Финансовое планирование на предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

нансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов.
В процессе текущей производственно-хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления - производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях
1.1. Сущность финансового планирования на предприятии…………………5
1.2. Цели планирования…………………………………………………………8
1.3. Организация и методы планирования…………………………………….10
1.4. Процесс планирования……………………………………………………..17
Глава 2. Краткая характеристика хозяйства
2.1. Природно-климатические условия………………………………………..18
2.2. Экономическая характеристика хозяйства………………………………..18
Глава 3. Виды финансового планирования
3.1. Перспективное финансовое планирование……………………………….31
3.2. Расчет финансового плана предприятия на примере учхоз «Байкал»….33
Заключение……………………………………………………………………..39Список литературы……………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

финансы курсовая.doc

— 357.00 Кб (Скачать)
 

    В целом материально-техническая оснащенность хозяйства не подвергалась резким изменениям в течение трех лет, и, судя по данной таблице, хозяйство оснащено транспортными средствами на должном уровне. Однако, следует заметить, что из фактического количества техники в среднем только 70% функционирует исправно. Амортизационные отчисления используются не по назначению, очень часто в хозяйстве отсутствуют свободные средства. Но в 2003 г. все же удалось приобрести 2 единицы техники – два трактора.  Трудовые ресурсы хозяйства.

    Для полной экономической характеристики хозяйства необходимо также уделить особое внимание трудовым ресурсам хозяйства, т.к. именно рабочая сила производит прибавочный продукт – ни земля, на основные фонды в отсутствии «человеческих рук» ничего не значат для производства.

                                                                                                         Таблица № 7              

  Состав  и структура трудовых ресурсов.

Категории работников 2003 2004 2005
чел. % чел. % чел. %
Всего по предприятию  73 100 68 100 54 100
  в т.ч. работники, занятые в  сельскохозяйственном

производстве

67 91,8 65 95,6 50 92,6
   из них работники постоянные       45 61,6 48 70,6 37 68,5
       в т.ч. трактористы-машинисты  5 6,8 6 8,8 6 11,1
                  операторы машинного доения 3 4,1 3 4,4 3 5,6
                  скотники КРС 1 1,4 4 5,9 2 3,7
        работники сезонные и временные 8 11,0 5 7,4 2 3,7
        служащие 14 19,2 12 17,6 11 20,4
         из них: руководители 7 9,6 7 10,3 7 13,0
                      специалисты 7 9,6 2 2,9 1 1,9
  работники в подсобных промышленных  предприятий    2 2,7        
  работники, занятые в строительстве  хоз. способом 4 5,5 3 4,4 4 7,4

    Вышеизложенные  данные, к сожалению,  не имеют  обнадеживающего эффекта. Штат работников постоянно сокращается: в 2004 году – на 5 человек, в 2005– еще на 14 человек. Для небольшого хозяйства это очень существенный факт.

    Причиной  сокращения численности работников является сокращение размеров производства, сокращение поголовья животных, низкая оплата труда, текучесть кадров тут имеет место следующее: решение этих проблем, а именно, изыскание новых источников дохода для повышения заработной платы, улучшение условий труда и других способов заинтересованности работников в результате труда через внедрение в производство новых продуктов питания, замены в хозяйстве используемых сортов растений и пород скота на более продуктивный и совершенный.

    Рассмотрев  состав и структуру трудовых ресурсов, следует рассчитать эффективность  их использования, которую и характеризует  показатель производительности труда.                                                                                                

                                                                                                      Таблица № 8

  Эффективность использования трудовых ресурсов

Наименование  показателей 2003 2004 2005
Валовая продукция, тыс. руб. 3515 2951 3760
Среднегодовая численность работников, занятых  в сельском хозяйстве, чел. 67 65 50
Отработано  работниками, занятыми во всех отраслях хозяйства, всего:      
тыс. чел/дней 16,3 17 14
тыс. чел/часов 147 122 96
Производительность  труда      
за 1 чел/час, руб 23,9 24,2 39,2
за 1 чел/день, руб. 215,6 173,6 268,6

    Расчет  свидетельствует о положительной  тенденции, т.е. о неуклонном увеличении производительности труда. Разумеется, не следует делать вывод о том, что такое положение вещей повсеместно, возможно, это лишь временно, не будем излишне оптимизировать ситуацию. Однако,  сокращение количества работников и одновременный рост валового производства говорит об эффективной политике руководства по работе с кадрами. 
 
 
 

     Глава 3. Виды финансового планирования

     3.1. Перспективное (стратегическое) финансовое планирование

     В условиях рыночных отношений предприятия  стали свободны от опеки со стороны  государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

     Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта. [12, с. 32 ]

     Планирование  развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного  хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. [7, с. 83]

     Перспективное, стратегическое финансовое планирование представляет собой исследование и  разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе  в течение 3 – 5 лет. Оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.

     Стратегическим  планом предприятия некоторые ученые считают бизнес-план. Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:  

    • изучить емкость  и перспективы будущего рынка  сбыта;
    • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы продлить потенциальную прибыльность дела;
    • обнаружить все «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
    • определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояние дел.
 

     Бизнес-план состоит из ряда разделов: характеристика продукта, оценка рынка сбыта; конкуренция; стратегия маркетинга; план производства; организационный план; юридический  план; оценка риска и страхование; финансовый план; стратегия финансирования; резюме.

     Финансовый  аспект бизнес-плана представлен  в разделе «Финансовый план»  и разделе «Стратегия финансирования».

     Девятый раздел обобщает в стоимостной форме  материал предыдущих разделов. Он включает: 

    1. прогноз объема реализации;
    2. баланс денежных расходов и поступлений;
    3. таблицу доходов и затрат;
    4. сводный баланс активов и пассивов предприятия;
    5. график достижения безубыточности.
 

     В девятом разделе излагается план получения средств для создания или развития предприятия: общий  объем средств для реализации данного проекта, их источники, окупаемость проекта и получение дохода инвестора на вложенный капитал.

     Составление финансовых расчетов как части бизнес-плана  затруднено ввиду отсутствия единых методических подходов к их составлению.

     В современных условиях сложно говорить о стратегическом финансовом планировании на предприятиях, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т. е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем. Это может быть прогнозирование финансового положения предприятия, отдельных показателей – прибыли, доходы от ценных бумаг и др. [10, с. 229] 

3.2. Расчет финансового плана предприятия на примере учхоз «Байкал»

     Рассмотрим  формирование финансового плана  предприятия на примере учхоза «Байкал»

1). В табл. 9. представлен план объемов реализации продукции на основе маркетинговых исследований. Основная его задача – дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией.

Таблица 9

Прогноз сбыта

Показатели Квартал Итого
I II III IV
Ожидаемые продажи в единицах изделия 8,7 7,2 8,3 7,9 32,1
Цена  продажи единицы изделия (в руб.) 4,5 4,5 4,5 4,5 -
Общий объем продаж (в тыс. руб.) 1183 1025 1126 1398 4732

2). На основе этих данных разработан график ожидаемых денежных поступлений (табл. 2).

 

Таблица 10

График  ожидаемых поступлений  денежных средств (2005 г.)

 
Показатели

(в тыс.  руб.)

Квартал Итого
I II III IV
Дебиторская задолженность на 31 декабря предыдущего года * 1176       1176
Продажи I квартала** 4186 652     4838
Продажи II квартала   3675 1470   5145
Продажи III квартала     4259 1854 6113
Продажи IV квартала       4186  
Общее поступление денежных средств 4,8 5,1 5,5 6,6 22

Информация о работе Финансовое планирование на предприятиях