Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, а также её функции в экономике;
- обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы Российской Федерации
1.1. Сущность и функции финансовой системы 5
1.2. Структура и элементы финансовой системы РФ 9
1.3. Краткая характеристика сфер и звеньев финансовой системы РФ 14
Глава 2. Анализ финансовой системы России
2.1. Анализ звеньев финансовой системы РФ 21
2.2. Анализ динамики развития финансовой системы РФ 28
Глава 3. Направления изменения и развития финансовой системы России
3.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России в современных условиях 32
3.2. Направления изменения финансовой системы России 36
3.3. Оптимизация финансовой системы России 38
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А. Финансовая система РФ 47
Приложение В. Основные параметры бюджетной системы РФ 48
средства, с лицами, нуждающихся в денежных средствах. Финансовые посредники приобретают и продают так называемые «финансовые продукты» (ссуды фирмам, закладные, акции компаний; чековый депозит, полисы страхования, паи и т.п.).
Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты. Федеральный бюджет - важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Бюджет субъекта РФ - это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург). Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.
Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Внебюджетные фонды используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения. Они управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.
В современном экономическом словаре даются следующие определения внебюджетных фондов:
1) денежные средства государства,
2) средства организаций,
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств, в полном объеме.
Обособленное
функционирование внебюджетных фондов
позволяет оперативно финансировать
важнейшие социальные мероприятия.
В отличие от государственного бюджета
расходование средств внебюджетных
фондов подлежит меньшему контролю со
стороны органов
Особенности и преимущества внебюджетных целевых фондов:
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения.
Государственный кредит в интерпретации некоторых авторов выступает как отдельное звено финансовой системы, другие же источники относят его к сфере государственных финансов.
Фактически,
это звено находится на стыке
двух видов денежных отношений: финансов
и кредита. Соответственно несет
в себе черты обеих категорий.
Носит государственный кредит, как
правило, добровольный характер, и характерными
признаками для него являются возвратность
и платность. В классических же формах
финансов движение финансовых потоков
происходит в одном направлении.
Государственный кредит представляет
собой денежные отношения между
государством, муниципалитетами с одной
стороны, и юридическими, физическими
лицами, иностранными государствами, международными
финансовыми организациями с
другой, по поводу получения займов,
предоставления кредита и гарантии,
а также обслуживает
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
В связи
с развитием рыночных отношений
появилась возможность
Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности.
Финансово-кредитная система - в макроэкономике - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки.
Кредитная
система - совокупность кредитных отношений,
форм и методов кредитования, а
также система кредитных
По этому
звену рассматривается
Банковская система - совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится центральный банк, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.
Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.), являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
От состояния
финансов предприятий зависит
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования.
В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
Глава 2. Анализ финансовой системы России
2.1. Анализ звеньев финансовой системы РФ
Все финансовые отношения классифицируются по двум признакам, на основе которых можно выделить составные звенья финансов:
I. В зависимости от того, где и кем создаются финансовые ресурсы, различают следующие элементы финансов:
1. общегосударственные финансы - это совокупность экономических отношений, в процессе которых формируются и используются централизованные фонды денежных средств для выполнения функций государства.
Звенья общегосударственных финансов: Федеральный бюджет, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
2. отраслевые финансы - это совокупность экономических отношений, в процессе которых предприятия и отрасли народного хозяйства формируют фонды денежных средств и используют их на расширение производства, социальное развитие трудовых коллективов и на удовлетворение общественных потребностей.
Звенья отраслевых финансов: Финансы министерств, ведомств, Финансы государственных предприятий, Финансы частных предприятий, Финансы общественных организаций, Финансы совместных предприятий, Финансы кооперативов.
3. региональные финансы - это совокупность экономических отношений, в процессе которых формируются и используются территориальные фонды денежных средств для удовлетворения потребностей республик, краев, областей, городов, районов.
Звенья
региональных финансов: Республиканские
бюджеты, Областные, краевые, городские
бюджеты, Местные бюджеты, Внебюджетные
фонды местного назначения, Денежные
фонды для совместного
II. В зависимости от роли субъектов хозяйствования в процессе воспроизводства различают следующие элементы финансовых отношений:
1. Финансы
предприятий, организаций,
1) финансы коммерческих организаций;
2) финансы некоммерческих организаций;
3) финансы общественных объединений.
2. Страхование, выделяет следующие звенья:
1) имущественное страхование;
2) личное страхование;
3) страхование ответственности.
3. Государственные
финансы, выделяют такие
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов РФ;
3) местные бюджеты;
4) внебюджетные фонды.
Все элементы и звенья финансов находятся во взаимосвязи, которая может быть одно- и двусторонней. Односторонними являются такие связи, в процессе которых существуют финансовые отношения только по получению средств или по их предоставлению. Двусторонние финансовые связи появляются тогда, когда существуют финансовые отношения, как по получению, так и по предоставлению денежных средств.
Рассмотрим динамику некоторых звеньев финансовой системы РФ.
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,4-34,6%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,6% до 37,1% к ВВП и дефицита с 3,1% до 2,5% к ВВП (Приложение В).
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,3% в 2011 году до 51,9% в 2014 году, в расходах - возрастет с 36 % в 2011 году до 38,5% в 2014 году.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году до 18,1% в 2014 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 25,9 % в 2011 году до 26,7% в 2014 году.
Доля
доходов консолидированных