Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение финансового планирования.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- определить сущность и задачи финансового планирования;
- изучить основные методы финансового планирования;
- рассмотреть основные виды финансового планирования;
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………….5
Глава 2.Методы финансового планирования. ……………………………..8
Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Одним из наиболее эффективных инструментов современного планирования является бюджетирование.
Обычно под бюджетированием понимается технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами (прежде всего финансовыми) как отдельного бизнеса, так и компании в целом.[11] Из данного определения видно, что традиционное бюджетирование - это, в первую очередь, ресурсоориентированная технология, направленная на планирование деятельности компании в соответствии с предполагаемыми результатами. Бюджетирование выполняет жизненно важные функции управления предприятием, такие как: определение задач; планирование ресурсов; оценка деятельности и мотивация персонала на основе оценки; контроль исполнения.
Бюджетные мероприятия представляют собой замкнутый цикл, состоящий из планирования, учета, контроля, анализа и корректировки планов. Графически это показано на рисунке 4.
┌──────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐
│ Планирование ├──>│ Учет ├──>│ Контроль ├──>│ Анализ │
└──────────────┘ └──────────────┘ └──────────────┘ └───────┬──────┘
/│\
│ ┌──────────────┐ │
└─────────────────────────────
Рисунок 4 - Общий контур бюджетных мероприятий
Цель бюджетирования можно определить как подготовку информации, обеспечивающей полный контроль над операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью организации, информации о запланированных финансовых результатах деятельности организации в целом, а также о ее отдельных структурных подразделениях (центрах ответственности). Бюджетирование должно обеспечить возможность выявлять "узкие" места в работе компании и принимать правильные и своевременные управленческие решения.
Основные принципы бюджетного планирования:
- унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
- совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;
- совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
- обеспечение возможности составления сводного бюджета;
- стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;
- разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компании в целом по формуле, единой для всех подразделений;
- непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;
- заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;
- учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета;
- детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажах достаточно велика.
Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
Бюджетирование выполняет три основные функции.
Функция планирования. Данная функция самая важная. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.
Функция учета. Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии можно получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.
Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
Функция контроля. Также немаловажная для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля за его осуществлением. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле за деятельностью предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.
Бюджеты на предприятии должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости, для того чтобы сохранять их контролирующую роль[12].
Бюджет предприятия (главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и описывает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде. Он включает два основных блока: систему операционных бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов) и систему финансовых бюджетов.[13]
Вся процедура бюджетирования должна быть организована таким образом, чтобы на последнем этапе руководство получало три основные бюджетные формы: бюджет доходов и расходов; бюджет движения денежных средств; прогнозный баланс.
Разработка финансовых бюджетов позволяет организации:
вести учет движения денежных средств в разрезе центров финансовой ответственности, а не только по организации в целом;
оперативно контролировать денежные потоки в расчетном периоде;
использовать информацию о движении денежных средств для управления активами и пассивами;
анализировать влияние прибыли на финансовую устойчивость и платежеспособность организации;
принимать оперативные меры по устранению недостатков в финансово-хозяйственной деятельности.
Некоторые организации считают достаточным составление только одного бюджета - доходов и расходов или движения денежных средств. Однако для эффективного планирования деятельности на выходе целесообразно получать все три бюджетные формы.
Следует отметить, что логика построения финансовых бюджетов должна быть основана прежде всего на утвержденных Минфином России формах публичной бухгалтерской отчетности. В этой связи бюджет доходов и расходов соответствует отчету о прибылях и убытках (форма N 2 указанной отчетности) и определяет экономическую эффективность (прибыльность) деятельности организации. При этом необходимо учитывать, что на формирование статей бюджета доходов и расходов существенно влияют положения учетной политики организации.
Бюджет доходов и расходов можно использовать в бухгалтерском и управленческом учете для формирования отчетности о доходах и расходах и определения финансовых результатов деятельности бизнес-единиц (центров финансовой ответственности), а также для разработки бюджета движения денежных средств на прогнозируемый период.
Бюджет доходов и расходов позволяет руководству организации выбрать наилучший вариант расчета прибыли. При расчете прибыли по организации в целом и по видам деятельности важную роль играет выбранная ею учетная политика, а именно правильное разнесение общепроизводственных и общехозяйственных накладных расходов по центрам финансовой ответственности. Универсального алгоритма распределения указанных затрат по центрам финансовой ответственности не существует, и каждая организация разрабатывает его самостоятельно с учетом своей коммерческой деятельности.
Бюджет движения денежных средств, сопоставимый с отчетом о движении денежных средств (форма N 4 отчетности), позволяет планировать реальные потоки денежных средств и, следовательно, поддерживать платежеспособность организации на должном уровне. Основное назначение бюджета движения денежных средств заключается в следующем:
обеспечение стабильной платежеспособности;
анализ взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств;
проведение эффективной политики в сфере привлечения заемных средств;
рациональное размещение свободных денежных средств;
осуществление учета, анализа и планирования денежных потоков и образующих его центров финансовой ответственности;
выявление величины и контроль за динамикой положительного и отрицательного сальдо денежных средств как по организации в целом, так и по каждому центру финансовой ответственности.
Желательно, чтобы процедуры прогнозирования бюджета движения денежных средств выполнялись последовательно: прогноз денежных поступлений в расчетном периоде; прогноз денежных выплат в расчетном периоде; вычисление чистого денежного потока (излишка или недостатка денежных средств) в предстоящем периоде; определение возможных источников краткосрочного финансирования в расчетном периоде. В бюджете движения денежных средств должна быть представлена информация в разрезе центров финансовой ответственности в соответствии с построенной структурой финансового управления организацией.
Прогнозный бухгалтерский баланс, так называемый бюджет по бухгалтерскому балансу (форма N 1 отчетности), определяет экономический потенциал и финансовое состояние организации и является результирующим бюджетом.
При условии эффективно работающей системы бюджетирования у организации появляется возможность прогнозировать собственные финансовые результаты на несколько отчетных периодов вперед. Данное обстоятельство может значительно облегчить задачу формирования эффективной учетной политики в соответствии с поставленными целями финансово-хозяйственной деятельности. Система бюджетирования позволяет также избежать ошибок при выборе способов ведения бухгалтерского учета, помогая оценить влияние тех или иных изменений в методиках ведения бухгалтерского учета в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
При составлении баланса доходов и расходов промышленного предприятия необходимо:
I. Исчислить и распределить амортизационные отчисления (табл. 4). Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов в планируемом периоде и средневзвешенной нормы амортизационных отчислений, приведенных в исходных данных (табл.3).
Таблица 3 |
Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды
| февраль | май | август | ноябрь |
Плановый ввод в действие основных фондов, тыс.руб. |
| 5200 | 10450 |
|
Плановое выбытие основных фондов, тыс.руб. |
|
|
| 9890 |