Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи включают:
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
- оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
- концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
- повышение эффективности управления государственным долгом.

Содержание

введение ……………………………………………………………………… 3
1 Сущность и значение финансовой политики,
её цели и задачи …………………………………………………………… 5
2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ……..…………………… 9
2.1 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.
Содержание и разновидности…………………………………………………… 9
2.2 Потенциал бюджетно-налоговой политики ……………………………… 13
3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь
в современных условиях……………………………………………… 17
3.1 Формирование и модернизация бюджетно-налоговой системы
и бюджетной политики в Республике Беларусь ……………………………… 17
3.2 Исполнение бюджета и бюджетная политика
в условиях финансово-экономического кризиса в 2009–2010 гг. …………… 25
Заключение ………………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа Теория финансов.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

     В третьем варианте бюджетно-финансовой политики ее роль заключается в достижении сбалансированности экономики в целом, а не только бюджета (как по концепции, используемой в первом и втором вариантах). Согласно третьему подходу, макроэкономическая стабильность может сочетаться с разными состояниями бюджетного финансирования, то есть может сопровождаться как дефицитом, так и профицитом бюджета. Бюджетная стабильность здесь рассматривается всего лишь как второстепенная функция экономической динамики.

     Подобная  трактовка исходит из того, что макроэкономическая стабильность означает устойчивый экономический рост, который сопровождается автоматическим увеличением налоговых поступлений. И как его следствие происходит самоликвидация бюджетных дефицитов. Согласно принципам третьего варианта, при возникновении дефицитов их можно ликвидировать путем повышения налогов или привлечения займов. Однако в этом случае долг будет возрастать. Но в условиях опережающего накопления кредитных ресурсов для финансирования бюджета макроэкономическую стабильность удастся сохранить.

     В развитых рыночных экономиках сегодня  преобладает использование второго  и третьего вариантов бюджетно-финансовой политики. Это значит, что государства  большинства стран проводят курс на допущение финансовых дефицитов.

 

2. Бюджетно-налоговая политика как инструмент регулирования рыночной экономики 

     2.1 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Содержание и разновидности 

       «Фиск» означает казна, «фискал» – сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что бюджетно-налоговая (фискальная) политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так. В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а также другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещенного в реальном секторе экономики (см. рисунок 2.1).

     Таким образом, у фискальной политики государства  обнаруживается и второй компонент – это «линия расходов». Здесь государство стремится регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на происходящие в стране социально-экономические процессы. 

       
 

       

     

     

     

       
 

       

Рисунок 2.1 Основные компоненты

 современной  фискальной политики [7; c. 355] 

     Фискальная  политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства.

     В цивилизованной стране фискальная политика формируется и контролируется парламентом страны с учетом выработанной теоретической концепции, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.

     Нам известно, что основными задачами экономической политики государства выступают обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платежного баланса, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. Поэтому бюджетно-налоговая (или фискальная) политика обнаруживается как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и общего состояния государственного бюджета, которые направлены на достижение соответствующих задач социально-экономического развития [7; c. 359].

     Векторы фискальной политики современного государства непосредственно зависят от следующих основных факторов:

     -  состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;

     -  принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;

     -  имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;

     -  степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.

     Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

     Разновидности фискальной политики. Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов, так и структуры государственных расходов. Стратегическая цель фискальной политики – оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.

     Есть  резон выделять долгосрочную, среднесрочную  и конъюнктурную фискальную политику. В том случае, когда фискальная политика выстраивается в зависимости от фазы промышленного цикла, называется антициклической. В рамках такой конъюнктурной политики принято различать стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую (фискальную) политику (см. рисунок 2.2).

     Стимулирующая фискальная политика имеет место в период циклического спада экономики. Главная задача такой экспансионистской политики – смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоление. Основное содержание стимулирующей фискальной политики – рост государственных расходов и снижение налогов. Наиболее доступный и упрощенный вариант ее реализации – стимулирование совокупного спроса, в первую очередь потребительских и государственных расходов. Вариант, имеющий прицел на долговременную перспективу, предполагает ускоренное обновление основного капитала, совершенствование экономического потенциала.

     Сдерживающая  фискальная политика имеет место в период подъема как фазы промышленного цикла. Главная задача такой рестриктивной политики – за счет сдерживания деловой активности ограничить чрезмерно быстрое «разогревание» национальной экономики.

     Основное  содержание рестриктивной фискальной политики – сокращение государственных расходов и увеличение налоговой нагрузки. 

 

Рисунок 2.2 – Основные разновидности фискальной политики [7; c. 361] 

     При этом мы знаем, что нужно быть готовым к тому, что подавление инфляции спроса может обернуться увеличением безработицы, а сдерживание объема выпуска переродится в стагфляцию.

     Если  в антициклическую фискальную политику встраиваются элементы денежно-кредитной политики, то в таком случае говорят об антициклической экономической политике.

     Еще раз подчеркнем, что проведение фискальной политики предполагает отказ от принципа сбалансированности государственного бюджета. В противном случае антициклическая политика превращается в так называемую параллельную, или проциклическую, политику, когда действия правительства не ослабляют, а, наоборот, усиливают конъюнктурные колебания. Встроенные стабилизаторы. Фискальная антициклическая политика может реализовываться как дискреционная и недискреционная.

     При дискреционной политике изменению величины государственных расходов и объема налогов (налоговой нагрузки) предшествует принятие правительством специальных решений. Поэтому дискреционную политику часто называют активной, так как для нее типично сознательное манипулирование налогами и государственными расходами.

     Но  для дискреционной политики характерно наличие временного лага между принятием решения и самими экономическими действиями, так как данная тематика всегда проходит процедуру обсуждения и утверждения в парламенте страны.

     Такой временной лаг в фискальной политике включает лаг опознания ситуации (лаг диагностики плюс лаг прогноза), лаг акции (лаг мероприятия плюс лаг решения), а также внешний лаг (лаг реакции плюс лаг продвижения).

     Наличие временного лага может привести к  тому, что мероприятия дискреционной (активной) фискальной политики не уменьшат, а еще больше усилят циклические колебания, т.е. приведут к проциклическим последствиям.

     Это именно та ситуация, когда говорят: «Надеялись на лучшее, а получилось как всегда».

     При недискреционной политике срабатывают так называемые встроенные (автоматические) стабилизаторы регулирования экономической активности. В период подъема вслед за ростом доходов (налогооблагаемая база) сумма налогов возрастает автоматически, тем более, если используются прогрессивные ставки налогов. Наоборот, в период спада вслед за сокращением доходов резко сокращаются и налоговые вычеты. Уменьшаются выплаты, связанные с системой участия в прибылях. Одновременно автоматически вслед за ростом безработицы и т.п. увеличиваются государственные расходы, связанные с социальными трансфертами.

     Опыт  тех стран, которые активно используют обозначенные выше принципы фискальной политики, показывает, что «встроенные стабилизаторы» – весьма эффективное средство воздействия на процессы национального воспроизводства, способствуют сглаживанию волн промышленного цикла и их приближению к линии тренда экономического развития. В фазе подъема налоговые отчисления автоматически увеличиваются, а государственные расходы (за счет сокращения трансфертных платежей) уменьшаются. Циклический излишек бюджета (профицит) сдерживает инфляционный экономический рост.

     В период спада бюджетный дефицит (результат сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных расходов) стабилизирует объем совокупного спроса, что сдерживает кризисный спад объема выпуска.

     Встроенные стабилизаторы не устраняют главной причины, порождающей циклические колебания равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня. Поэтому встроенные стабилизаторы все же необходимо дополнять мерами оперативного воздействия на национальную экономику. О подготовке таких оперативных мероприятий обязано позаботиться правительство страны.

     В заключение необходимо подчеркнуть, что складывающаяся экономическая конъюнктура в свою очередь оказывает воздействие на потенциал встроенных стабилизаторов. Так, в условиях инфляции возникает эффект, когда налогоплательщики сознательно затягивают внесение налогов в государственный бюджет, так как происходит обесценивание денег, что сулит получение для них определенного выигрыша. 

     2.2 Потенциал бюджетно-налоговой политики 

     Каждая  в отдельности функция налогообложения  и все функции налогов вместе взятые многое значат. Поэтому в современных условиях налоги выступают как активное средство косвенного государственного регулирования национальной экономики.

     Так, правительство страны еще только приступает к разработке проекта бюджета и налогового режима, оглашает в СМИ возможные изменения. Все налоги и сборы, как говорится, еще только в будущем, а хозяйствующие субъекты тем не менее незамедлительно реагируют на вносимые изменения и декларируемые новые параметры налогообложения. Потому что условия налогообложения непосредственно затрагивают экономические интересы хозяйствующих субъектов [8; c. 177].

     Содержание  налоговой политики определяется не только уровнем налоговой нагрузки, перечнем налогов и сборов, но и  достигнутой степенью собираемости налогов, характером используемых штрафных санкций, наличием или отсутствием налоговых льгот, преференций, каникул и т.п.

     Оценивая  потенциал налоговой политики, следует  обратить внимание на то, что налоговые  изменения воздействуют на экономические процессы косвенным образом. При снижении налогов можно рассчитывать на увеличение объема потребления (домашние хозяйства) и на рост инвестиционной активности (предприятия). Но на практике такие налоговые изменения могут привести к тому, что домашние хозяйства, наоборот, увеличат предельную склонность к сбережениям, а предприниматели сочтут нужным ускорить погашение банковских кредитов.

     Такой же разнобой может происходить и  тогда, когда государство увеличивает налоги. Дело в том, что, снижая (повышая) налоговую нагрузку, государство лишь изменяет общие условия хозяйствования, но не предписывает хозяйствующим субъектам конкретные экономические решения.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях