Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии и показать необходимость этого процесса в условиях рыночной экономики. В связи с этим в курсовой работе решаются такие задачи, как рассмотрение теоретических основ разработки финансового плана, как важнейшей части бизнес-плана, изучаются методы и виды финансового планирования, а также их роли в управлении предприятием.
Объектом исследования курсовой работы является деятельность предприятия, а предметом - система финансового планирования на предприятии.
В данной курсовой работе показано практическое применение аналитического метода планирования на примере коммерческой организации ООО "Лукойл". Основным видом деятельности предприятия является производство и реализация мягкой мебели, в частности диванов. А основная цель деятельности – это получение прибыли.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…3
Глава I. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………...4
1.1 Сущность и содержание финансового планирования………………...4
1.2 Роль финансового плана в бизнес-плане………………………………6
1.3 Финансовое планирование на примере ОАО «Лукойл»……………...9
Глава II. Методы финансового планирования…………………………...13
2.1 Назначение методов финансового планирования……………………13
2.2 Виды и характеристика методов финансового планирования……...15
Глава III. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием…………………………………………………………………….18
3.1 Перспективный финансовый план……………………………………19
3.2 Текущий финансовый план……………………………………………21
3.3 Оперативный финансовый план………………………………………22
Расчетная часть…………………………………………………...………..26
Заключение………………………………………………………...……….47
Список литературы………………………………………………...………48

Работа содержит 1 файл

финансовое планирование предприятия.docx

— 365.92 Кб (Скачать)

1.2. Роль финансового плана в бизнес-плане 

     Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

     Бизнес-план — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.

     Цели задачи составления бизнес-плана

     Бизнес-план служит трем основным целям:

  • Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
  • Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
  • Банк при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

     Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие  основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы,
  • целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
  • определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
  • оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

     Состав  и структура бизнес-плана зависят  от целей и задач, поставленных перед  ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наиболее широко используемая в РФ, следующая:

     1. резюме

     2. план маркетинга

     3. план производства

     4. организационный план

     5. план страхования

     6. правовое обоснование

     7. план управления инвестициями

     8. финансовый план

     Объем резюме обычно составляет не более  трех страниц. Именно резюме должно привлечь внимание читателя. Резюмировать нужно  «что, как, почему, где и т.д.». К  составлению резюме приступают после  того, как бизнес-план разработан.

     В организационном плане предоставляются  резюме всех ключевых руководителей  предприятия, приводится информация об оплате труда каждого работника.

     Большое значение для решения способов привлечения  капитала имеет раздел правового  обоснования, который определяет и  обосновывает организационно-правовую форму будущего хозяйствующего субъекта.

     В плане по страхованию приводится оценка рисков будущего проекта с  использованием большого набора специальных  методик по оценке рисков, а также  экспертных оценок специалистов. Т.о., проводится профилактика рисков и разрабатывается  программа их страхования.

      Финансовый  планэто важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. 

     Финансовый  план бизнес-плана включает следующие разрабатываемые документы:

    • прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг). Основная задача - дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам. Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана.
    • план доходов и расходов, который включает следующие показатели:

доходы  от реализации продукции (услуг), себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации, общехозяйственные расходы, прибыль до уплаты налога, налоги. Разработка этого документа дает возможность выявить такие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли, прибыль после уплаты налогов.

    • план движения денежных средств – оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, организации, проверки синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия.
    • прогноз бухгалтерского баланса организации. Баланс активов и пассивов  составляется один раз в год. Разница счетов активов и пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.
    • план по источникам и использованию средств должен показать источники получения  средств и их использование. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия.
    • расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности). Планируя создание нового предприятия или выпуск новой продукции, необходимо знать, когда и при каких условиях начнется отдача от вложенных в проект средств. Точка самоокупаемостиэто такое состояние в деятельности предприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию. При этом суммарный объем продаж совпадает с суммой постоянных и переменных издержек предприятия и наступает безубыточность производства.

     Необходим прогноз бухгалтерского баланса, т.к. на его основе выполняются расчеты  всех показателей финансового состояния  организации и дается финансовая оценка результатов запланированных  в бизнес-плане действий. Балансовый план подводит итог экономической и  финансовой деятельности компании и  позволяет  проверить прогноз  прибылей (убытков) и движения наличных средств [7;. 

      1.3. Финансовое планирование на примере ОАО «Лукойл» 

      С учетом последних планов компании, а также на основе итогов 2010 года,  скорректированы  прогнозы  оценки  финансовых  и производственных показателей Лукойла.

     Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период. С его помощью определяют  размер получаемой фирмой прибыль за конкретный период времени. Цель составления отчета о прибыли в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Этот материал составляется обычно из следующих разделов: выручка  реализованной продукции, себестоимость реализованной продукции или услуг, операционные затраты, получение прибыли (или убытки до уплаты налогов). Во многих случаях в плане показаны, какая прибыль будет после вычета налога (таблица № 1).  
 
 
 
 

      Таблица 1

      Прогноз отчета о прибылях и убытках

      

     При изучении распределения (использование) выручки следует учесть, что основная  ее часть направляется на возмещение затрат, включенных в полную себестоимость (издержки)  реализованных товаров, продукции, работ, услуг. Другая часть  направляется на уплату налогов, сборов и отчислений, которые не включены в себестоимость, но обязательны к уплате из выручки в бюджеты различных уровней (НДС, акциз и др.) Третья часть выручки представляет собой прибыль предприятия, которая после уплаты налогов находится в полном распоряжении собственника предприятия и направляется на цели, определенные исходя из стратегии развития предприятия.

     Баланс  представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала  (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляется денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В активе баланса можно  выделить наиболее активную часть средств:   текущие активы (счета в банке, касса и т.д.), запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства предприятия, их структура и прогнозы их изменения средств на планируемый трехлетний период. В отличие о прогнозе отчета о прибыли и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. 

      Таблица 2

      Прогноз баланса

      

     Прогноз движения денежных средств - это финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.

     Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные  позволяют оценить будущие потоки и, следовательно, перспективы роста предприятия и его будущие финансовые потребности. Финансирование инвестиций включается в прогноз после тщательного технико-экономического обоснования и анализа производственных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе метода дисконтирования для получения соизмеримых результатов.

     С помощью прогнозов движения денежных средств можно оценить, сколько  денежных средств   необходимо вложить  в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходование денежных средств, а значит – проверить будущую ликвидность предприятия. 

      Таблица 3

      Прогноз отчета о движении денежных средств

      

     Процесс начисления амортизации представляет собой,  процесс перенесения стоимости амортизируемых основных фондов на стоимость производимой продукции. Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным путем. В период с 2010  по 2012 г. амортизация основных средств ОАО «Лукойл» будет увеличиваться. Амортизация также выступает налоговым вычетом, позволяющий исключить из налогооблагаемой базы определенную часть доходов предприятия. Следовательно налог на прибыль с имается  не с операционной прибыли, а с разницы операционной прибыли и амортизации.

     Одной из важнейших сфер деятельности любой  предпринимательской фирмы является инвестиционная деятельность. Финансовые ресурсы предприятия направляются на финансирование текущих расходов и на инвестиции. Организация может осуществлять инвестиции в различные формы, так как существует достаточно многообразие объектов инвестици: имущественные права, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, создаваемые и модернизируемые основные средства и т.д. Как правило, нормально функционирующее предприятие стремится к расширению и модернизации производственных мощностей. В этой связи инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку средств. Чистые  денежные  потоки  компании  в  минувшем  году  впервые  за последние годы стали отрицательными – Лукойл инвестировал более $7 млрд., в том числе направил на капвложения более $6 млрд. или более $8 на  баррель  добычи.  С  учетом  заявленной  амбициозной  программы капвложений,  мы  скорректировали  наши  прогнозы  относительно инвестиций на ближайшие годы [12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА II. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 

      2.1. Назначение методов  финансового планирования 

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии