Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, а также её функции в экономике;
- обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы;

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы Российской Федерации
1.1. Сущность и функции финансовой системы 5
1.2. Структура и элементы финансовой системы РФ 9
1.3. Краткая характеристика сфер и звеньев финансовой системы РФ 14
Глава 2. Анализ финансовой системы России
2.1. Анализ звеньев финансовой системы РФ 21
2.2. Анализ динамики развития финансовой системы РФ 28
Глава 3. Направления изменения и развития финансовой системы России
3.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России в современных условиях 32
3.2. Направления изменения финансовой системы России 36
3.3. Оптимизация финансовой системы России 38
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А. Финансовая система РФ 47
Приложение В. Основные параметры бюджетной системы РФ 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы моя.docx

— 319.63 Кб (Скачать)

При этом предполагается, что основной функцией любой системы является

управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции 
экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Таким образом, финансовая система - это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

 

1.2. Структура и элементы финансовой системы РФ

Понятие «финансовая система» употребляется  в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет  упорядочить и целенаправленно  управлять элементами системы, отслеживать  и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

  • Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
  • Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
  • Единстве и взаимодействии подсистем;
  • Наличии специального обслуживающего аппарата;
  • Наличии собственной финансовой базы.

В зависимости от признака закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить её разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают  централизованные и децентрализованные  финансы (рис.1.1):

Рис. 1.1. Схема централизованных и децентрализованных финансов

Централизованные (государственные) финансы включают:

    • государственные бюджеты;
    • государственные социальные внебюджетные фонды;
    • государственный кредит;
    • государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

    • финансы коммерческих предприятий и организаций;

 

    • финансы некоммерческих организаций;

 

    • финансы домохозяйств.

 

Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и

используются  государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2. По сфере финансовых отношений  финансовая система РФ включает:

    • финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
    • финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
    • фонды страхования: государственного, частного;
    • финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно  представить следующим образом (рис. 1.2):

Рис. 1.2 Структура государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные  финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование  государственных и муниципальных  фондов денежных средств, необходимых  для выполнения общественных функций  и задач.

Государственные и муниципальные  финансы играют важную роль в решении  социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные  и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых  правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

3. Структура финансовой системы  РФ с точки зрения управления  включает:

    • основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
    • вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

4. Институциональная структура  финансовой системы РФ состоит  из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

    • комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
    • Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
    • Центральный банк Российской Федерации;
    • Счетную палату Российской Федерации;
    • Федеральную таможенную службу;
    • Федеральную службу по финансам и рынкам;
    • Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

      • комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
      • министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;
      • главные управления Банка России субъектов Федерации;
      • Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
      • Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
      • Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
      • Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне:

      • комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
      • управления (департаменты, отделы) финансов;
      • аппарат Департамента контроля Минфина России;
      • городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
      • городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
      • городские (районные) налоговые службы;
      • счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
      • городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих  субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

В основу построения финансовой системы  положены три основополагающих элемента:

1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы  выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между  государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;

2) территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;

 3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства.  Это обусловливает единую финансовую  политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

1.3. Краткая характеристика сфер  и звеньев финансовой системы  РФ

Финансовая  система РФ имеет свои особенности  при рассмотрении деления ее на подсистемы и звенья (Приложение А).

Определение понятия «финансовая система» по-разному трактуется различными авторами: известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам и правительствам. По мнению Л.А. Дробозиной финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка трактует финансовую систему как совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

С учетом изложенного можно рассматривать финансовую систему как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

По природе  своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение  стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.

Именно  роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого  объективного критерия классификации  финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы (рис. 1.3):

 

Рис. 1.3 Финансовая система государства

 

  1. финансы предприятий, учреждений и организаций;
  2. страхование;
  3. государственные финансы.

Внутри  каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости  от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние  на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как:

  1. финансы коммерческих предприятий;
  2. финансы некоммерческих организаций;
  3. финансы финансовых посредников.

В сфере государственных финансов:

  1. государственный бюджет;
  2. внебюджетные фонды;
  3. государственный кредит.

В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают:

  1. социальное страхование;
  2. имущественное и личное страхование;
  3. страхование ответственности;
  4. страхование предпринимательских рисков.

Среди ответвлений финансовой системы  огромное значение имеют финансы предприятий, учреждений и организаций, ведь именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

Ключевое место среди децентрализованных финансов занимают финансы коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком использования, владением имуществом и т.п.

Особое место в финансовой системе  развитых стран мира занимают финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные

Информация о работе Финансовая система РФ