Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, а также её функции в экономике;
- обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы;

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы Российской Федерации
1.1. Сущность и функции финансовой системы 5
1.2. Структура и элементы финансовой системы РФ 9
1.3. Краткая характеристика сфер и звеньев финансовой системы РФ 14
Глава 2. Анализ финансовой системы России
2.1. Анализ звеньев финансовой системы РФ 21
2.2. Анализ динамики развития финансовой системы РФ 28
Глава 3. Направления изменения и развития финансовой системы России
3.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России в современных условиях 32
3.2. Направления изменения финансовой системы России 36
3.3. Оптимизация финансовой системы России 38
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А. Финансовая система РФ 47
Приложение В. Основные параметры бюджетной системы РФ 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы моя.docx

— 319.63 Кб (Скачать)

Вместе  с тем тотальное самофинансирование – далеко не самый эффективный  способ организации финансовой структуры  экономики. С одной стороны, при  этом предложение финансирования не может адекватно реагировать  на спрос финансово-недостаточных  экономических агентов, т.е. экономика  остается относительно недофинансированной. С другой стороны, значительную часть  свободных остатков средств финансово-избыточных агентов невозможно задействовать  для финансирования экономического роста, и они объективно уходит в  спекулятивные операции.

В этой связи  на первый план выходит задача реструктуризации и укрепление банковской системы  с тем, чтобы она реально могла  осуществлять перелив капитала.

В практическом плане наиболее ответственная и  трудная часть реализации денежно-кредитной  политики - обеспечение потока банковского  кредита в реальный сектор экономики. Для повышения ликвидности реального  сектора экономики ему нужны  нормальные рыночные кредиты по нормальным рыночным ставкам. В то же время текущие  ставки банковских кредитов явно завышены по отношению к экономическим  возможностям реального сектора, что  существенно ограничивает масштабы кредитования производства. Ставки по банковским кредитам нельзя считать  полностью рыночными, потому что  в оценке кредитных рисков заложен  слишком высокий вес системного риска кредитования российской экономики российской банковской системой. Задача государства в данной ситуации – элиминировать системные риски, обеспечивая бесперебойное функционирование всей финансовой сферы.

Увеличение  потока финансовых ресурсов в реальный сектор одновременно означает увеличение потока долга реального сектора  в банковский. В этой связи главной задачей монетарных властей является организация оформления и структурирование соответствующих долговых обязательств, обеспечение поддержки их качества. Монетарные власти имеют достаточные возможности, чтобы через создание ряда новых институтов и инструментов повысить качество и структурировать обязательства реального сектора. Путем создания системы гарантий и поручительств вполне возможно ограничить кредитный риск, а рефинансирование центрального банка способно ограничить риск несбалансированной ликвидности.

Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение  информационного обеспечение финансового  рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору – долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его рефинансирование, не затрачивая на это избыточного времени и  средств.

Важным  элементом является также создание института экспертизы коммерческих проектов, возможно, имеющего иерархическую  структуру. При этом речь идет об институте, а не об учреждении, то есть соответствующие  функции могут быть распределены, например, между многочисленными  банками путем лицензирования деятельности по финансовой экспертизе.

В нашей  стране с нормативной точки зрения финансовой системы нет, она складывается стихийно, исходя из определенных интересов  исполнительной и других ветвей власти. Следовательно, нет и официальных  расходов на ее функционирование, их структуры  и т.д.

3.3 Оптимизация финансовой системы России

Главная цель развития финансовой системы  России на ближайшую перспективу - рост массового финансирования. В настоящее  время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

В кратко- и среднесрочном плане  массовое финансирование возможно на основе банковского кредита. Должная  финансовая трансформация силами финансового  рынка в современных российских условиях проблематична.

Развитие  доступного банковского кредитования также ограничивается действием целого ряда факторов, для элиминирования которых (в условиях ограниченных возможностей ускоренной капитализации банковского сектора) необходима в первую очередь корректировка сложившегося режима денежного предложения и создание механизмов рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.

Акцент  на развитие банковского кредита  не отрицает внимания к проблемам  финансового рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и отчасти новые  высокотехнологичные производства могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них  важна его индикативная функция. Во-вторых, есть большая группа финансовых агентов, изначально ориентированных  на рынок, это, прежде всего, финансовые институты с иностранным капиталом  и нарождающийся слой российских институциональных инвесторов. И  наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок, действительно, - основа финансового перераспределения.

Формирование  основных характеристик федерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2008-2010 годах» положениях бюджетной  стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному  и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете  критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной  зависимостью экономики и бюджета  от сырьевого сектора, которая создает  серьезные макроэкономические риски. Поступления из нефтегазового сектора  обеспечили в 2005 году около 38 % от доходов консолидированного бюджета и 50 % от доходов федерального бюджета (без учета погашения налоговой задолженности). Перед началом финансового кризиса благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжалось накопление средств - на начало 2007 года его объем составил 8,7 % ВВП. Механизм Стабилизационного фонда может служить страховым резервом. Для этого действующему в настоящее время Стабилизационному фонду недостает более полного зачисления конъюнктурных доходов бюджета: в первую очередь, вывозных пошлин на нефтепродукты и вывозных пошлин на природный газ. Для обеспечения долгосрочной сбалансированности создается Фонд будущих поколений. Общая величина таких доходов в долгосрочной перспективе по своей природе ограничена.

Особая  природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение  долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят  в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном  горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Важный  фактор, который необходимо учитывать  при оценке принципов бюджетной  политики на долгосрочную перспективу, составляет предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:

1) В ближайшие несколько десятилетий  физический объем добычи и  экспорта нефти и газа будет  намного уступать темпам роста  ВВП, составляя не более 2 % в год. Это приведет к сокращению доли нефтегазового сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития России, указанная доля сокращается с 21 % в 2006 году до 14,9 % в 2010 году. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в последующие годы.

2) Продолжение в среднесрочной  перспективе повышения курса  рубля (хотя и более медленными  темпами, чем в предыдущие годы).

3) Прогнозируемое снижение цен  на нефть с 61 долл. США в 2006 году и 55 долл. США в 2007 г. до 50 долл. США в 2010 году.

В результате существенно сокращаются  нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 году нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2 % ВВП, то в 2010 г. по прогнозам - они сокращаются до 5,3 % ВВП.

Согласно  долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления  в федеральный бюджет могут сократиться  за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких  цен на нефть 40-50 долл. США в ценах 2006 года) до уровня менее 4 % ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы ненефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 п.п. ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга. Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Величина  Резервного фонда составляет 10 % ВВП, что позволит обеспечить выполнение бюджетных обязательств при снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. США в течение трех лет.

Формирование  доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 и на период до 2010 года, основных направлений  налоговой и бюджетной политики на 2008 год и на период до 2010 года и  оценки поступлений доходов в  федеральный бюджет в 2007 году. Доходы федерального бюджета в 2007 году оказались на уровне 6249,2 млрд. рублей или 20,38 % к ВВП. При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающие в действие с 2008 года.

Формирование  доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, учитывало преобразование Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.

Указанное выше разделение потребовало иного  структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

При формировании нефтегазовых доходов  на 2008 год и на период до 2010 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в  части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть  сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.

Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета  составили: в 2008 году - 2 465,7 млрд. рублей (7,07 % к ВВП), в 2009 году и 2010 году ожидаются 2385,8 млрд. рублей (6,04 % к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35 % к ВВП) соответственно.

Изменение макроэкономических факторов в целом  приводит к снижению доходов федерального бюджета на 469,6 млрд. рублей

Оценивая  перспективы среднесрочного развития российской экономики в целом, следует  отметить, что если парадигма современной  экономической политики не изменится, то это неизбежно повлечет за собой  резкое снижение темпов роста российской экономики (2,5-3,0 % в год) вследствие исчерпания потенциала восстановительного роста и отсутствия импульсов для механизмов самодействия. Остаточный потенциал восстановительного роста, оцениваемый авторами в 5-6 %, и 2-3_процентный потенциал, генерируемый сделанными инвестициями, будут исчерпаны в течение ближайших 1,5-2 лет. В лучшем случае, к этому может добавиться 3-4 % потенциального прироста за счет снижения налогового бремени, что, впрочем, далеко не очевидно, поскольку в российской экономике до сих пор отсутствуют механизмы трансформации дополнительных доходов в эффективный спрос.

 

Заключение

Подводя итоги изложенному материалу, можно сказать, что финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система любого государства  включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные  потребности общества, охватывают своим  воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответствующих  денежных фондов;

б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности  развития государства в условиях перехода к рынку.

Информация о работе Финансовая система РФ