Финансовое планирование на предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

нансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов.
В процессе текущей производственно-хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления - производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях
1.1. Сущность финансового планирования на предприятии…………………5
1.2. Цели планирования…………………………………………………………8
1.3. Организация и методы планирования…………………………………….10
1.4. Процесс планирования……………………………………………………..17
Глава 2. Краткая характеристика хозяйства
2.1. Природно-климатические условия………………………………………..18
2.2. Экономическая характеристика хозяйства………………………………..18
Глава 3. Виды финансового планирования
3.1. Перспективное финансовое планирование……………………………….31
3.2. Расчет финансового плана предприятия на примере учхоз «Байкал»….33
Заключение……………………………………………………………………..39Список литературы……………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

финансы курсовая.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

     Бюджет  как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных  показателях программу действий (план) в области производства, закупок  сырья или товара, реализации произведенной  продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

     Бюджет  как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

     Бюджет  как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия  бюджета (плана)    подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений. 

     1.3. Организация и методы планирования

       Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. [1, с. 48]

     Бюджеты подразделений должны разрабатываться  не изолированно друг от друга. При  расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей. [6, с. 273]

     В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации  работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). [5, с. 168]

     По  методу break-down работа по составлению  бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство  предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. [3, с. 213]

     Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. [5, с. 169]

     Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определенными  принципами. Они вытекают из общих  принципов организации финансов, но имеют свои особенности.

     Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели.

     Принцип координации выражается в том, что  нельзя планировать эффективную  деятельность одного подразделения предприятия вне связи с другими. Всякие изменения в планах одной структурной единицы должны быть отражены в планах других. Взаимосвязь и синхронность – ключевые черты координации планирования на предприятии.

     Принцип участия означает, что каждый специалист предприятия независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании.

     Принцип непрерывности заключается в  том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок → план производства → план по маркетингу). В тоже время непрерывность внешней и внутренней среды функционирования требует корректировки и уточнения плана предприятия.

     Принцип гибкости состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств. Гибкость планам придают резервы безопасности (ресурсы, производственные мощности и т. д.).

     Принцип точности предполагает, что планы  предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

     Эти общие положения целесообразно  дополнить специфическими принципами финансового планирования.

     Это принцип соотношения сроков получения  и использования средств – капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

     Принцип платежеспособности – планирование денежных средств должно постоянно  обеспечивать платежеспособность предприятия, т. е. наличие ликвидных средств, достаточных для погашения краткосрочных обязательств.

     Принцип рентабельности капиталовложений –  для капвложений необходимо выбрать  дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный селенг и др.), привлекая заемный капитал лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага.

     Принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно  финансировать за счет собственных  средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений).

     Принцип приспособленности к потребностям рынка – важно учитывать конъюнктуру  рынка и зависимость предприятия  от предоставления кредитов.

     Принцип предельной рентабельности – целесообразно  выбирать те капвложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

     Помимо  принципов организация финансового  планирования требует выбора методов  планирования. Финансовые показатели могут планироваться различными методами (расчетно-аналитическим, нормативным, балансовым, оптимизации плановых решений, экономико-математическим моделированием).

     Расчетно-аналитический  метод планирования основан на анализе  достигнутого уровня финансовых показателей  и прогнозирования их уровня на будущий  период. Данный метод применяется  в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями устанавливается не прямо, а косвенно – на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и другие показатели.

     Нормативный метод. Его содержание сводится к  тому, что потребность предприятия  в финансовых ресурсах, источники  их образования определяются на основе заранее установленных норм и  нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная банковская процентная ставка и др. нормативный метод планирования – самый простой и доступный. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов предприятия для формирования и использования денежных ресурсов, а также организация контроля за соблюдением норм и нормативов каждым структурным подразделением.

     Балансовый  метод. Экономическая сущность этого  метода состоит в том, что благодаря  балансу имеющиеся в наличии  финансовые ресурсы приводят в соответствие с фактическими потребностями в них.

     Балансовый  метод применяют при прогнозировании  поступлений и выплат из денежных фондов (потребления и накопления), составления квартального плана  доходов и расходов, платежного календаря  и т. п.

     Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов  плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных  критериев. Например, минимума приведенных  затрат; минимума текущих расходов; минимума вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимума времени на оборот капитала, т. е. ускорения оборачиваемости авансированных средств.

     Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной и корреляционной связи.

     Функциональная  связь выражается уравнением вида 

                                    Y = f (x)

     Корреляционная связь представляет вероятностную зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнением регрессии различного вида. Однофакторные модели могут базироваться на линейном уравнении, уравнении параболы или гиперболы. Например, однофакторное уравнение, построенное на базе линейной зависимости, имеет вид  У = а0 + а1х1.

     При использовании экономико-математических моделей в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение периода исследования: его следует выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуется использовать для перспективного планирования среднегодовые значения финансовых показателей за прошедшие три – пять лет, а для годового планирования – среднеквартальные данные за один – два года.

     При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде  в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.

     Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.

     Построение  моделей состоит из ряда этапов: 

    • изучение  динамики финансового показателя за определенное время (квартал, год) и  выявление факторов, влияющих на динамику;
    • расчет функциональной зависимости финансового показателя от определяющих его факторов (например, зависимости прибыли от объема реализации);
    • разработка вариантов прогноза финансового показателя;
    • анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем;
    • выбор оптимального варианта (принятие планового решения).

     В экономико-математическую модель включают только главные факторы.

     Обоснованность  выбранных моделей проверяется  путем расчета среднеквадратического  отклонения полученных данных от фактических и коэффициенты вариации.

     Коэффициент вариации (Кп) представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметическому значению отчетного показателя (например, прибыли):

                  _

                               ± Z  100

     Кп =   у

     Среднеарифметическое  значение показателя определяется по формуле

                  _

         _     ∑ У ,

     У =   m

Информация о работе Финансовое планирование на предприятиях