Финансовая политика и финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Важное значение в условиях рынка для предприятия имеет финансовый менеджмент. ФМ – процесс управления денежным оборотом, формированием финансовых ресурсов организации.
Его задачами является
• планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятия;
• принятие обоснованных решений по инвестированию средств; •
• координация финансовой деятельности всех подразделений;
• проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.

Содержание

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1. Финансовая политика с точки зрения экономической теории 3
1.2. Финансовая стратегия 12
1.3. Финансовая стратегия как проекция общей стратегии развития 21
ТЕМА 2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 28
2.1.Финансовая стратегия и планирование 28
2.2 Задачи финансового прогнозирования на предприятии 38
2.3 Основные цели прогнозирования 39
2.4. Период прогнозирования, варианты прогнозов 40
2.5 Финансовый план-прогноз 42
2.6 Корпоративное налоговое планирование и налоговый менеджмент 44
ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 57
Заключение 67
Список использованной литературы 69

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 689.00 Кб (Скачать)

 определение главной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор направлений финансовых действий и маневрирование для достижения преимущества над конкурентами;

 создание и подготовку стратегических резервов;

 ранжирование и поэтапное достижение целей.

Формирование и реализация финансовой стратегии как основы финансового планирования предприятия базируются на использовании инструментов:

 финансового управления — финансовый анализ, бюджетирование, финансовый контроль;

 рынка финансовых услуг — факторинг, страхование, лизинг.

Разработка финансовой стратегии — это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями.

В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

Этапы формирования ФС фирмы:

1. Определение общего периода формирования ФС

2. Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансовых рынков, влияющих на рыночное положение фирмы

3. Формирование стратегических целей деятельности предприятия

4. Конкретизация целевых показателей по периодам реализации

5. Разработка финансовой политики (как формы реализации ФС) по отдельным аспектам деятельности предприятия

6. Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению и реализации ФС

7. Оценка эффективности ФС

Разработки стратегии включает осуществление нескольких этапов:

1. Оценка долгосрочных перспектив.

2. Прогноз развития.

3. Осознание цели.

4. Анализ сильных и слабых сторон.

5. Обобщение стратегических альтернатив.

6. Разработка критериев оптимизации.

7. Выбор оптимальной стратегии.

8. Планирование мероприятий.

После выработки общей финансовой стратегии корпорации специальные подразделения в соответствии со стратегией корпорации, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии корпорации. Такой подход позволяет, с одной стороны, "директировать" деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности корпорации в единое русло (директрису или вектор) в соответствии с миссией корпорации, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту корпорации планировать развитие прочих направлений деятельности.

Типы финансовой стратегии:

1. Выживание

2. Планирование оздоровления неплатежеспособного предприятия

3. Стабилизация финансово-экономического состояния предприятия

4. Рост объема продаж

5. Экспансионизм

6. Глобализация деятельности фирмы

В процессе разработки стратегии прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.).

Внутри корпоративных финансовых инструментов реализации стратегию развития обеспечивают методы финансового планирования и управления предприятием:

«гибкого бюджета»,

процента от продаж,

анализа безубыточности,

управления расходами, а также

ситуационные планы.

Метод «гибкого бюджета» предусматривает определение капитальных затрат по проектам программы развития не в виде фиксированных сумм, а в виде нормативов расходов, используемых как базу определения показателей деятельности предприятия.

Метод процента от продаж используется для получения по каждому элементу прогнозируемого бюджета и уровня прибыли с запланированных объемов продаж. В качестве отправных процентных отношений выбираются отношения, которые имеют место в текущей деятельности, полученные по ретроспективным или прогнозным данным.

Метод безубыточности (break-even-point) — метод анализа точки разрыва — разрешает:

 определить объемы производства и продажи, которые удовлетворяют условиям безубыточности;

 получить информацию для определения размера прибыли, обеспечивать гибкость долгосрочных финансовых планов за счет возможностей вариации расходов, цен, объемов продажи.

Метод управления расходами, в основе которого лежат три принципа: полуфабрикатный метод учета расходов, системно-составляющая деятельность главного экономического управления предприятием и использование мотивационных установок отдельных производств (сегментов деятельности), которые выделены в самостоятельные центры ответственности. Данный метод эффективно используется для уже постоянной номенклатуры предприятия и может распространяться на управление расходами по крупным контрактам. Каждый центр ответственности может принимать участие в одном или нескольких контрактах предприятия.

В современных условиях наиболее эффективной стратегией развития для крупных предприятий является стратегия диверсификации. Суть ее в том, что деятельность разнообразных подразделений предприятия организуется в разных областях, что усиливает его конкурентные позиции. Предприятия, особенно работающие в стратегически важных для экономики страны областях, должны формировать собственные финансовые механизмы и инструменты, исходя из особенностей как каждого контракта, так и конкретных условий рыночной среды: законодательной базы, конъюнктуры рынка и других факторов. Качественно разработанные и реализованные механизмы финансовой стратегии, как правило, обеспечивают синергетический эффект: сформированные в результате льготы и преференции для предприятия ведут, в конечном счете, к более крупному суммарному результату для экономики государства в целом (платежи в бюджет на всех уровнях, занятость работников предприятия, развитие потенциала предприятия).

 

1.3. Финансовая стратегия как проекция общей стратегии развития

 

Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления коммерческим предприятием (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).

Сбалансированная система показателей (Balanced ScoreCard, BSC) - ССП

В 1992-1996 гг. профессор Гарвардской школы бизнеса Роберт Каплан и консультант по управлению Дэвид Нортон предложили методику в виде сбалансированной системы показателей деятельности предприятия (ССП).

Задача методики ССП – трансформация инициатив компании в четкую и всем понятную систему показателей.

ССП включает 4 группы (блока, направления) показателей:

1. Финансы – экономика.

2. Рынок – клиенты - маркетинг.

3. Бизнес–процессы - производство.

4. Перспективы развития (инфраструктура – персонал) - инновации.

Все показатели ССП через цепь причинно-следственных связей должны быть согласованы с финансовыми целями.


 

1. Реализуя любые стратегические цели, фирме необходимо, прежде всего, разрабатывать финансовые показатели. Чаще всего в основе - показатель рентабельности собственного капитала или рентабельность активов.

2. Определяется рыночная стратегия компании – перспективы взаимоотношений с клиентами, которые позволят обеспечить достижение запланированных финансовых целей. Выход на рынки связан с разработкой конкретной ценовой стратегии.

3. Прорабатываются составляющие бизнес-процессов. Определяется, какие бизнес-процессы необходимы для реализации данной ценовой стратегии и в более широком плане – для реализации рыночной стратегии компании. Успешная реализация стратегии, основанной на конкретных бизнес-процессах, позволяет эффективно достигать финансовых целей. Для освоения новых бизнес-процессов необходимы дополнительные финансовые ресурсы.

4. Реализация бизнес-процессов невозможна без соответствующей инфраструктуры и квалифицированного персонала.

ССП требует координации многих решений и в конечном счете работает на увеличение рыночной стоимости компании.

Бизнес как взаимодействие 4-5 проекций (перспектив)

Постановка сбалансированной системы динамичных показателей реализации стратегии на предприятиях должна осуществляться в несколько этапов:

• разработка сбалансированной системы показателей – превращение перспективных планов и стратегии в совокупность целей и мероприятий. После разработки система должна быть интегрирована в управленческий процесс;

• сцепление – увязка всех иерархических уровней (от высшего управленческого звена до вспомогательных звеньев) путем выстраивания соответствующих целей и показателей, организация стратегической коммуникации, обеспечение компенсации за инициативные решения;

• планирование – определение путей достижения во времени запланированных результатов через конкретные плановые задания, распределение ресурсов, проектирование стратегических мероприятий;

• обратная связь и обучение – тестирование теоретической базы стратегии и обновление последней с отражением полученных знаний.

На первом этапе происходит определение единой стратегии, миссии и видения развития организации путем проведения опроса руководства предприятий. Руководство организации должно иметь четкие представления о своей стратегии и того, чего они хотят добиться в результате ее осуществления.

Хорошо разработанная стратегия должна включать в себя описание текущего положения организации и желаемый результат. Стратегические цели должны быть понятными, реально достижимыми и измеримыми. Стратегия не должна быть излишне детализированной. Все подробности достижения желаемого результата должны быть прописаны в документах более низкого уровня.

Сформулировав количественные цели по разным направлениям, сбалансированной системы динамичных показателей реализации стратегии с помощью инструментов внесения изменений позволяет определить наиболее короткий и эффективный путь для достижения задач, а также целей, дающих максимальный эффект.

В итоге определенная стратегия должна быть сформирована в виде взаимосвязанных целей и показателей. Для использования на предприятиях предлагается использовать четыре проекции:

1) проекция финансовой стратегии;

2) проекция клиентов;

3) проекция внутренних бизнес-процессов;

4) проекция обучения и развития персонала.

При этом для каждой из четырех перспектив необходимо выделить примерно равное число показателей, с некоторым увеличением в части производственной проекции: финансы – 4-5 показателей; клиенты – 4-5 показателей; внутренние бизнес-процессы – 8-10 показателей; обучение и развитие – 4-5 показателей.

 

Таблица 3.1. – Проекция финансовой стратегии – ключевые показатели.

Показатели

Сущность показателей

1. Коэффициент эффективности осуществляемых инвестиций

Отражает эффективность производимых предприятием инвестиций (в процентах прироста рентабельности совокупного капитала)

2. Коэффициент эффективности использования дебиторской задолженности

Отражает относительную эффективность использования дебиторской задолженности на предприятии (в процентах прироста рентабельности совокупного капитала)

3. Коэффициент эффективности использования уставного капитала

Отражает эффективность использования уставного капитала относительно рентабельности совокупного капитала

4. Коэффициент эффективности использования заемных средств

Отражает относительную эффективность использования привлекаемых предприятием кредитов и займов

5. Коэффициент эффективности использования кредиторской задолженности

Отражает относительную эффективность использования кредиторской задолженности на предприятии


 

Таблица 3.2. – Проекция клиентов – ключевые показатели

Показатели

Сущность показателей

1. Доля рынка

Отражает долю предприятия на данном рынке (с точки зрения количества клиентов, затраченных денежных средств или объема проданных товаров

2. Расширение клиентской базы

Оценивает в абсолютных или относительных единицах показатель, отражающий расширение клиентской базы предприятия, которое привлекает или завоевывает клиентов

3. Сохранение клиентской базы

Оценивает в абсолютных или относительных единицах показатель, отражающий сохранение имеющейся клиентской базы предприятия

4. Удовлетворение

потребностей клиентов

Оценивает степень удовлетворенности клиента в соответствии со специальными критериями результатов деятельности

5. Прибыльность клиента

Оценивает чистую прибыль от клиента или сегмента рынка, после того как осуществлены затраты на их поддержание

Информация о работе Финансовая политика и финансовое планирование на предприятии