Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:10, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению бюджетного дефицита, причин его возникновения, социально-экономических последствий, а так же рассмотрению политики снижения бюджетного дефицита в России, основные концепции, способы борьбы с ним. Федеральный бюджет на 2012 г. утвержден по расходам в сумме 12 656 443 993,1 тыс. руб. и доходам в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 58 683,0 млрд. рублей и уровня годовой инфляции 6%.
Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки. В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг, а первого-инфляция.
2.3. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014гг.
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.
Исходя из этого, необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.
Первое. Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны. Не позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России.
Второе. Следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета. При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить – в рамках переходного периода – создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.
Третье. На 2012–2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, – до 20 процентов.
Четвёртое. Требуется повысить роль налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства.
Пятое. Бюджетная политика
должна быть нацелена на улучшение
условий жизни человека, адресное
решение социальных проблем, повышение
качества государственных и
Шестое. Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счёт формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.
Седьмое. Должна быть существенно снижена роль государства в непосредственном управлении экономическими активами. Правительству РФ необходимо определить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях. Цель этой работы заключается прежде всего в создании условий для притока инвестиций и справедливой конкуренции в тех сферах, где такая конкуренция может способствовать активизации инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности частных компаний, в том числе малых и средних. Надо исключить преимущества для деятельности организаций, которые полностью или частично находятся в государственной или муниципальной собственности, если это прямо не связано с обеспечением безопасности государства.
Восьмое. Требует кардинальной
перестройки система
Девятое. Необходимо расширение применения механизмов государственно-частного партнёрства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций. Надо продолжить поддержку инновационного предпринимательства.
Десятое. Требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Одиннадцатое. Правительство Российской Федерации должно утвердить Концепцию создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленную на повышение открытости, прозрачности и подотчётности финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, и начать реализацию этой концепции.
Заключение
В моей работе показаны основные теоретические моменты теории бюджетного дефицита и мер по борьбе с ним. Идеальным можно назвать бюджет, который имеет сбалансированный характер (доходная часть и расходная равны). Но на практике такого добиться крайне сложно и зачастую перевес возникает на стороне расходной части, то есть возникает дефицит. Даже если и удалось добиться сбалансированности, то это не говорит о высокой эффективности экономики страны, так как нет стимула и перспектив для большего развития и экономику можно назвать самоограничевающей. Причины дефицита различны: как следствия общего спада экономической активности, так и чрезвычайные ситуации - в любом случае падают доходы государства. Но иногда государство само создает дефицит, это стимулирует экономический рост в период спада экономики.
Россия сейчас находится на посткризисном этапе развития. В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из неё инвестиционные ресурсы. Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления. Сегодня общепризнанно, что требуется последовательно провести бюджетно-налоговую реформу. Это позволит существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджета, создать механизмы действенного контроля за использованием финансовых ресурсов государства. Одновременно важно осуществить комплекс мер, улучшающих финансовые отношения нашей страны с другими государствами.
При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008–2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике. Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач. Наша страна намерена полностью выйти на бездефицитный бюджет к 2015 году.
Таким образом, выводы по работе позволяют утверждать, что цель работы достигнута, задачи, поставленные для реализации цели работы в задании, решены в полном объеме и соответствуют требованиям выдвинутой для исследования проблемы.
Источники и литература
Приложение 1
Приложение 1
Рис.1 Исполнение федерального бюджета по данным Министерства финансов. www.minfin.ru
Приложение 2
Рис.2 Величина внешнего долга. По данным Справочника ЦРУ. http://ru.wikipedia.org
28
Информация о работе Бюджетный дефицит и политика его снижения в РФ