать меру проявления и реализации двух базовых принципов построения цивилизованного общества – личной ответственности и солидарной взаимопомощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Финансовые аспекты социального страхования в РК

2.1. Методика назначения социальных выплат из системы обязательного социального страхования

Утрата трудоспособности

Кроме получения государственных  социальных пособий, лица имеют право  на социальные выплаты по утрате трудоспособности, если Медико-социальной экспертизой установлена степень утраты трудоспособности. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности зависит от среднемесячной заработной платы, степени утраты трудоспособности и стажа участия в системе обязательного социального страхования.

Потеря кормильца 

Кроме получения государственных  социальных пособий, членам семьи умершего (признанного судом безвестно  отсутствующим), которые находились на его иждивении, могут быть назначены  социальные выплаты на случай потери кормильца. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца зависит от среднемесячной заработной платы, количества иждивенцев и стажа участия в системе обязательного страхования.

Потеря работы

Помимо содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовки, предоставления общественных работ за счет местного бюджета, лица имеют право на получение  социальных выплат на случай потери работы, если за них производились социальные отчисления не менее 6 месяцев, и они  официально зарегистрированы в качестве безработного. Размер социальной выплаты  на случай потери работы зависит от среднемесячной заработной платы и  стажа участия в системе обязательного  страхования.

Потеря дохода в связи с беременностью и  родами и с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей)

Выплачивается единовременно  и назначается в размере среднемесячного  дохода женщины, который сложился за последние двенадцать месяцев. При  обычных родах среднемесячный доход  умножается на коэффициент 4,2, при осложненных  родах и при рождении двух и  более детей на коэффициент 4,7. Для  женщин проживающих на территориях, подверженных воздействию ядерных испытаний применяются коэффициенты 5,7 и 6,2. В случае усыновления новорожденного ребенка коэффициент составляет 1,9.

Потеря дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года

Выплачивается ежемесячно, и назначается в размере сорока процентов от среднемесячного дохода женщины за последние 24 месяца. При этом максимальный размер социальной выплаты не может превышать сорока процентов от десятикратного размера минимальной заработной платы, а минимальный размер социальной выплаты не может назначаться в размере меньшем, чем размер государственного социального пособия по уходу за ребенком.

Информация о работе Финансовые аспекты социального страхования в Республике Казахстан