Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, а также её функции в экономике;
- обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы;

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы Российской Федерации
1.1. Сущность и функции финансовой системы 5
1.2. Структура и элементы финансовой системы РФ 9
1.3. Краткая характеристика сфер и звеньев финансовой системы РФ 14
Глава 2. Анализ финансовой системы России
2.1. Анализ звеньев финансовой системы РФ 21
2.2. Анализ динамики развития финансовой системы РФ 28
Глава 3. Направления изменения и развития финансовой системы России
3.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России в современных условиях 32
3.2. Направления изменения финансовой системы России 36
3.3. Оптимизация финансовой системы России 38
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А. Финансовая система РФ 47
Приложение В. Основные параметры бюджетной системы РФ 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы моя.docx

— 319.63 Кб (Скачать)

Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования  РФ в период с 2004 по 2010гг. (млрд. руб):

2004 год – доходы: 153,9; расходы: 140,6;

2005 год – доходы: 186,70; расходы: 165,3;

2006 год – доходы: 218,9; расходы: 208,2;

2007 год – доходы: 295,4; расходы: 303,1;

2008 год – доходы: 360,5; расходы: 379,4;

2009 год – доходы: 440,0; расходы: 448,5;

2010 год – доходы: 463,8; расходы: 491,2.

По этим данным видно, что доходы и расходы к 2010 году значительно выросли.

 Далее рассмотрим направления межбюджетных трансфертов — средств межбюджетного регулирования, заключающихся в передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой (из федерального бюджета в Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ).

 

Основные  направления межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, представлены в таблице 2.1:

Таблица 2.1

Межбюджетные  трансферты бюджету Фонда социального  страхования 

Российской  Федерации

млрд. рублей

 

2011 год (закон)

2012 год

2013 год

2014 год

проект

в % к преды-дущему году

проект

в % к преды-дущему году

проект

в % к преды-дущему году

Всего

83,2

76,5

91,9

79,6

104,1

82,9

104,1

в том числе:

             

Компенсация выпадающих доходов в  связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для  отдельных категорий плательщиков

5,4

6,3

116,7

5,6

88,9

5,6

100,0

Покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

11,3

-

-

-

-

-

-

Администрируемые расходы:

66,5

70,2

105,6

74,0

105,4

77,3

104,5

Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим обязательному  социальному страхованию

49,3

52,3

106,1

55,2

105,5

57,9

104,9

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

9,0

9,0

100,0

9,0

100,0

9,0

100,0

Выплата пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию

5,7

6,0

105,3

6,3

105,0

6,6

104,8

Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации

1,4

1,5

107,1

1,6

106,7

1,7

105,0

Оплата четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми инвалидами

1,1

1,4

127,3

1,9

135,7

2,1

110,5

Кроме того, зарезервированные бюджетные  ассигнования на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

-

85,7

-

88,3

115,8

93,5

106,1


 

В составе  межбюджетных трансфертов бюджету  Фонда социального страхования  Российской Федерации предусматриваются  средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением  пониженного тарифа страховых взносов  для отдельных категорий страхователей.

В настоящее  время складывается сложная ситуация с обеспечением сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Значительное увеличение размеров пособий начиная с 2010 года, вызванное решениями, обусловленными Федеральным законом от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ, регулирующими порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком, привело к значительному росту расходов на их выплату и увеличению дефицита бюджета Фонда.

В связи  с этим, на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации зарезервированы средства федерального бюджета: 85,7 млрд. рублей в 2012 году, 88,3 млрд. рублей в 2013 году и 93, 5 млрд. рублей в 2014 году.

В дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию  механизма исчисления названных  пособий, направленного на оптимизацию  расходов на их выплату.

Основные  направления расходования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования, представлены в таблице 2.2:

 

 

 

Таблица 2.2

Межбюджетные  трансферты бюджету Федерального фонда  обязательного медицинского страхования 

млрд. рублей 

 

2011 год (закон)

2012 год

2013 год

2014 год

проект

в % к преды-дущему году

проект

в % к преды-дущему году

проект

в % к преды-дущему году

Всего

21,2

23,3

109,9

18,8

80,7

18,8

100,0

в том числе:

             

Компенсация выпадающих доходов бюджета  Фонда в связи с установлением  пониженных тарифов страховых взносов  для отдельных категорий плательщиков

16,3

18,4

112,9

18,8

102,2

18,8

100,0

Администрируемые расходы:

4,9

4,9 

100,0 

0,0 

0,0 

-

Проведение диспансеризации пребывающих  в стационарных учреждениях детей-сирот  и детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации

0,9

0,9

100,0

-

-

-

-

Проведение дополнительной диспансеризации  работающих граждан

4,0

4,0

100,0

-

-

-

-


 

 

В составе  межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Федерального фонда обязательного  медицинского страхования в 2012 году, учитываются расходы на проведение диспансеризации находящихся в  стационарных учреждениях детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, и на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. С 2013 года финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работающих граждан  и проведение дополнительной диспансеризации  детей-сирот будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

В составе  межбюджетных трансфертов бюджету  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования предусматриваются  средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением  пониженного тарифа страховых взносов  для отдельных категорий страхователей:  
18,4 млрд. рублей в 2012 году и 18,8 млрд. рублей в 2013 – 2014 годах ежегодно.

Основные  направления межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета, передаваемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, представлены в таблице 2.3:

Таблица 2.3

Межбюджетные  трансферты бюджету Пенсионного  фонда 

Российской  Федерации

млрд. рублей

 

2011 год (закон)

2012 год

2013 год

2014 год

проект

в % к преды-дущему году

проект

в % к преды-дущему году

проект

в % к преды-дущему году

Всего

2 341,7

2 621,8

112,0

2 857,1

109,0

3 150,1

110,3

в том числе на:

             

Пенсионное обеспечение

1 794,3

2 045,6

114,0

2 246,1

109,8

2 507,9

111,7

из них:

             

Покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

875,9

1 060,1

121,0

1 192,7

112,5

1 355,7

113,7

Валоризация пенсионных прав граждан

527,7

570,9

108,2

626,5

109,7

685,2

109,4

Выплата пенсий по государственному пенсионному  обеспечению

278,4

286,5

102,9

313,7

109,5

353,8

112,8

Компенсация выпадающих доходов в  связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

69,6

78,7

113,1

56,4

71,7

56,4

100,0

Федеральная социальная доплата к  пенсии

34,5

38,5

111,6

42,9

111,4

42,9

100,0

Возмещение расходов по нестраховым периодам

3,2

3,5

109,4

3,9

111,4

3,9

100,0

Софинансирование формирования пенсионных накоплений

5,0

7,5

150,0

10,0

133,3

10,0

100,0

Администрируемые расходы

547,4

576,2

105,3

611,0

106,0

642,2

105,1

из них:

             

Осуществление ежемесячных денежных выплат

365,3

378,5

103,6

397,6

105,0

417,3

105,0

Предоставление материнского (семейного) капитала

120,8

132,7

109,9

144,1

108,6

151,3

105,0

Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными  гражданами

40,4

44,0

108,9

49,3

112,0

54,2

109,9

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан

10,0

8,9

89,0

8,0

89,9

7,2

90,0

Выплата социального пособия на погребение

0,2

0,26

105,0

0,3

147,6

0,3

106,5

Иные социальные выплаты

10,7

11,8

110,3

11,7

99,1

11,9

101,7


 

В 2012-2014 годах трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и социальные пособия будут увеличиваться  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Средний размер трудовой пенсии возрастет с 8,5 тыс. рублей в 2011 году до 9,3 тыс. рублей в 2012 году, 10,2 тыс. рублей в 2013 году и  11,1 тыс. рублей в 2014 году.

Средний размер социальных пенсий возрастет  с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году.

2.2 Анализ динамики развития  финансовой системы РФ

Деятельность  государства в области финансов реализуется, прежде всего, при выполнении им следующих функций:

1)  распределительной, которая на государственном уровне связана с:

* межотраслевым  и территориальным перераспределением  средств в интересах большей  эффективности и рационального  использования национального дохода;

* наличием  наряду с производственной непроизводственной  сферы, в которой национальный  доход не создается (обучение, социальное страхование, здравоохранение);

* перераспределением  доходов между различными социальными  группами населения (малоимущие, многодетные и т. д.).

2) контрольной, которая проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода. Реализуется эта функция через систему органов исполнительной власти.

3) стимулирующей - состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов и методов может оказать воздействие на развитие предприятия, целых отраслей и экономики в целом. Как уже говорилось, финансы - экономическая и правовая категория, т. е. конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т. д.

Для того чтобы пополнить централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, государство использует систему  специальных методов обязательных и добровольных платежей. Это, во-первых, налоги, сборы, пошлины; во-вторых, кредит (государственный и банковский); в-третьих, страхование; в-четвертых, эмиссия денег.

Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 2.4):

Таблица 2.4

Основные  характеристики федерального бюджета  на 2010-2014 годы

млрд. рублей

 

 

2010 год (отчет)

2011 год

(закон)

проект

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы, всего 

8 305,4

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

%% к ВВП

18,5

19,3

18,5

18,4

18,0

Расходы, всего 

10 117,5

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

%% к ВВП

22,5

20,7

21,2

21,2

20,3

в том числе условно утверждаемые

     

335,8

714,7

%% к общему объему расходов

0,0

0,0

0,0

2,5

5,0

Дефицит

-1 812,1

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-4,0

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3


 

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 2.5):

 

Таблица 2.5

Динамика доходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель

2010 год 

(отчет)

2011 год (закон)

проект

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы, всего 

8 305,4

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

в %% к ВВП

18,5

19,3

18,5

18,4

18,0

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

3 830,7

5 228,2

4 942,2

5 228,6

5 444,3

в %% к ВВП

8,5

9,8

8,6

8,2

7,7

7,7

Ненефтегазовые доходы

4 474,7

5 075,2

5 685,6

6 458,9

7 201,2

в %% к ВВП

10,0

9,5

9,9

10,2

10,3

10,2

Доля в общем объеме доходов, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

46,1

50,7

46,5

44,7

43,1

Ненефтегазовые доходы

53,9

49,3

53,5

55,3

56,9

Информация о работе Финансовая система РФ