Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:10, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению бюджетного дефицита, причин его возникновения, социально-экономических последствий, а так же рассмотрению политики снижения бюджетного дефицита в России, основные концепции, способы борьбы с ним. Федеральный бюджет на 2012 г. утвержден по расходам в сумме 12 656 443 993,1 тыс. руб. и доходам в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 58 683,0 млрд. рублей и уровня годовой инфляции 6%.
Внешний долг - задолженность государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.
Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций. “Эффект вытеснения” связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом.
Однако надо отметить, что
«эффект вытеснения» становится
значительным и разрушительным только
при высоком уровне занятости
и ограниченности ресурсов. А вот
в экономике с
Итак, главным следствие
покрытия дефицита может стать государственный
долг. В зависимости от того, кто
выступал кредитором, можно представить
общую картину состояния
2.1. Концепции бюджетной политики
Первая базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Рассмотрим это на двух примерах:
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, не ежегодно. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Третья концепция ориентируется на идею так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией государство должно обеспечить сбалансированность экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета.
Что же касается российской
бюджетной политики, то она длительное
время базировалась на первой концепции.
Требование бездефицитности бюджета
являлось «альфой и омегой» нашего
экономического развития. В настоящее
время российская бюджетная политика
в большей степени
В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов. Сюда относятся:
Итак, три концепции, но не одна из них не является идеальной. Россия последнее время придерживается более оптимальной второй концепции, искусственно создавая дефицит при необходимости. Так же активно принимаются более конкретные меры по снижению дефицита, как привлечение иностранных инвестиций, сокращение расходов госаппарата, восстановление и инвестирование народного хозяйства и т.д.
2.2. Способы финансирования бюджетного дефицита
2.2.1. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет
монетизации дефицита
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.
Первый способ финансирования состоит в том, что необходимые для покрытия дефицита бюджета суммы правительству предоставляет центральный банк. Таким образом, этот способ представляет собой займ у центрального банка, поскольку, как правило, правительство продает центральному банку государственные ценные бумаги, за которые центральный банк ему платит, обеспечивая возможность оплатить превышение расходов правительства над доходами бюджета. Поскольку центральный банк является государственным учреждением и не имеет собственных доходов, то для того, чтобы заплатить за купленные у правительства государственные ценные бумаги, центральный банк должен «напечатать», эмитировать деньги. В результате в обращение попадают дополнительные деньги, и происходит увеличение денежной массы. Поэтому такой способ финансирования называется монетизацией бюджетного дефицита.
Достоинства такого способа финансирования:
Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Отсроченные платежи - способ
финансирования бюджетного дефицита,
при котором правительство
внутреннего займа
Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя) и продает их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизируется государственным долговым обязательством и дает право ее владельцу по истечении срока получить определенную сумму долга и проценты.
Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражается денежной суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляется процент. Однако реальная доходность облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоненной от нарицательной стоимости.
Казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государство направляет только на пополнение бюджета
Достоинства этого способа:
Недостатки этого способа:
внешнего займа
Внешний займ основан на получении необходимых средств у правительств развитых стран или международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Как правило, займ происходит путем продажи частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов.
Достоинство этого метода
состоит в возможности
Недостатки этого способа:
Информация о работе Бюджетный дефицит и политика его снижения в РФ