Бюджетный дефицит и политика его снижения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению бюджетного дефицита, причин его возникновения, социально-экономических последствий, а так же рассмотрению политики снижения бюджетного дефицита в России, основные концепции, способы борьбы с ним. Федеральный бюджет на 2012 г. утвержден по расходам в сумме 12 656 443 993,1 тыс. руб. и доходам в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 58 683,0 млрд. рублей и уровня годовой инфляции 6%.

Работа содержит 1 файл

курсовик готовый.docx

— 268.13 Кб (Скачать)

Введение

Данная курсовая работа посвящена  рассмотрению бюджетного дефицита, причин его возникновения, социально-экономических последствий, а так же рассмотрению политики снижения бюджетного дефицита в России, основные концепции, способы борьбы с ним. Федеральный бюджет на 2012 г. утвержден по расходам в сумме 12 656 443 993,1 тыс. руб. и доходам в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 58 683,0 млрд. рублей и уровня годовой инфляции 6%.[1, с.1]

Иными словами, на 2012 г. принят несбалансированный федеральный бюджет. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Исходя  из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

  1. рассмотреть теоретические основы бюджетного дефицита, дать определение  дефицита  федерального  бюджета, причины его возникновения, виды бюджетного дефицита  и рассмотреть его социально-экономические последствия;
  2. рассмотреть основные концепции бюджетной политики, способы финансирования бюджетного дефицита, а так же цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 года;

Целью данной курсовой работы является сущность бюджетного дефицита и политика его снижения в России.

Объект исследования – дефицит государственного бюджета.

Предмет исследования –бюджетный дефицит в современной России.

Методы исследования –  анализ, синтез, исследование.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и заключения. В 1 главе рассматривается сущность, виды, последствия бюджетного дефицита. Во 2 главе – политика снижения бюджетного дефицита в России, способы финансирования дефицита.       

 

Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита

1.1. Сущность и причины его возникновения

Экономическая структура  любого общества не может функционировать  без нормально организованного  потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты  различных уровней, фонды страхования, валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие денежные фонды.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно, а так же бюджет сальдо, которого равно нулю, является малоперспективным. Так как такой бюджет - это отражение функционирования самоограничивающей экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами. Если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет. Здесь мы сталкиваемся с понятием бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение  в хозяйственной, финансовой деятельности.

В современном мире нет  государства, которое в те или  иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные  бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%.

Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

В исключительных случаях  дефицит становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее). Всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и  определяющим его размер, относится  колебание объема ВВП в течение  бюджетного периода. В периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных расходов. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3 % ВНП.

Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной  частей бюджетного фонда:

  1. увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);
  2. увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);
  3. увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;
  4. увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;
  5. увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;
  6. сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;
  7. уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;
  8. сокращение доходов из-за низкой собираемости и др.

Но иногда само государство  создаёт бюджетный дефицит, это  приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе - люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Итак, дефицит в умеренном  объеме не представляет опасности для  государства. Если дефицит создан «искусственно» самим государством, то это одна из мер стимулирования экономики, которая  рассчитана на отдачу от производственного  роста в будущем. Что касается дефицита как следствие общего спада  экономики страны или чрезвычайной ситуаций, то тут необходимо принимать серьезные меры по его снижению. Это и будет представлено во 2 главе.

 

1.2. Виды бюджетного дефицита

По видам возникновения  бюджетный дефицит можно разделить  на следующие категории:

  1. циклический дефицит госбюджета;
  2. структурный дефицит госбюджета;
  3. операционный дефицит госбюджета;
  4. первичный дефицит госбюджета;
  5. квазифискальный дефицит госбюджета.

 Циклический дефицит государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления. Циклический дефицит является следствием спада деловой активности и сокращение налоговых поступлений по причине циклических колебаний в экономике. В общем выражении циклический дефицит является разницей между фактическим и структурным дефицитом.

Дефицит, возникающий в  результате сознательно принимаемых  правительством мер по увеличению государственных  расходов и снижению налогов с  целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. Структурный  дефицит, если он является продуктом  целенаправленной государственной  политики по стабилизации экономики, может  оказать существенную помощь в недопущении  резких колебаний экономической  конъюнктуры. Обычно наличие структурного дефицита является результатом дискреционной фискальной политики.

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно  сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с  объемом денежной массы.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – это скрытый дефицит, существующий наряду с измеряемым (официальным) дефицитом, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд – т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.);
  4. кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание  «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.

 

1.3. Социально-экономические  последствия бюджетного дефицита

Результатом финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета, может стать государственный долг. Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Внутренний долг - долг государства  перед юридическими и физическими лицами страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций. Облигация  — это эмиссионная долговая ценная бумага) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Информация о работе Бюджетный дефицит и политика его снижения в РФ