Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи включают:
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
- оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
- концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
- повышение эффективности управления государственным долгом.

Содержание

введение ……………………………………………………………………… 3
1 Сущность и значение финансовой политики,
её цели и задачи …………………………………………………………… 5
2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ……..…………………… 9
2.1 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.
Содержание и разновидности…………………………………………………… 9
2.2 Потенциал бюджетно-налоговой политики ……………………………… 13
3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь
в современных условиях……………………………………………… 17
3.1 Формирование и модернизация бюджетно-налоговой системы
и бюджетной политики в Республике Беларусь ……………………………… 17
3.2 Исполнение бюджета и бюджетная политика
в условиях финансово-экономического кризиса в 2009–2010 гг. …………… 25
Заключение ………………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа Теория финансов.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

     В состав Кодекса вошли нормы действовавших  ранее законов в этой сфере  – в значительно расширенном  и актуализированном виде, и введены новые положения, необходимые для решения вопросов, стоящих в настоящее время перед экономикой.

     В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.

     В рамках систематизации бюджетного законодательства в Бюджетном кодексе пересмотрен понятийный аппарат, терминология изложена в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Учтена практика применения Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», других законодательных актов, регулирующих вопросы бюджетных отношений, и положительный опыт формирования бюджетного законодательства в странах СНГ и других государствах.

     На  постоянной основе установлено разграничение  доходных источников и расходных полномочий между бюджетами разного уровня бюджетной системы Республики Беларусь на основе сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов и с учетом закрепленных за ними функций.

     В отдельный раздел Бюджетного кодекса выделены вопросы межбюджетных отношений, включая формы финансовой помощи нижестоящим бюджетам, условия и порядок ее предоставления.

     С учетом допустимых параметров финансовой безопасности Республики Беларусь в  законопроекте установлены основные нормы в области заимствований местных бюджетов.

     В Кодекс включены вопросы формирования бюджета в разрезе бюджетных  программ и в состав бюджетной  классификации включена программная  классификация расходов бюджета. Функциональная классификация расходов бюджета  по разделам и подразделам устанавливается согласно приложению к Кодексу.

     Предусмотрено внедрение метода среднесрочного финансового планирования (3-летнее бюджетное планирование) и других современных подходов бюджетной политики.

     Нормы законопроекта учитывают опыт применения бюджетного законодательства в странах  СНГ и современные методологические подходы к его разработке, гармонизированы с бюджетным законодательством в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС. Столь серьезное обновление правовой базы бюджетных отношений потребовало значительного пересмотра или актуализации положений нормативных правовых актов, содержащих нормы бюджетного законодательства.

     Согласно  Плану мероприятий Правительства  для приведения действующего законодательства в соответствие с положениями  Бюджетного кодекса Республики Беларусь Министерством финансов были разработаны нормативные правовые акты:

     1)  Декрет Президента Республики Беларусь №6 «О внесении дополнений и изменений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь» (вносит коррективы по вопросам бюджетных отношений в 3 декрета Президента Республики Беларусь);

     2)  Указ Президента Республики Беларусь №241 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь» (вносит коррективы в 76 указов Президента Республики Беларусь);

      3)  постановление Совета Министров Республики Беларусь № 183 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 марта 2001 г. № 332» (внесены изменения и дополнения в 31 постановление) [9].

     В январе 2009 года внесен в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений». Разработка законопроекта продиктована необходимостью обеспечить приведение в соответствие с нормами Бюджетного кодекса отдельных положений некоторых законов Республики Беларусь, устанавливающих правовые нормы в сфере отношений, регулируемых Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

     С целью создания эффективной системы  управления государственными финансами  Министерством финансов ведется  работа по внедрению программно-целевого метода бюджетного планирования. В рамках бюджетного планирования применение программно-целевого метода основано на обеспечении взаимосвязи бюджетных расходов и достигаемых с их помощью конечных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.

     Министерством финансов для составления бюджета  по программно-целевому методу проведены следующие мероприятия.

     1.  Разработана и утверждена программная классификация расходов бюджета, включающая все действующие в республике государственные и региональные программы, на выполнение которых расходуются бюджетные средства (постановление Министерства финансов от 31 декабря 2008 года № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь»). Программная классификация позволяет группировать расходы республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов по программам и подпрограммам.

     Внедрение программной классификации дает возможность иметь полную информацию о количестве программ и их основных параметрах: объемах и источниках финансирования, сроках реализации, конкретных направлениях расходования бюджетных средств.

     2.  Внесены изменения в Положение о паспорте бюджетной программы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2009 года № 782 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 года № 668»). Теперь вся информация и по финансированию программы, и по выполняемым показателям представляется в паспорте бюджетной программы в разрезе выполняемых заказчиком задач, что создает условия для проведения более качественной оценки эффективности программ. Тем самым повышается качество подготовки и реализации программ, ответственность заказчиков в определении желаемых результатов и эффективность государственных расходов за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

     3.  Внесены изменения в постановление Министерства финансов от 17 октября 2007 г. № 148 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы паспорта бюджетной программы и иных вопросах, связанных с применением постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 668 (постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15 сентября 2009 г. № 113 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 октября 2007 г. № 148»). Вносимые изменения позволяют обеспечить надлежащий учет и контроль за расходованием бюджетных средств на выполнение программ, устанавливают порядок внесения Министерству финансов Республики Беларусь предложений по введению отдельного кода программной классификации расходов бюджета, содержат основные требования к составлению формы паспорта бюджетной программы и проводимой заказчиками программы оценки ее эффективности.

     4.  Разработаны Методические рекомендации о порядке разработки планов деятельности распорядителей бюджетных средств (Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июля 2009 г. № 207 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке разработки планов деятельности распорядителей бюджетных средств»). С принятием Бюджетного кодекса распорядители бюджетных средств в соответствии с их функциями и задачами, определенными законодательством, и исходя из необходимости достижения установленных ими результатов и эффективного расходования бюджетных средств составляют планы своей деятельности [9].

     Методическими рекомендациями определены основные требования и единый порядок разработки планов деятельности распорядителей бюджетных средств, которые должны включать полную информацию о деятельности распорядителей, необходимую Министерству финансов Республики Беларусь и местным финансовым органам для оценки результатов бюджетной политики, разработки проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год, среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

     Реализация  данного Приказа направлена на создание эффективной системы управления государственными финансами и условий для полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на достижение целей и решение задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективных расходов.

     С учетом новых требований законодательства и необходимости всесторонней оценки экономических последствий принятия нормативных правовых актов совместным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 30 июня 2009 года №88/124 «Об утверждении Инструкции по методике подготовки финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов» была утверждена Инструкция по методике подготовки финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов.

     Положения постановления и Инструкции нацелены на обеспечение надлежащего учета  и контроля влияния нормативных  правовых актов на параметры бюджета  на среднесрочную перспективу в  целях проведения более жесткой  бюджетной политики и содержат основные требования к разработке финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов государственными органами. Положения Инструкции соответствуют современным требованиям к прогнозированию финансово-экономических последствий принятия нормативных правовых актов.

     В целях усиления контроля за экономным  и эффективным использованием бюджетных  средств Министерством финансов реализован комплекс мер антикризисного характера по ужесточению бюджетной  политики.

     Предпринимаются следующие ключевые шаги, направленные на сбалансированность консолидированного бюджета сектора государственного управления и выполнение принятых бюджетных обязательств:

     - с целью ограничения бюджетных расходов текущего года проведена инвентаризация государственных программ, в ходе которой принимались решения о сокращении непервоочередных расходов и переносе отдельных мероприятий, в первую очередь инвестиционных, на последующие годы;

     - сокращение текущих и капитальных расходов бюджетных организаций. При этом в полном объеме обеспечено финансирование расходов бюджетных организаций на выплату заработной платы, трансфертов населению, оплату коммунальных услуг;

     - ведется работа по расширению адресной социальной помощи населению;

     - предприняты меры по компенсации недопоступления налоговых доходов за счет увеличения неналоговых доходов, включая поступления от управления средствами бюджетов, доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства, прочие неналоговые доходы бюджетов;

     - обеспечено привлечение внешних государственных заимствований от международных финансовых организаций и по двусторонним соглашениям для целей формирования государственных золотовалютных резервов. 

     3.2 Исполнение бюджета и бюджетно-финансовая политика в условиях финансово-экономического кризиса в 2009–2010 гг. 

     В 2009 г. в области бюджетно-финансовой политики был реализован комплекс антикризисных мер, направленных на обеспечение сбалансированности государственного бюджета и выполнение бюджетных обязательств. Прежде всего были ограничены бюджетные расходы за счет отмены или переноса сроков реализации некоторых мероприятий (в основном инвестиционного характера), а также сокращения текущих и капитальных расходов бюджетных организаций. При этом финансирование бюджетных расходов социального характера обеспечено в полном объеме. Основным видом государственной поддержки субъектов хозяйствования выступала компенсация процентов за пользование банковскими кредитами, а предоставление прямой бюджетной помощи производилось только по уже принятым решениям.

     Необходимость сокращения бюджетных расходов была вызвана уменьшением поступлений в бюджет из-за ухудшения экономической ситуации в стране и мире. В соответствии с Указом Президента от 28 мая 2009 г. № 264 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2009 год» план по расходам был уменьшен почти на 11 трлн. руб., а утвержденный первоначально объем бюджета сокращен только на сумму планировавшегося ранее дефицита – 2,8 трлн. руб. Разница между этими суммами была зачислена в Резервный фонд Президента. В случае улучшения экономической ситуации и получения дополнительных доходов образующийся резерв предполагалось сократить и соответственно увеличить объемы бюджетного финансирования. Однако улучшения экономической конъюнктуры не произошло, и доходы бюджета не только не достигли запланированного уровня, но и оказались меньшими, чем в предыдущем году.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях