Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, а также её функции в экономике;
- обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы;

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы Российской Федерации
1.1. Сущность и функции финансовой системы 5
1.2. Структура и элементы финансовой системы РФ 9
1.3. Краткая характеристика сфер и звеньев финансовой системы РФ 14
Глава 2. Анализ финансовой системы России
2.1. Анализ звеньев финансовой системы РФ 21
2.2. Анализ динамики развития финансовой системы РФ 28
Глава 3. Направления изменения и развития финансовой системы России
3.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России в современных условиях 32
3.2. Направления изменения финансовой системы России 36
3.3. Оптимизация финансовой системы России 38
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А. Финансовая система РФ 47
Приложение В. Основные параметры бюджетной системы РФ 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы моя.docx

— 319.63 Кб (Скачать)

 

В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 2.6):

Таблица 2.6

Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2011 год

(закон)

Прогноз

2012 год

2013 год

2014 год

Прирост к предыдущему году (расходы всего):

млрд. рублей

905,0

1 175,8

1 233,6

862,0

% (в номинальном выражении)

8,9

10,7

10,1

6,4

% (в реальном выражении)

2,3

4,4

4,4

1,4

Прирост к предыдущему году

(расходы без учета  компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов  РФ):

млрд. рублей

905,0

939,4

1 194,4

1 137,6

% (в номинальном выражении)

8,9

8,5

10,0

8,6

% (в реальном выражении)

2,3

2,4

4,3

3,5


 

 

Также рассмотрим структуру и динамику расходов федерального бюджета по разделам классификации  расходов (таблица 2.7).

  Таблица 2.7

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации  расходов*

млрд. рублей

 

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

10 212,4

10 385,1

101,7

10 844,6

104,4

11 749,1

108,3

Условно утвержденные

     

271,1

 

587,5

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

10 212,4

10 385,1

101,7

10 573,5

101,8

11 161,6

105,6

в том числе:

             

Общегосударственные вопросы 

838,7

809,1

96,5

753,8

93,2

723,4

96,0

Национальная оборона

1 264,4

1 433,5

113,4

1 573,3

109,8

2 025,6

128,7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 096,4

1 192,2

108,7

1 187,2

99,6

1 170,9

98,6

Национальная экономика 

1 583,4

1 611,8

101,8

1 615,7

100,2

1 554,7

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

197,6

202,0

102,2

83,3

41,2

74,9

89,9

Охрана окружающей среды

12,4

14,5

116,9

14,7

101,4

14,1

95,9

Образование

433,2

492,5

113,7

492,3

100,0

492,2

100,0

Культура и кинематография

67,1

74,5

111,0

74,4

99,9

74,4

100,0

Здравоохранение

340,9

375,6

110,2

395,9

105,4

356,1

89,9

Социальная политика

3 370,6

3 059,6

90,8

3 265,4

106,7

3 515,5

107,7

Физическая культура и спорт

74,8

75,8

101,3

62,9

83,0

56,9

90,5

Средства массовой информации

61,2

58,8

96,1

60,6

103,1

54,4

89,8

Обслуживание государственного и  муниципального долга

280,3

386,2

137,8

505,2

130,8

584,8

115,8

Межбюджетные трансферты общего характера

591,3

598,8

101,3

488,6

81,6

463,7

94,9


 

 

 

 

 

Глава 3. Направления изменения и развития финансовой системы России

3.1. Задачи в области  стабилизации финансовой системы  России в современных условиях

Нестабильная ситуация в российской экономике, сложившаяся в силу многих обстоятельств, таких как внешнеэкономическая  конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с промышленным развитием  страны и многие другие, а также  в последнее время влияние  мирового финансового кризиса, оказывает  негативное влияние на экономику  нашей страны, и, конечно, на состояние  финансовой системы.

В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка  всей системы финансовых отношений  в стране.

Государственные финансы, прежде всего  бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Современная бюджетная система  России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное  устройство.

Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система  России все еще достаточно противоречива  и требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных  отношений:

  • Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
  • Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
  • Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.

Для преодоления  указанных проблем необходимо осуществить  следующие задачи: 

  1. устранить неясности в Бюджетном кодексе;
  2. предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);
  3. создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;
  4. просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам;
  5. увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Другими проблемами бюджетной системы России являются:

  • высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
  • действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
  • тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
  • принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
  • доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.;
  • недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Эти проблемы решаются путем:

  1. Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
  2. Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
  3. Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
  4. Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
  5. Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
  6. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация «подпитывается» и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности [33].

В-шестых, необходимо последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.

Все названные  меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.

Итак, можно сказать, что только при комплексном подходе к  проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно  добиться желаемых результатов, т. е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

 

 

 

 

3.2 Направление изменения  финансовой системы страны

 

В современной  рыночной экономике существуют два  способа перераспределения финансовых ресурсов и, соответственно, два типа организации финансовой структуры  экономики:

- Экономика  финансовых рынков (система экзогенного  предложения денег) - система американского  типа с преобладанием финансирования  через финансовые рынки; 

- Экономика  задолженности (система эндогенного  предложения денег) – система  французского (японского) типа с  преобладанием финансирования через  банковский кредит.

Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно  высокие требования к самим рынкам (к качеству соответствующих институтов и инструментов), а также к циркулирующей  рыночной информации и способности  отдельных рынков к ее усвоению. Для эффективного перераспределения  через рынок необходимо, чтобы  инвесторы располагали достаточно полной и достоверной информацией  по долговым обязательствам, выставляемым на продажу на рынке, и могли должным  образом сопоставлять между собой  отдельные обязательства по ценам, по ликвидности, по качеству – долги, выставляемые на рынок, должны быть хорошо структурированы. Кроме того, чтобы  указанные сопоставления были возможны, необходимы устойчивые ожидания основных параметров общеэкономического процесса, по крайней мере, на среднесрочную  перспективу.

В сегодняшней  России, где рынки только начинают складываться, коммерческие долги не структурированы, а их качество слабо  поддается оценке. Поэтому ожидать  высокую эффективность перераспределительных функций финансового рынка не приходится.

Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо больше возможностей регулирования  в оперативном плане, менее восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не ограничивает возможностей трансформации ресурсов (при адекватном участии кредитора в последней  инстанции – Центрального банка). Поэтому в ближайшие годы эффективная организация финансирования в России предполагает доминирование банковских форм финансового перераспределения.

Вместе  с тем, последние события в  финансовом секторе экономики резко  обострили проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время  она не в состоянии нормально  выполнять свою перераспределительную функцию, а, следовательно, и не может организовать нормальное финансовое обеспечение экономического роста. В то же время и финансовые рынки (за исключением валютного рынка) практически не функционируют и также не способны на перераспределение финансовых ресурсов в значимых масштабах.

Информация о работе Финансовая система РФ