Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи включают:
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
- оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
- концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
- повышение эффективности управления государственным долгом.

Содержание

введение ……………………………………………………………………… 3
1 Сущность и значение финансовой политики,
её цели и задачи …………………………………………………………… 5
2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ……..…………………… 9
2.1 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.
Содержание и разновидности…………………………………………………… 9
2.2 Потенциал бюджетно-налоговой политики ……………………………… 13
3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь
в современных условиях……………………………………………… 17
3.1 Формирование и модернизация бюджетно-налоговой системы
и бюджетной политики в Республике Беларусь ……………………………… 17
3.2 Исполнение бюджета и бюджетная политика
в условиях финансово-экономического кризиса в 2009–2010 гг. …………… 25
Заключение ………………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа Теория финансов.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

     Исполнение  бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

     Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции  – 97,2%, сельского хозяйства – 101,3%, инвестиций в основной капитал – 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами – 70,1%. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) [14; c. 17].

     Снижение  экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный  бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).

     Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и  акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% – налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета, таблице 3.1.

      

Таблица 3.1 – Динамика структуры доходов

консолидированного  бюджета за 2008–2009 годы, % [14; c. 18] 

Показатели  2008 год 2009 год
1. Налоговые  доходы – всего 71,3 65,7
в том  числе:    
Налоги  на доходы и прибыль  17,0 15,3
в т.ч. – подоходный налог 6,4 6,9
Налоги  на собственность 3,1 2,6
Налоги  на товары и услуги 31,2 31,7
в т.ч. – НДС 17,4 19,2
 –  акцизы 5,9 5,8
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 16,2 12,7
2. Взносы  на государственное социальное  страхование  22,1 25,2
3. Неналоговые доходы 6,6 9,1
Итого доходов  100,0 100,0

     Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы  Фонда социальной защиты населения  – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%.

     В условиях воздействия на экономику  страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в  области политики расходов бюджета  в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.

     При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом  расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении [14; c. 19].

     Ресурсы бюджета на государственную поддержку  предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.

     В 2009 году было продолжено совершенствование  форм поддержки государством реального  сектора экономики.

     Введен  новый механизм стимулирования продаж белорусской продукции на экспорт  – компенсация части процентов по кредитам Сбербанка России на приобретение отечественной техники в Российской Федерации.

     За  счет бюджетных средств стимулируется  внутренний спрос на отечественную  продукцию, предусматривающий предоставление на льготных условиях кредитов гражданам  на приобретение отечественной техники.

     Создан  национальный лизинговый оператор –  ОАО «Промагролизинг» – для приобретения отечественной техники и ее реализации на условиях минимальных первоначальных платежей.

     В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 12,6% (в реальном выражении) ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 74,7%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, обслуживание государственного долга – 1,7%.

     В 2009 году были сокращены расходы на приобретение товаров длительного  пользования и капитальные ремонты, на финансирование государственной  инвестиционной программы, при этом обеспечено первоочередное финансирование объектов, ввод в действие которых был запланирован в 2009 году. В целом капитальные расходы за 2009 год профинансированы на 23,9% меньше уровня 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 17,5%.

     В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП).

     Расходы консолидированного бюджета (без учета  ФСЗН) в 2009 году сложились на 52,2% из расходов республиканского бюджета и 47,8% – расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 65,7%.

     Доходы  республиканского бюджета за 2009 год  с учетом Фонда социальной защиты населения составили 46 818,8 млрд. рублей, расходы – 46 326,2 млрд. рублей, профицит – 492,6 млрд. рублей (0,4% к ВВП).

     По  предварительным данным Министерства финансов Республики Беларусь доходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года сложились в сумме 30,3 трлн. рублей, или 101,2 процента уточненного годового плана [10].

     Налога  на прибыль поступило 3,3 трлн. рублей, или 100,2 процента уточненного годового плана. За январь-декабрь 2010 года в республиканский  бюджет поступило НДС на сумму 11,8 трлн. рублей, или 103,4 процента уточненного  годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 5,8 трлн. рублей, или 98,5 процентов уточненного годового плана. По состоянию на 1 января 2011 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 32,0 млрд. рублей, что на 26,7 млрд. рублей меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 года.

     Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года по предварительной информации составили 34,3 трлн. рублей, или 98,7 процента уточненного годового плана. Из них расходы на общегосударственную деятельность составили 14,3 трлн. рублей (99,0%), национальной экономики – 8,7 трлн. рублей (97,3%), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 6,7 трлн. рублей (99,6%). Дефицит республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года составил – 4,0 трлн. рублей. 

Таблица 3.2 – Показатели исполнения республиканского бюджета

за январь–декабрь 2010 год, млрд. руб. [10] 

Показатели Уточненный  план на 2010 г. Исполнено  
за январь- 
декабрь т.г.
В% к уточненному годовому плану
Всего доходов  29 932,0 30 280,6 101,2
из  них:      
- налог  на прибыль  3 321,7 3 329,4 100,2
- налог  на добавленную стоимость  11 397,4 11 784,9 103,4
- акцизы  4 390,2 4 348,9 99,1
Всего расходов 34 712,0 34 270,3 98,7
из  них:      
- общегосударственная  деятельность  14 445,7 14 301,9 99,0
- национальная  экономика  8 969,6 8 723,1 97,3
- расходы на финансирование социальной  сферы  6 696,9 6 670,6 99,6
Превышение  доходов над расходами (+),  
Дефицит (-)
 
- 4 779,9
 
-3 989,7
 
 
 

     Бюджет 2011 года по мнению экспертов совмещает две, на первый взгляд, несовместимые концепции. С одной стороны, он социальный, т.е. предусматривает значительные финансовые ресурсы на выплату зарплат бюджетникам, поддержку медицины, образования, науки и культуры. С другой – инновационный, т.е. предполагает расширение финансирования новых инновационных проектов и технологий. Благодаря этой формуле и с учетом того, что 2011 – первый год после кризиса, бюджет-2011 экономисты уже назвали самым лучшим как минимум за последние 5 лет.

 

Заключение 

     Бюджетно-налоговая политика государства как основное направление финансовой политики есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства. Стратегическая цель фискальной политики – оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.

     Стимулирующая фискальная политика имеет место  в период циклического спада экономики. Главная задача такой экспансионистской политики – смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоление. Основное содержание стимулирующей фискальной политики – рост государственных расходов и снижение налогов.

     Сдерживающая  фискальная политика имеет место  в период подъема как фазы промышленного цикла. Главная задача такой рестриктивной политики – за счет сдерживания деловой активности ограничить чрезмерно быстрое «разогревание» национальной экономики.

     Применяемые в развитых странах налоговые  системы построены на базе единых общепринятых в мировой практике принципов налогообложения и, несмотря на множество конкретных решений по количеству, уровню ставок и порядку взимания отдельных налогов и сборов, имеют общую основу.

     При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой  страны всегда составляют следующие  прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

     Основные  направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие: прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд; государственные инвестиции в экономику; реализация значительной части товаров и услуг через систему государственных закупок, поскольку государство выступает на рынке в качестве крупнейшего потребителя продукции; налоговое регулирование, включая местные налоги и налоговые льготы.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях