Бюджетная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной политики Российской Федерации, ее цели и задачи.

Содержание

Введение
1. Определение, цели, задачи и основные инструменты бюджетной политики
1.1 Определение, цели и задачи бюджетной политики
1.2 Основные инструменты проведения государственной бюджетной политики
2. Бюджетная политика Российской Федерации: важный инструмент борьбы с кризисом и национальная система образования
2.1 Бюджетная политика – важный инструмент борьбы с кризисом
2.2 Бюджетная политика и национальная система образования
2.2.1 Реформа межбюджетных отношений
2.2.2 Автономные учреждения
2.2.3 Федеральные университеты
2.2.4 Налоговая политика и реформирование оплаты труда
3. Бюджетная политика России: направления модернизации
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Бюджетная политика РФ.docx

— 86.48 Кб (Скачать)

     Введение 

     Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной  жизни. Объектом этой деятельности выступают  экономика в целом, а также  отдельные составные элементы, такие  как  цена, денежное обращение, финансы  и другое.

     Совокупность  целенаправленных действий с использованием финансовых отношений представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политики.

     Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Объектом исследования данной курсовой работы является совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Предметами исследования выступают Бюджетный и Налоговый  кодексы Российской Федерации, а  также ежегодные Бюджетные Послания президента Федеральному собранию Российской Федерации.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной политики Российской Федерации, ее цели и задачи.

     Для достижения данной цели поставлены следующие  задачи:

    1. Дать определение понятию бюджетная политика;
    2. Рассмотреть основные инструменты проведения государственной бюджетной политики;
    3. Рассмотреть бюджетную политику как инструмент в борьбе с кризисом;
    4. Рассмотреть бюджетную политику и национальную систему образования;
    5. Рассмотреть направления модернизации бюджетной политики России.

     В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной  бюджетной политики в масштабах  всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой  огромной страны, как Россия, будет  гарантирована только при условии  финансового благополучия ее многочисленных территорий. 
 

 

  1. Определение, цели, задачи и основные инструменты бюджетной политики
    1. Определение, цели и задачи бюджетной политики
 

     Для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики  и обеспечения социальной поддержки  населения необходима централизация  денежных ресурсов, выходящих за рамки  отдельных хозяйств и отраслей. Основным инструментом государственного регулирования  экономики является бюджетная политика. Бюджетная политика позволяет реализовывать  основные функции государственной  власти через государственный бюджет.

     Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Согласно Бюджетному кодексу  Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Государственный  бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  собранием как закон. Через государственный  бюджет государство концентрирует  у себя значительную долю национального  дохода для финансирования народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета  происходит перераспределение национального  дохода, что создает возможность  маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы  и уровень развития общественного  производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

     Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений  использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических  и социальных процессов. В соответствии с намеченными целями формируются  задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики:

  1. концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  2. снижение налоговой нагрузки на экономику;
  3. упорядочивание государственных обязательств;
  4. создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

     Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки  и государственные займы.

     В качестве критериев оценки эффективности  бюджетной политики выступают следующие  показатели:

  1. уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  2. уровень выполнения бюджетных обязательств;
  3. величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  4. объем финансовых ресурсов, направляемых на обслуживание государственного бюджета;
  5. уровень монетизации бюджетного дефицита;
  6. величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  7. динамика валового внутреннего продукта;
  8. уровень безработицы;
  9. степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

     Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования  финансовых ресурсов в бюджет (возможный  бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный  потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический  объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

     На  основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности  реализации функций государства, включая  функции государственного регулирования  экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между  возможным потенциалом и фактическим  бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.

     Бюджетная политика государства как часть  налоговой политики находит свое выражение в видах применяемых  налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых  льготах. Ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам. Инвестиционная политика – это составная часть финансовой и бюджетной политики, проводимой государством в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направления их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технологического уровня. Как часть фискальной политики бюджетная политика ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

     Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими  весь бюджетный процесс.

     На  очередной финансовый год бюджетная  политика определяется Бюджетным посланием  Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале1 предшествующего года. Согласно Бюджетному кодексу РФ2 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

     Проводимая  бюджетная политика в РФ ориентирована  на достижение стратегических целей  развития страны, повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого  экономического роста и повышения  конкурентоспособности страны. Осуществляется реализация приоритетных национальных проектов. Создается основа, для  решения назревших проблем, повышения  качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечение граждан  доступным и комфортным жильем, формирование доступных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.

     Бюджетная политика РФ на долгосрочную перспективу  должна формироваться исходя из необходимости  улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения  позитивных структурных изменений  в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности  и прозрачности управления общественными  финансами. Основными направлениями  бюджетной политики РФ в соответствии с бюджетными посланиями президента РФ являются:

  1. обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ в долгосрочном периоде;
  2. усовершенствование политики аккумулирования «конъюнктурных» доходов бюджета в Стабилизационный фонд;
  3. повышение результативности бюджетных расходов;
  4. расходы всех бюджетов должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть, достигнут наиболее эффективным способом;
  5. повышение роли среднесрочного планирования;
  6. расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств;
  7. совершенствование межбюджетных отношений;
  8. эффективное участие России в инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран.

     Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей  также может выступать одним  и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. В условиях России к вышеназванным  показателям эффективности3 можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

  1. масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО4, КНО5, зачеты);
  2. величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
  3. величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

     Налоговая политика на среднесрочную перспективу  формируется, исходя из необходимости  стимулирования позитивных структурных  изменений в экономике, последовательного  снижения совокупной налогового нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

     Обязательно происходит координирование бюджетной  политики с денежно-кредитной, внешнеэкономической  и структурной политикой.

     Денежно-кредитная  политика имеет значительный временной  промежуток – время от принятия решения до его результата. Влияние  ее на размер валового внутреннего  продукта в значительной степени  связано (через колебания ставки процента) с изменением инвестиционной активности в экономике, что само по себе является довольно длительным процессом. Запаздывание результата может  даже ухудшить ситуацию.

     Субъектом денежно-кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет  установки правительства, но не является правительственным институтом, а  имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения властей. Правительство  не вправе требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного  количества денег. В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия  на денежно-кредитную сферу и  сопряженные области экономики. Однако при проведении определенного  круга операций ЦБ РФ вправе и прямо  вмешиваться в те или иные процессы. В частности, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно  считать регулирование денежной эмиссии и ограничения динамики кредитования. ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную  Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  не позднее 1 декабря – окончательный  вариант основных направлений.

Информация о работе Бюджетная политика РФ