Финансовая политика и финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Важное значение в условиях рынка для предприятия имеет финансовый менеджмент. ФМ – процесс управления денежным оборотом, формированием финансовых ресурсов организации.
Его задачами является
• планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятия;
• принятие обоснованных решений по инвестированию средств; •
• координация финансовой деятельности всех подразделений;
• проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.

Содержание

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1. Финансовая политика с точки зрения экономической теории 3
1.2. Финансовая стратегия 12
1.3. Финансовая стратегия как проекция общей стратегии развития 21
ТЕМА 2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 28
2.1.Финансовая стратегия и планирование 28
2.2 Задачи финансового прогнозирования на предприятии 38
2.3 Основные цели прогнозирования 39
2.4. Период прогнозирования, варианты прогнозов 40
2.5 Финансовый план-прогноз 42
2.6 Корпоративное налоговое планирование и налоговый менеджмент 44
ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 57
Заключение 67
Список использованной литературы 69

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 689.00 Кб (Скачать)

13. Договор комиссии

По договорам комиссии работают все более-менее серьезные сети розничных магазинов Москвы. Хотя договор комиссии не всегда интересен поставщику, да и трудоемок в учете. По договору комиссии комиссионер (магазин) принимает на реализацию товар комитента (оптовика), обязуется продать товар, а полученные деньги перечислить комитенту и предоставить отчет об исполненном. Право собственности на товар не переходит к комиссионеру, а значит, он не платит налог на имущество. Не платит комиссионер и НДС независимо от сроков получения выручки и перечисления комитенту. Комиссионер платит налоги (НДС, на прибыль, на пользователей автодорог) только со своего вознаграждения, которое ему перечислит комитент.

Договор комиссии делает возможным уход от уплаты налога с продаж (а у солидных магазинов это несколько миллионов долларов в год). Так, например, если комитент является субъектом налогообложения того региона, где региональный налог с продаж не установлен (например, Чечня), а комиссионер работает по упрощенной системе налогообложения («упрощенка») в Москве, то налог с продаж не должны платить ни первый, ни второй. Комиссионер не уплачивает налог с продаж, т.к. он освобожден от уплаты всех налогов кроме единого налога на доход с субъектов малого предпринимательства и ЕСН. А комитент не платит налог с продаж, т.к. в регионе его регистрации такой налог не установлен.


ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Коммерческие предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе самостоятельно определять свою финансовую политику.

Финансовые ресурсы коммерческой организации - это денежные доходы и поступления, находящиеся в его распоряжении и направляемые на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление. Они отражаются в бухгалтерском балансе (на определенную дату) и в сводном финансовом бюджете предприятия (в целом за планируемый период).

Финансовые ресурсы по источнику формирования могут быть:

собственные, привлеченные и заемные,

по способу привлечения внешние и внутренние.

Привлекаемые ресурсы состоят из:

   акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);

   ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);

   кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);

   реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).

Собственные финансовые ресурсы предприятия включают: первоначальные взносы учредителей предприятия и накопления, направленные на финансирование капитальных вложений за счет результатов хозяйственной деятельности. Денежная часть взносов собственников предприятия первоначально вкладывается в приобретение основных фондов. В последующем на эту цель используются накопления, образовавшиеся у предприятия в результате хозяйственной деятельности. В первую очередь к ним относятся амортизационные отчисления, получаемые в составе выручки от реализации продукции и прибыль.

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов относят:

-         уставный капитал;

-         добавочный капитал;

-         прибыль;

-         амортизационный фонд;

Уставный капитал - это стартовый капитал, необходимый предприятию для осуществления финансово-хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Вклады в уставный капитал подразделяются на вклады денежными средствами и вклады имуществом, передаваемым участником в счет погашения своих обязательств по вкладу. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы, бюджетные средства.

Добавочный капитал образуется в результате прироста стоимости имущества, выявленной в результате переоценки; получение эмиссионного дохода (от дополнительной эмиссии акций, продажи акций выше номинала); безвозмездное получение ценностей или имущества от других предприятий и лиц (как правило, носят строго целевой характер).

Прибыль - финансовый результат деятельности, полученный коммерческой организацией за отчетный период (в случае превышения доходов над расходами).

Из прибыли формируются резервный фонд, фонд накопления фонд потребления.

Резервный фонд образуется за счет отчислений от прибыли в размере, который определяется уставом организации для покрытия убытков, а в акционерных обществах для погашения облигаций общества и выкупа их акций в случае отсутствия иных средств.

В более широком смысле резервный фонд коммерческой организации должен использоваться в соответствии с мировой практикой в двух направлениях:

-         при недостатке оборотных средств - на формирование производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции;

-         при достаточности оборотных средств - на краткосрочные финансовые вложения (на счет в банках, в ценные бумаги)

Фонд накопления формируется за счет отчислений от прибыли для развития производства.

Фонд потребления - это денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников коммерческой организации.

Он состоит из:

-         фонда социального характера;

-         прочих фондов потребления.

Фонды социального характера формируются за счет чистой прибыли, их формирование оформлено решением собственника или учредителей - надбавки к пенсии за счет прибыли, страховые платежи, взносы на добровольное медицинское страхование, расходы по путевкам и т.п.

Амортизационный фонд предназначен для простого воспроизводства основных фондов.

Привлеченные финансовые ресурсы носят двойственный характер, так как, с одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия, а с другой - принадлежат его работникам (дивиденды и фонд потребления).

К привлеченным финансовым ресурсам относят: дивиденды и другие выплаты учредителям, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов и платежей.

Выплата дивидендов учредителям осуществляется из чистой прибыли по результатам производственно-финансовой деятельности коммерческой организации.

Доходы будущих периодов - это привлеченные средства, доход от которых планируется через определенный период времени.

Резервы предстоящих расходов и платежей - это привлеченные средства, погашение которых планируется через определенный период времени.

Заемные финансовые ресурсы - это средства, которые используются на условиях возвратности, срочности и платности.

Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. К заемным финансовым ресурсам относят:

-         кредиты банков;

-         займы юридических и физических лиц;

-         коммерческие кредиты;

-         факторинг;

-         лизинг;

-         кредиторская задолженность;

-         прочие.

В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств.

Заемные финансовые ресурсы могут привлекаться от коммерческих банков, государственных и муниципальных органов, частных физических и юридических лиц и др.

Кредиты банков - это средства, которые предоставляют банковские организации физическим и юридическим лицам на определенный срок с уплатой определенных процентов за пользование средствами.

Займы юридических и физических лиц - средства, которые предоставляются в пользование на определенных условиях, как правило, с уплатой за их пользование определенных процентов.

Коммерческий кредит - это финансово-хозяйственные отношения между юридическими лицами при реализации продукции или услуг с отсрочкой платежа.

Факторинг- это особая форма кредита, при которой банковская организация скупает платежные требования какой либо организации и сама получает по ним платежи.

Лизинг - долгосрочная аренда движимого и недвижимого имущества, предусматривающая в определенных случаях последующий выкуп арендованных объектов.

Кредиторская задолженность - это задолженность по товарам, работам и услугам, по выданным векселям, по полученным авансам, по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, по оплате труда, перед дочерними предприятиями, с другими кредиторами.

Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам выглядит следующим образом.

По целям привлечения:

- заемные средства, привлекаемые для обеспечения воспроизводства необоротных активов;

-  заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов;

-  заемные средства, привлекаемые для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей.

По источникам привлечения:

-  заемные средства, привлекаемые из внешних источников;

-  заемные средства, привлекаемые из внутренних источников (внутренняя кредиторская задолженность).

По периоду привлечения:

- заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более 1 года);

- заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (до 1 года).

По форме привлечения:

-  заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит);

-  заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг);

-  заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит);

-  заемные средства, привлекаемые в иных материальных или нематериальных формах.

По форме обеспечения:

-  необеспеченные заемные средства;

-  заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантией;

-  заемные средства, обеспеченные залогом или закладом.

2. Способы долгосрочного финансирования бизнеса

В условиях долгосрочной финансовой политики используют долгосрочные виды финансовых ресурсов:

 Самофинансирование и бюджетное финансирование хозяйствующих субъектов;

 Эмиссия долгосрочных ценных бумаг (в том числе акций и облигаций);

 Долгосрочные кредиты (например, ипотека)

 Лизинг,

 а так же другие виды финансовых ресурсов долгосрочного характера.

Долгосрочные источники, как правило, требуют особого подхода и направлены на финансирование долгосрочных инвестиций (например, капитальных вложений).

Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше, чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т. д.

Общаясь с потенциальным инвестором, финансовый директор должен понимать, какие из аспектов деятельности компании в первую очередь волнуют его партнера. А это зависит от характера инвестора. Так, стратегическим инвесторам, которые берут контроль над компанией на долгосрочную перспективу, интересно, кем являются другие акционеры организации, какова их репутация, «с кем им сидеть в совете директоров». Прозрачность и корпоративное управление для них не так важны. Они считают, что, присутствуя в совете директоров, смогут повлиять на эти два показателя и увеличить стоимость компании. Кроме того, стратегические инвесторы оценивают потенциал отрасли, в которой работает компания.

Таким образом, инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта – совокупность характеристик, позволяющая инвестору оценить насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других.

В результате перед субъектом возникает задача улучшения своей инвестиционной привлекательности как в краткосрочном так и в долгосрочном периоде. В этой связи, руководству хозяйствующего субъекта необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.

С другой стороны в непосредственной связи с первой задачей перед обществом неизменно возникает вторая.

Информация о работе Финансовая политика и финансовое планирование на предприятии