Финансовые аспекты социального страхования в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящего исследования обусловлено необходимостью в дальнейшем развитии системы социального страхования, как формы социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по независящим от человека причинам. Посредством применяемых анализов и приводимых примеров расчета социальных пособий настоящая курсовая работа нацелена на определение основных финансовых составляющих социального страхования в Республике Казахстан, изучение данной формы институт социального партнерства с финансовой точки зрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…....3
1.Становление социального страхования в республике казахстан….…..5
1.1.Сущность и принципы социального страхования
в Республике Казахстан………………………………………………….………5
1.2. Особенности казахстанской модели социального страхования………....9
2.Финансовые аспекты социального страхования в республике
казахстан ……………………………………………………………..…..……..17
2.1.Методика назначения социальных выплат из системы
обязательного социального страхования……………………………….…..….17
2.2. Обязательные социальные отчисления…………………………………….25
2.3. Проблема своевременности и правильности уплаты плательщиками (работодателями и/или самостоятельно занятыми лицами) ежемесячных социальных отчислений и пути ее решения………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………….….….29
Использованная литература……………………………………………..……31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Фин. Аспекты Cоциального страхования в РК (7.1).docx

— 225.68 Кб (Скачать)

 


по уходу за ребенком по достижении им возраста 1 года


по беременности и родам, усыновлению (удочерению) новорожденного ребенка (детей)



по потере работы


по потере кормильца


по утрате трудоспо-собности



 

 


со дня обращения за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости


со дня установления степени утраты трудоспособности


с даты смерти, указанной в свид-ве о смерти



с даты рождения, указанной в свид-ве о рождении ребенка


с даты отпуска, указанной в листе временной нетрудоспособности



 

 

 

 

Рисунок 1 (Курманов А.М. «Развитие системы обязательного социального страхования с учетом передового мирового опыта»\\ газета «Литер» №34 от 29.09.2011г.)

 

Социальная поддержка  при наступлении социальных рисков по утрате                                                       трудоспособности и потери кормильца

Государственное социальное пособие из государственного бюджета


Социальная выплата из Государственного фонда социального  страхования


Участник системы обязательно социального  страхования



 

     

 

 

 

 


 

Страховые выплаты из страховой организации (если работодателем заключен договор обязательного страхования от несчастных случаев)



 

  

 

 

 

 

Рисунок 2 (Курманов А.М. «Развитие системы обязательного социального страхования Казахстана с учетом передового мирового опыта»\\ газета «Экономика» от 21.09.2011г.)

 

Обязательному социальному  страхованию подлежат все работники, осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Казахстана, за исключением работающих пенсионеров. Уплата социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования производится по установленной ставке социальных отчислений. За наемных работников социальные отчисления уплачиваются работодателем из его расходов на оплату труда работника. Самостоятельно занятыми лицами, обеспечивающими себя работой, приносящей им доход, социальные отчисления уплачиваются в свою пользу из получаемых ими доходов.

         Учет поступающих социальных  отчислений ведется персонифицировано,  на базе социального индивидуального  кода. Лица, за которых уплачиваются  социальные отчисления, являются участниками системы обязательного социального  страхования.

         В связи с тем, что размер  социальной выплаты зависит от  стажа участия и среднемесячного  дохода участника системы обязательного  социального страхования, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, значительное влияние на размер социальной выплаты оказывает своевременность и регулярность уплаты социальных отчислений плательщиками. То есть от того, насколько законопослушным является работодатель, в конечном счете зависит размер социальной выплаты конкретного человека.

         Перечисление  социальных отчислений  необходимо осуществлять плательщикам за каждый месяц отдельно, не позднее 15 числа, следующего за отчетным месяцем. Плательщики, применяющие специальный налоговый режим, уплачивают социальные отчисления в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Казахстан.Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит  в том, что она обеспечивает защиту человека от  материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. Поэтому социальным страхованием в первую очередь охвачены наемные работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является  заработная плата или доход. 

 

1.2. Особенности казахстанской модели социального страхования

По прошествии столь короткого, по историческим меркам, промежутка времени, уже можно выделить основные особенности казахстанской модели социального страхования.

1.      Обязательный  характер участия. 

Система социального страхования  в Казахстане носит обязательный характер.

Уплату социальных отчислений осуществляют работодатели, и самостоятельно занятые лица, уплачивающие социальный налог. При этом, введение социального страхования не повлекло увеличения фискальной нагрузки на бизнес, так как на уплаченную сумму социальных отчислений, плательщики уменьшают сумму социального налога. В данном случае, имеет место целевое направление средств социального налога именно на социальные нужды.

Следует отметить, что социальные отчисления носят обязательный характер. При этом, социальные выплаты при наступлении социальных рисков, могут получать только участники системы, т.е. - лица за которых уплачивались социальные отчисления и размер социальных выплат зависит от размера уплаченных социальных отчислений.

2. Аккумулирование  средств социального страхования  в специализированном институте - Государственном фонде социального страхования.

Другой важной особенностью казахстанской модели социального  страхования, является создание Государственного фонда социального страхования. Акционерное общество «Государственный фонд социального страхования» (далее - Фонд) создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2004 года № 237 «О создании акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Республики Казахстан  «Об обязательном социальном страховании» от 25.04.2003 г. № 405-II (далее Закона), Фонд осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения активов Фонда в финансовые инструменты через Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора, заключаемого между Фондом и Национальным Банком Республики Казахстан.

Создание Фонда в форме  акционерного общества, преследовало несколько целей.

Прежде всего, наличие  статуса юридического лица позволяет  возложить на Фонд бремя ответственности  обязательств по социальным выплатам, не перекладывая на государственный бюджет. При этом, государственные гарантии по обеспечению сохранности средств в Фонде, реализуются через систему законодательных мер, включая целевой характер социальных отчислений на социальные выплаты, контрольные и надзорные функции  за деятельностью Фонда, некоммерческим характером  его деятельности, ведением раздельного бухгалтерского учета, ограничениями в инвестиционной деятельности и другими.

Также, функционирование Фонда  в форме акционерного общества, с  соответствующим предоставлением финансовой и иной отчетности, не позволяет оставлять неучтенными любые обязательства перед получателями социальных выплат. 

Последнее обстоятельство, также взаимосвязано с финансовой особенностью отечественной модели социального страхования.

3.      Формирование резервов как метода  финансирования социального страхования.

В мировой практике можно  выделить два основных подхода по финансированию социального страхования.

Солидарное финансирование (так называемое "pay-as-you-go” или «плати по ходу»).

Метод финансирования, при  котором текущие взносы в систему  полностью используются для оплаты текущих пособий. Размер взносов на начальном этапе функционирования системы является невысоким, в дальнейшем взносы увеличиваются быстрыми темпами по причине постепенного роста количества  получателей  социальных выплат. При этом, на начальном этапе, социальное страхование, финансируемое по данному методу, кажется относительно «дешевым», особенно в период подъема экономики. По мере роста количества получателей долгосрочных социальных выплат (например, пособий по инвалидности, потери кормильца), и в периоды экономического спада, возникают проблемы с финансовой устойчивостью системы, по причине уменьшения текущих взносов и наличием долгосрочных обязательств по социальным выплатам. Данный метод  широко применяется в мировой практике, но сопровождается вышеуказанными проблемами.

Резервный метод.

Метод финансирования, при  котором текущие взносы используются для формирования активов, из которых  будут выплачиваться будущие  социальные выплаты существующим получателям.

Характерными чертами  данного метода являются: стабильный уровень взносов, возможность заблаговременно  оценить риски нарушения финансовой устойчивости системы. Резервный метод  широко используется в частном страховании.

С учетом анализа международного опыта, при разработке модели финансирования системы социального страхования в Казахстане, было отдано предпочтение резервному методу.

На практике, в деятельности Государственного фонда социального  страхования, данный метод реализуется следующим образом.

По социальным выплатам на случай утраты трудоспособности, потери кормильца, обязательства Фонда  перед получателями носят долгосрочный характер. Например, социальные выплаты на случай утраты трудоспособности, могут продолжаться до достижения получателем пенсионного возраста; в свою очередь, выплаты на случай потери кормильца, выплачиваются до достижения детьми, находящимися на иждивении совершеннолетия, либо, при продолжении ими учебы в очных учебных заведениях (колледжах, ВУЗах) – до завершения учебы.

Актуариями Фонда, регулярно  производится расчет провизий, представляющих собой приведенную стоимость будущих социальных выплат получателям. Показателем, характеризующим состояние финансовой устойчивости Фонда, является  размер резерва Фонда, представляющий собой  разность активов и провизий. Минимальный размер резерва, рассчитываемый на начало финансового года, определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2006 года № 654 на уровне не менее 10% от провизий Фонда. Данный показатель, представляет собой своебразный «буфер», по значению которого можно судить о финансовой устойчивости Фонда. В случае, если значение резерва окажется ниже допустимого минимума, это будет заблаговременным (за два-три года) сигналом о предстоящих проблемах с исполнением обязательств Фонда перед получателями социальных выплат, за счет текущих отчислений в систему. В свою очередь, у Фонда, уполномоченного органа – Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, останется время для принятия упреждающих мер, будь то повышение ставки социальных отчислений, либо временная финансовая помощь и т.д.

4.      Разделение функций между участниками  системы обязательного социального  страхования.

Другой отличительной  особенностью казахстанской модели социального страхования, является разделение функций между участниками  системы социального страхования.

            Так, за Министерством труда  и социальной защиты населения  Республики Казахстан, помимо прочего, закреплены контрольные и надзорные функции за деятельностью Фонда.

            За Фондом – аккумулирование  социальных отчислений, своевременное  исполнение заявок Государственного  Центра по выплате пенсий (ГЦВП) на финансирование социальных  выплат, мониторинг социальных отчислений, социальных выплат, инвестиционная деятельность через Национальный Банк.

            За ГЦВП закреплены функции  персонифицированного учета социальных отчислений на базе СИК, трансферты платежей в системе, непосредственное обслуживание получателей социальных выплат через сеть районных отделений. Здесь имеется отличие, например от деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС), применяющего т.н. «зачетный метод», при котором, социальные выплаты из системы социального страхования производятся работодателями, которые впоследствии уменьшают соответствующие страховые взносы. При этом, ФСС наделен контрольными функциями по сбору страховых взносов от работодателей.

            В Республике Казахстан, функции  контроля по своевременной и  полной уплате социальных отчислений  работодателями, возложены на налоговые  органы Министерства финансов.

            Доверительное управление активами  Фонда, путем инвестирования их  в финансовые инструменты, осуществляется  Национальным Банком Республики  Казахстан.

            Таковы вкратце, основные отличительные  особенности казахстанской модели  социального страхования. В настоящее  время, перед Фондом и всеми  участниками системы социального  страхования, стоят новые задачи  по совершенствованию деятельности, в целях повышения уровня социальной защищенности граждан Республики Казахстан и улучшению социального благополучия, выполнить которые можно только при совместных усилиях всех участников системы социального страхования.

      В результате  планомерно проводимых социальных  реформ улучшается благосостояние населения. Достижениями республики сегодня являются улучшение показателей жизни казахстанского общества. Согласно информации Агентства РК по статистике в Казахстане доля населения с доходами ниже прожиточного минимума за 2005-2010 гг. снизилась с 31,6 % до 6,5 % (рисунок 3) [5].

Информация о работе Финансовые аспекты социального страхования в Республике Казахстан