Доходы от реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 02:08, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучить роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов и рассмотреть основные особенности планирования выручки на предприятии.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
изучить роль выручки в формировании финансовых результатов предприятия;
рассмотреть особенности планирования выручки на предприятии;
проанализировать факторы, которые влияют на величину выручки.

Содержание

Ведение 3
I. Теоретическая часть 5
1. Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов предприятия 5
1.1. Понятие выручки и методы определения выручки от реализации продукции 5
1.2. Финансовый результат от реализации продукции 10
2. Планирование и распределение выручки от реализации продукции 12
2.1. Методы планирования выручки от реализации продукции 12
2.2. Распределение выручки от реализации продукции 18
3. Факторы роста выручки от реализации продукции и организации работы финансовых служб предприятия по обеспечению выполнения плана выручки от реализации 19
II. Расчетная часть 25
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

     Между этими методами имеется существенная разница. В первом случае (метод начислений) моментом реализации и, следовательно, образования выручки считается  дата отгрузки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы. В условиях всеобщей неплатежеспособности у предприятия может оказаться недостаточно собственных оборотных средств на следующий производственный цикл, не будет денежных средств для расчета по налогам с выручки и прибыли. Но при своевременности платежей этот метод обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Метод начислений широко применяется в развитых рыночных странах, где товаропроизводители надежно застрахованы от неплатежей, работают в условиях минимального финансового риска.

     В российской практике наибольшее распространение  получил второй метод – определение  выручки по фактическому поступлению средств на счет предприятия. В настоящее время применяется в основном кассовый метод, так как уровень платежеспособности предприятий сейчас низкий. Оплата признается при безналичных расчетах, когда деньги поступили на расчетный счет предприятия; при расчетах наличными деньгами – при поступлении денег в кассу предприятия; а также при зачете взаимных требований. При ритмичной отгрузке может быть плохая оплата и не будет реальных денег [4, c. 152].

     Моментом  образования выручки для целей  налогообложения считается дата поступления средств на счет предприятия. Предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета выручки, однако бухгалтерский учет обязано вести методом начислений.

     Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции исходя из действующих цен предприятия без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых наценок.

     Налог на добавленную стоимость и акцизы, хотя и включаются в цену товара, но не принадлежат предприятию и, как косвенные налоги, сразу поступают в бюджет. Торговые и сбытовые наценки не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы, уплачиваемые предприятиями-экспортерами, направляются в бюджет и не учитываются при определении выручки от реализации продукции.

     При получении предприятием выручки  от реализации продукции в иностранной  валюте эти доходы пересчитываются  в рубли по текущему курсу рубля, публикуемому ЦБ РФ, на момент поступления средств на валютный счет предприятия.

     При осуществлении операций по прямому  обмену продукцией выручка считается  на момент времени поступления обмениваемой продукции на предприятие или  на момент взаимозачета. 

1.2. Финансовый результат от реализации продукции 

Финансовым результатом  от реализации продукции является доход.

Доходы предприятий  формируются из выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ  и оказания услуг.

       Выручка от реализации является  основным доходом предприятия, главным источником его денежных поступлений, отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал, месяц).

      Выручка от реализации продукции  составляет 90% всех доходов в производстве. Она является основным источником возмещения затрат на производство и сбыт продукции и используется предприятием для:

  • оплаты счетов поставщиков за материальные ценности;
  • выплаты заработной платы рабочим и служащим;
  • создания амортизации фонда;
  • создания фондов экономического стимулирования;
  • взноса платежей в бюджет (налога с оборота, плата за производственные фонды, фиксированных платежей, свободного остатка прибыли);
  • уплаты процентов за кредит;
  • погашение банковского кредита и т.д.

     В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке.

     На  рынке предприятия выступают  как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

     Если  выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие превышает установленный объем затрат и получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

     Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

  • характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
  • является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
  • является источником формирования бюджетов разных уровней.

     Определенную  роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.

От того, насколько  достоверно будет запланирована  выручка, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное  и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

         Изменения в объеме выручки  от реализации оказывают большое  влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции.

         Следовательно, правильное планирование  выручки на предприятии имеет ключевое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Планирование и  распределение выручки  от реализации  продукции 

2.1. Методы планирования  выручки от реализации  продукции 

     Планирование  выручки необходимо для определения  плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.

     Плановая  выручка может быть рассчитана несколькими  способами [4, c. 28]:

  • путем прямого поассортиментного счета (метод прямого счета);
  • исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод);
  • пофакторный метод;
  • метод суммарного расчета (экстраполяции).

     Планирование  выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель – контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия. Общая выручка от основной деятельности предприятия включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

     Первый  метод используется на предприятиях с небольшой номенклатурой продукции  и коротким циклом производства, когда  нет переходящих остатков готовой  продукции на складе или эти остатки  по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет уровень разработки номенклатуры продукции по видам, маркам, сортам и согласование с заказчиками их объема и цен на планируемый период. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. При этих условиях выручку от реализации можно определить путем умножения объема реализуемой продукции на цену единицу продукции.

     В условиях рыночных отношений большинство  предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод по указанной выше формуле. По этому методу необходимо учитывать

  • на планируемый год: объем производства продукции, работ и услуг;
  • на начало нового периода: ожидаемые остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров отгруженных, не оплаченных в срок, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей;
  • на конец периода: рассчитанные по нормативам остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

     Количество  ожидаемых остатков готовой продукции  на начало периода берется из отчетных данных или прогноза исходя из реального положения дел. По бухгалтерскому учету остатки нереализованной продукции показываются по производственной или полной себестоимости, поэтому для пересчета в оптовые цены используются коэффициенты перевода.

     При определении переходящих остатков готовой продукции на конец периода  на складе предприятия необходимо провести анализ факторов, их формирование, определить причины сверхнормативных остатков, установить ожидаемые изменения  условий реализации (изменения местоположения потребителей, транспорта, порядка безналичных расчетов). Эти расчеты делаются при планировании величины собственных оборотных средств под запасы готовой продукции по нормативам. Расчеты остатков готовой продукции отгруженной, срок оплаты которой не наступил, или продукции на ответственном хранении у покупателей делается через анализ и планирование дебиторской задолженности.

     При высоких темпах инфляции необходимо учитывать изменение цен через  инфляционные коэффициенты. Если отпускные цены не совпадают с оптовыми ценами предприятия, при составлении товарного баланса необходимо учитывать разницу между отпускными и оптовыми ценами для расчета выручки от реализации продукции:

     ВРпл= Ог.п.н.оп.ц.+ ГПот.ц.- Ог.п.к.оп.ц.± ∆Р,

     где ∆Р – разница между оптовыми ценами и ценами реализации продукции за счет налогов, скидок или изменения объема, за счет изменения цен и т.д.

     Выручка от реализации по третьему методу рассчитывается на основе фактической выручки от реализации продукции в базисном периоде и тех изменений, которые планируются в предстоящем периоде.

     Основными факторами, корректирующими объем  выручки, являются изменения:

  • объема реализации;
  • структуры реализуемой продукции;
  • цен на продукции.

     ВРпл= ВРбаз.х Jоб.х Jстр.х Jц.,

где ВРбаз.- фактическая выручка от реализации в базисном году;

     Jоб.- индекс изменения объема реализации продукции;

     Jстр.- индекс структурных изменений в номенклатуре реализуемой продукции;

Информация о работе Доходы от реализации продукции